Научная статья на тему 'Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика'

Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3580
1459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ОДАРЕННОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / GIFTED PUPIL / TEACHER / TALENT / ATHLETIC ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Елена Викторовна

Статья посвящена стратегии работы с детьми, с определением педагогических критериев по выявлению одаренного ученика в сфере спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргунова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF GIFTED STUDENTS IN SPORTS ACTIVITIES

Article focuses on strategies for working with children, where the educational criteria to identify gifted students in sports.

Текст научной работы на тему «Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика»

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОГО В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

Моргунова Елена Викторовна

учитель физической культуры Муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия № 30», РФ, г. Курган

E-mail: elena2903 73@mail. ru

IDENTIFICATION OF GIFTED STUDENTS IN SPORTS ACTIVITIES

Morgunova Elena

Teacher of physical culture Municipal autonomous educational institution city Mound "High school No. 30", Russia, Kurgan

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена стратегии работы с детьми, с определением педагогических критериев по выявлению одаренного ученика в сфере спорта.

ABSTRACT

Article focuses on strategies for working with children, where the educational criteria to identify gifted students in sports.

Ключевые слова: одаренный ученик, учитель, одаренность, спортивные способности.

Keywords: gifted pupil, teacher, talent, athletic ability.

В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными

Моргунова Е.В. Выявление одаренного ученика в спортивной деятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/957

могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования.

Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Цель такого поиска — выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения в физкультурной деятельности.

Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях возрастает роль учителя физической культуры, который формирует спортивные способности, превращая их в талант, и своевременно направляет в детские спортивные школы. Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа школы, а как самоценность [6, с. 9]. Работа учителя физкультуры, для которой характерна прежде всего помогающая функция, направлена на выявление одаренного ребенка. В эту работу входит:

• наблюдение;

• анкетирование;

• общение с родителями;

• учет итогов прошлого года (динамика развития).

Выявление одаренности ребенка по виду: спортивный — компетенция личного самосовершенствования.

Выявление одаренности ребенку по форме: секция — спартакиады школьников — спортивные соревнования — ДЮСШ.

В работе с учениками и родителями одаренного ребенка выделим следующие линии:

Стратегия работы с одаренными детьми.

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание банка одарённых талантливых детей с 1 по 11 классы в соответствии со спортивными способностями.

3. Изучение круга интересов спортивной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся в спортивной секции путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации спортивного потенциала одаренных детей.

1. Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на спортивную самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях в избранном ими виде спорта и области спортивной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками спортивной литературы. Организация помощи ученикам в ее подборе.

4. Привлечение специалистов дополнительного образования, тренеров для общения с детьми и совершенствования их мастерства в избранном виде спорта.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по спортивной тематике.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии спортивной самодостаточности, оригинальности, рациональности в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие спортивных способностей.

1. Широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций и судейства.

2. Проведение школьных олимпиад и соревнований.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

• выполнение спортивных тематических заданий;

• выполнение проектных работ в области физкультуры и спорта;

• выполнение проектов на спортивную тематику;

• приобщение (в различных формах) к работе учителя;

• повышение степени сложности заданий.

4. Углубленное изучение предмета физическая культура.

5. Организация широкого круга разнообразных секций, кружков спортивной направленности.

IV. Стимулирование-поощрение дальнейшей спортивной деятельности.

1. Создать постоянно действующий стенд, посвященный спортсменам, победителям и призерам городских, областных олимпиад и соревнований городского, областного, регионального уровней.

2. Представлять на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления — поздравления).

3. Отправлять благодарственные письма родителям.

4. Отмечать на родительских собраниях заслуги родителей в воспитании одаренных в области спорта детей.

Высокие спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных способностей, таланта и влияния внешней среды, труда, воспитания, тренировок. Сложность поиска спортивных талантов

обуславливается критериями и требованиями, которые мы предъявляем к ученикам с более высоким уровнем физической подготовленности. Педагогические критерии:

• уровень развития физических качеств;

• технико-тактическая подготовленность;

• спортивно-техническое мастерство;

• темпы роста спортивных достижений;

• моторная обучаемость;

• координационная возможность;

• способность юного спортсмена к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.

Часто важным фактором одаренности в спортивной деятельности является крепкое физическое здоровье. При этом следует заметить, что требования к спортивно-одаренным детям не исчерпываются двигательными качествами. Одаренный в спортивной деятельности ребенок должен отвечать большому числу условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

Список литературы:

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996. — 332 с.

2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 73.

3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт,1983. — 176 с.

4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003. — № 6. — с. 27—32.

5. Пустовалова В.В. Работа с одарёнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. — Томск, 2007. — 19 с.

6. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор. — Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002. — 29 с.

7. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения: пособие для учителя. — М., 2008. — 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.