ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОГО В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
Моргунова Елена Викторовна
учитель физической культуры Муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия № 30», РФ, г. Курган
E-mail: elena2903 73@mail. ru
IDENTIFICATION OF GIFTED STUDENTS IN SPORTS ACTIVITIES
Morgunova Elena
Teacher of physical culture Municipal autonomous educational institution city Mound "High school No. 30", Russia, Kurgan
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена стратегии работы с детьми, с определением педагогических критериев по выявлению одаренного ученика в сфере спорта.
ABSTRACT
Article focuses on strategies for working with children, where the educational criteria to identify gifted students in sports.
Ключевые слова: одаренный ученик, учитель, одаренность, спортивные способности.
Keywords: gifted pupil, teacher, talent, athletic ability.
В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными
Моргунова Е.В. Выявление одаренного ученика в спортивной деятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/957
могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования.
Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Цель такого поиска — выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения в физкультурной деятельности.
Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях возрастает роль учителя физической культуры, который формирует спортивные способности, превращая их в талант, и своевременно направляет в детские спортивные школы. Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа школы, а как самоценность [6, с. 9]. Работа учителя физкультуры, для которой характерна прежде всего помогающая функция, направлена на выявление одаренного ребенка. В эту работу входит:
• наблюдение;
• анкетирование;
• общение с родителями;
• учет итогов прошлого года (динамика развития).
Выявление одаренности ребенка по виду: спортивный — компетенция личного самосовершенствования.
Выявление одаренности ребенку по форме: секция — спартакиады школьников — спортивные соревнования — ДЮСШ.
В работе с учениками и родителями одаренного ребенка выделим следующие линии:
Стратегия работы с одаренными детьми.
I. Диагностика
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.
2. Создание банка одарённых талантливых детей с 1 по 11 классы в соответствии со спортивными способностями.
3. Изучение круга интересов спортивной деятельности учащихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
5. Изучение работы учащихся в спортивной секции путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации спортивного потенциала одаренных детей.
1. Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на спортивную самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование учащихся о новейших достижениях в избранном ими виде спорта и области спортивной деятельности.
3. Знакомство учащихся с новинками спортивной литературы. Организация помощи ученикам в ее подборе.
4. Привлечение специалистов дополнительного образования, тренеров для общения с детьми и совершенствования их мастерства в избранном виде спорта.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по спортивной тематике.
7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии спортивной самодостаточности, оригинальности, рациональности в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие спортивных способностей.
1. Широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций и судейства.
2. Проведение школьных олимпиад и соревнований.
3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
• выполнение спортивных тематических заданий;
• выполнение проектных работ в области физкультуры и спорта;
• выполнение проектов на спортивную тематику;
• приобщение (в различных формах) к работе учителя;
• повышение степени сложности заданий.
4. Углубленное изучение предмета физическая культура.
5. Организация широкого круга разнообразных секций, кружков спортивной направленности.
IV. Стимулирование-поощрение дальнейшей спортивной деятельности.
1. Создать постоянно действующий стенд, посвященный спортсменам, победителям и призерам городских, областных олимпиад и соревнований городского, областного, регионального уровней.
2. Представлять на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления — поздравления).
3. Отправлять благодарственные письма родителям.
4. Отмечать на родительских собраниях заслуги родителей в воспитании одаренных в области спорта детей.
Высокие спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных способностей, таланта и влияния внешней среды, труда, воспитания, тренировок. Сложность поиска спортивных талантов
обуславливается критериями и требованиями, которые мы предъявляем к ученикам с более высоким уровнем физической подготовленности. Педагогические критерии:
• уровень развития физических качеств;
• технико-тактическая подготовленность;
• спортивно-техническое мастерство;
• темпы роста спортивных достижений;
• моторная обучаемость;
• координационная возможность;
• способность юного спортсмена к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.
Часто важным фактором одаренности в спортивной деятельности является крепкое физическое здоровье. При этом следует заметить, что требования к спортивно-одаренным детям не исчерпываются двигательными качествами. Одаренный в спортивной деятельности ребенок должен отвечать большому числу условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.
Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996. — 332 с.
2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 73.
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт,1983. — 176 с.
4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003. — № 6. — с. 27—32.
5. Пустовалова В.В. Работа с одарёнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. — Томск, 2007. — 19 с.
6. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор. — Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002. — 29 с.
7. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения: пособие для учителя. — М., 2008. — 240 с.