Научная статья на тему '15. 9. Оффшорные центры как один из видов свободных экономических зон'

15. 9. Оффшорные центры как один из видов свободных экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5602
934
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНАЯ ЗОНА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ХОЛДИНГ / БИЗНЕС / OFFSHORE ZONE / FREE ECONOMIC ZONE / TAX CREDITS / HOLDING COMPANY / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяев Руслан Владимирович

В статье рассматривается вопрос возникновения понятия и явления оффшорной зоны. Определяется отличие оффшорной зоны и свободной экономической зоны. Дается анализ содержания и основных характеристик оффшорной зоны. Приводится классификация оффшорных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFSHORE CENTERS AS A KIND OF FREE ECONOMIC ZONES

This paper addresses the issue of concepts and phenomena of the offshore zone. Determined by the difference between an offshore zone and the free economic zone. Analyzes the content and basic characteristics of the offshore zone. A classification of offshore areas.

Текст научной работы на тему «15. 9. Оффшорные центры как один из видов свободных экономических зон»

15.9. ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Ширяев Руслан Владимирович, аспирант. Место учебы: Российский государственный гуманитарный универ-ситет

Контакты автора: ruslan-1976@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос возникновения понятия и явления оффшорной зоны. Определяется отличие оффшорной зоны и свободной экономической зоны. Дается анализ содержания и основных характеристик оффшорной зоны. Приводится классификация оффшорных зон.

Ключевые слова: оффшорная зона, свободная экономическая зона, налоговая льгота, холдинг, бизнес.

OFFSHORE CENTERS AS A KIND OF FREE ECONOMIC ZONES

Shiryaev Ruslan Vladimirovich, postgraduate student. Place of study: Russian State Humanitarian University

Annotation: This paper addresses the issue of concepts and phenomena of the offshore zone. Determined by the difference between an offshore zone and the free economic zone. Analyzes the content and basic characteristics of the offshore zone. A classification of offshore areas. Keywords: offshore zone, free economic zone, tax credits, holding company, business.

Оффшорные зоны (от англ. offshore, что дословно означает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда называют, стали организовываться в 70-е годы XX столетия. Эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем защиты банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования.

В научной литературе оффшор, как правило, рассматривается как свободная экономическая зона (СЭЗ), то есть территория с особым экономическим режимом. В классическом международном понимании СЭЗ - это территория, исключенная из действия обычного таможенного налогового, а в некоторых случаях - валютного и банковского законодательства1.

Главное отличие оффшоров от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять какую-либо производственную деятельность. Признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз полученной прибыли, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень требований к размерам уставного капитала.

В оффшорных центрах концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, морскими судами, трастовая (доверительная) и консалтинговая деятельность. Важный фактор привлекательности оффшора - стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента

1 См.: Ларионова В.А. Финансово-правовой механизм оффшорных зон // Право и экономика. 2007. № 11.

регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений.

Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, весьма существенны и представляют собой полное или весьма значительное освобождение от уплаты местных налогов, и, в первую очередь, налога на прибыль. Указанные льготы распространяются только на коммерческую деятельность вне страны регистрации. Поэтому зарегистрированные компании не имеют права осуществлять какую-либо коммерческо-финансовую деятельность с резидентами данной юрисдикции, применяя указанные льготы. Компании, зарегистрированные в оффшорной зоне, уплачивают лишь разовые платежи: регистрационный сбор (при регистрации компании), годовой сбор и сбор за перерегистрацию, ставки которых строго фиксированы, а общая сумма выплат компании колеблется от несколько сотен до несколько тысяч долларов США.

Кроме налоговых льгот в оффшорных зонах предоставляются также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и обеспечению режима конфиденциальности. Важны также льготы, направленные на преодоление бюрократии, что характеризует гибкость и либеральность предоставляемого режима.

Все это, вместе взятое, делает оффшорные центры удобным местом для минимизации налогообложения бизнеса и безопасности хранения капиталов. Поэтому в мире насчитывается около 1,5 млн. оффшорных компаний, основная часть которых сконцентрирована в зонах со льготным налогообложением в Карибском бассейне, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Западной Европе. Около 70 % всех оффшорных центров создано в развивающихся странах и территориях, остальные - в промышленно развитых государствах. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы острова, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Если проанализировать географию подобных территорий, можно сделать вывод, что их объединяет, как правило, отсутствие природных и трудовых ресурсов. Последствия такой ресурсной "обделенности" нередко проявляются в неразвитости национальной или территориальной экономики, отсутствии внешних и внутренних инвестиций, низком уровне жизни населения. Поскольку у таких территорий нет возможности торговать материальными ресурсами, они "продают" юридические адреса, предоставляя при этом освобождение от налогов. Однако чтобы получить такое освобождение, иностранные компании должны отказаться от ведения бизнеса внутри данной территории2.

Вместе с тем, как правило, оффшорные центры располагаются на территориях, островах, и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

Оффшорные зоны можно условно разделить на:

- универсальные - предоставляющие льготные условия налогообложения компаниям, независимо от

2 Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.

вида их деятельности (Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, острова Кука);

- специализированные - специализирующие в каких-либо областях. Примерами могут служить Швейцария (инвестиционная и банковская деятельность), Австрия (банковские услуги для физических лиц), Монако (налоговое планирование для физических лиц), Нидерланды (инвестиционная деятельность).

В настоящее время большинство оффшорных центров относится к числу универсальных.

По способу предоставления и объему предоставляемых льгот оффшорные центры подразделяют на территории с:

- льготным налогообложением, что предполагает возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаний, зарегистрированных в данной стране. Такие зоны принято именовать "налоговыми гаванями", "налоговым раем", "налоговыми убежищами", "налоговыми оазисами" и пр. (Антилы, Багамы, Бермуды, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова, острова Мэн, Науру, Теркс и Кайкос).

- умеренным налогообложением, где действует соглашение об отмене двойного налогообложения. Взимается, как правило, небольшой налог на прибыль. Здесь существует благоприятная система налоговых соглашений, созданы льготные условия для работы официальных представительств, зарегистрированным в этих зонам компаниям предоставляются и другие льготы (Ирландия, Швейцария, Люксембург, Австрия, Нидерланды, Антилы, Маврикий, Сейшельские острова, Вануату, Мадейра, Западное Самоа, Сент-Винсент, Кипр и др.).

Примером территории с льготным налогообложением, успешно развивающихся в последние десятилетия, является остров Мэн. Это остров с населением 70 тыс. человек, являющийся самоуправляющейся территорией в составе Великобритании. Остров является ассоциированным членом ЕС по особому договору, в который не входят вопросы налоговой политики. Начиная с середины 1970-х годов, с момента принятия решения о создании оффшорного центра, остров Мэн стал одним из важных финансовых центров Европы. На острове отсутствует валютный контроль, клиентам обеспечивается конфиденциальность ведения операций. Регистрация компаний занимает 10-12 дней. Отсутствуют налоги на перевод капитала, дополнительный доход, регистрацию, имущество, прибыль от реализации, наследство и дарение.

На острове Мэн регистрируются фирмы трех типов:

1) фирмы-резиденты, которые имеют право действовать на территории самого острова и платят 20 % подоходный налог. Однако следует учитывать, что любая первоначально зарегистрированная на острове фирма считается фирмой-резидентом до тех пор, пока она не подала ходатайство о получении другого статуса и не оплатила соответствующие годовые сборы;

2) фирмы-нерезиденты не платят налоги, если сфера их деятельности находится вне острова Мэн. Они сами определяют для себя места проживания директоров, акционеров и секретаря фирмы. Ежегодный правительственный сбор с такой фирмы составляет 600 ф. ст. в год;

3) фирмы-исключения, также относящиеся к числу «безналоговых» фирм. При их образовании требуется, чтобы хотя бы один из директоров фирмы и секретарь

проживали на острове Мэн. Государственный годовой налог - 300 ф. ст.

Другим примером "налогового рая" является Гибралтар, последняя колония Великобритании в Европе. Гибралтар, в котором проживает 30 тыс. человек, является самоуправляющимся образованием с 1965 года. Гибралтар - ассоциированный член ЕС, но с определенными исключениями: здесь не применяется договор об общем землепользовании и налог с оборота.

Гибралтар предлагает два типа компаний, особо выгодных с точки зрения налогообложения: компании-нерезиденты и освобожденные от налогов компании. Компания-нерезидент регистрируется в Гибралтаре, но централизованно управляется и контролируется правлением, находящимся вне Гибралтара. Если такая компания не имеет доходов в пределах Гибралтара и не является посредником в переводе прибылей в Гибралтар, то она не платит налогов. В отличие от других юрисдикций, здесь с компаний-нерезидентов не взимается ежегодный сбор.

Компания с правлением в Гибралтаре, которой владеет нерезидент, может ходатайствовать об освобождении от уплаты подоходного налога. Гибралтар предлагает гарантированное освобождение от налогов сроком на 25 лет при условии, что компания эффективно управляется и соблюдает правила, связанные с освобождением от налогов.

На освобожденные от налогов компании, осуществляющие свою деятельность в Гибралтаре, распространяются особые правила. Например, они не должны иметь дела с резидентными компаниями или лицами, проживающими в Гибралтаре. Никакие изменения, касающиеся держателей акций или бенефициариев, не могут быть внесены без разрешения властей Гибралтара. Кроме того, освобожденные от налогов компании посредством ежегодных ревизий должны показывать, что компания действовала в соответствии с установленными правилами.

К этому же типу можно отнести и оффшорные центры в странах Карибского бассейна. Основными центрами международного оффшорного бизнеса в регионе являются Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Панама, Каймановы острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис.

Оффшорные компании, которые регистрируются в странах Карибского бассейна, являются нерезидентами, процедура регистрации и управления этими компаниями значительно упрощена, управление компаний может осуществляться на основе анонимности при соблюдении полной конфиденциальности, требования к финансовой отчетности для оффшорных компаний минимальные, компания освобождена (в большинстве случаев полностью) от всех местных налогов и выплачивает только ежегодный регистрационный сбор. Однако эти оффшорные центры в большинстве случаев исключены из сферы влияния международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения.

Несмотря на сходство законодательства данных стран, касающегося оффшорных зон, у каждой зоны есть своя специализация. Панама известна как страна, предоставляющая льготные условия для регистрации морских судов, Бермудские острова - как финансовый центр, Британские Виргинские острова - как центр международных коммерческих операций.

Багамы (Багамское сообщество) - традиционная и широко известная безналоговая оффшорная зона, относящаяся к «налоговым гаваням». Основная форма компаний, регистрируемых на Багамах, - международная коммерческая компания, которая во многом напоминает акционерное общество. Международная коммерческая компания, функционируя в оффшорном режиме, ведет коммерческую деятельность вне территории своей регистрации и только с иностранными гражданами и компаниями этой юрисдикции. Компания пользуется следующими льготами: полное освобождение от всех местных налогов; отсутствие требований по предоставлению административной и бухгалтерской информации, ежегодного финансового отчета и аудита; полная конфиденциальность и анонимность владельцев компании достигается выпуском акций на предъявителя без указания номинала, при этом возможность доступа к журналам регистрации существует только для зарегистрированных акционеров или по решению суда; совещание совета директоров и ежегодное собрание акционеров необязательны и могут проводиться вне юрисдикции регистрации компании; сроки регистрации компании составляют от трех до пяти дней, ее стоимость - примерно 2 тыс. долл., а ежегодные сборы не превышают 5 тыс. долл.3

Постоянными клиентами оффшорных центров являются холдинговые компании, действующие в инвестиционной сфере, осуществляющие операции с недвижимостью, морскими судами, объектами интеллектуальной собственности. Холдинговые компании создаются с целью осуществления контроля других торговых и производственных компаний через управление их акциями, финансирования данных компаний и аккумулирования их процентов, дивидендов и роялти. Выгодность размещения таких компаний в оффшорных зонах состоит в том, что учредители холдинга избегают высокого налогообложения в своей стране через перевод своих активов в оффшорный центр, используя последний как "перевалочный пункт" для последующего перевода активов в другие страны.

В зонах рассматриваемого типа в том числе размещаются компании, осуществляющие торгово-посреднические операции. Размещение в оффшорных зонах позволяет этим компаниям: переносить часть издержек в районы с низкими налогами; путем трансфертных (внутрифирменных) операций аккумулировать часть торговой прибыли в районах с льготным налогообложением; использовать преимущества налоговых соглашений; осуществлять оптовые закупки непосредственно у иностранных производителей; приближать товар к покупателю и управлять сбытовыми операциями в международном масштабе.

Одной из перспективных форм оффшорного бизнеса является деятельность страховых компаний. Для открытия подобных компаний в оффшорном центре необходима лицензия регистрационного органа, которая выдается после представления бизнес-плана, сведений об учредителях и директорах. Дочерние страховые компании, действующие в оффшорных центрах, обеспечивают снижение налогов, а также выход на рынок перестрахования. Дочернюю страховую компанию в зоне налоговых льгот часто рассматривают как составной элемент международной сети дочерних фирм и филиалов транснациональных корпораций.

3 См.: Шатилова Е.Е. Проблемы правового регулирования создания и деятельности оффшорных компаний // Юридический мир. 2007. № 5.

Крупнейшими оффшорными зонами, где размещаются страховые компании, являются острова Мэн, Гернси, Бермудские, Каймановы острова, острова Теркс и Кайкос, государства Лихтейнштейн и Кипр4.

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы росли весьма стремительными темпами. По оценкам, в начале текущего столетия примерно половина всего объема мировых валютных операций проходила через оффшорные центры. Страны, создавшие оффшорные зоны, приобретают целый ряд социально-экономических выгод, прежде всего, в результате привлечения иностранного капитала. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают 30-35 % валового внутреннего продукта.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть сложившуюся в последние годы тенденцию, выражающуюся в смене приоритетов налоговой политики экономически развитых государств, введении санкций и ограничений в отношении оффшоров, ужесточении мер контроля за работой финансовых учреждений. В условиях глобального финансового рынка между государствами разворачивается налоговая конкуренция. Возникает вопрос, как удержать деньги в стране и как бороться с оффшорами, эти вопросы актуальны и для России.

В частности, в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определено, что одной из проблем, решение которых необходимо для повышения эффективности политико-правовых институтов, обеспечения исполнения законодательства, является создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции, а не регистрироваться в оффшорах и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему. Для налоговых целей приказом Минфина России № 108н от 13 ноября 2007 г. утвержден перечень государств и территорий, являющихся оффшорными зонами, состоящий из 42 позиций.

Большое внимание разработке мер, направленных против оффшоров, уделяет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - "FATF") -межправительственная организация, созданная в соответствии с решением саммита "большой семерки" в Париже в 1989 году для выработки и реализации коллективных мер борьбы с "отмыванием" преступных доходов и финансированием терроризма. В настоящее время в ФАТФ входят 34 участника, в том числе и Россия. Рекомендации ФАТФ признаны в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма5.

Таким образом, наметившиеся тенденции экономической политики ведущих государств мирового сообщества позволяют предположить дальнейшее ужесточение контроля за деятельностью, осуществляемой в оффшорных зонах, и повышение требований к зарегистрированным в них компаниям.

4 См.: Энциклопедия оффшорного бизнеса. - М.: НПК-Веста, 2000.

5 См.: Официальный сайт ФАТФ в сети Интернет www.fatf-gafi.org.

Список литературы:

1. Ларионова В.А. Финансово-правовой механизм оффшорных зон // Право и экономика. 2007. № 11

2. Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.

3. Шатилова Е.Е. Проблемы правового регулирования создания и деятельности оффшорных компаний // Юридический мир. 2007. № 5.

4. Энциклопедия оффшорного бизнеса. - М.: НПК-Веста, 2000.

5. Официальный сайт ФАТФ в сети Интернет www.fatf-gafi.org.

РЕЦЕНЗИЯ

Оффшорные экономические зоны уже несколько десятилетий используются многими зарубежными и отечественными компаниями для оптимизации затрат по налогам и сборам. Рецензируемая статья посвящена оффшорам как одному из видов свободных экономических зон.

Как справедливо отмечает автор, регистрация компании в оффшорной зоне обеспечивает гарантии инвестиций примерно на протяжении 15-20 лет. При этом налоговое льготы весьма существенные. Компании, зарегистрированные в оффшорной зоне, уплачивают лишь разовые платежи: регистрационный сбор (при регистрации компании), годовой сбор и сбор за перерегистрацию, ставки которых строго фиксированы.

В статье также справедливо отмечается, что кроме налоговых льгот в оффшорных зонах предоставляются также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и обеспечению режима конфиденциальности.

Автор предлагает классификацию оффшорных зон. В зависимости от деятельности оффшорные зоны бывают: универсальные и специальные; по способу предоставления и объему предоставляемых льгот: льготное налогообложение и умеренное налогообложение. В статье дается анализ сходства и отличий законодательства об оффшорных зонах таких государств и территорий как: Остров Мэн (Великобритания), Гибралтар (Великобритания), Панама, Багамские острова, Сингапур и др.

Статья может быть рекомендована к публикации в ведущем рецензируемом журнале ВАР РФ.

ОАО «БИНБАНК», главный экономист

к.э.н. Р.И. Федоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.