Научная статья на тему 'К вопросу о содержании понятия «Безопасность»'

К вопросу о содержании понятия «Безопасность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19570
1552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании понятия «Безопасность»»

К вопросу о содержании понятия «безопасность»

Мартиросян Т.А., ВНИИ МВД России

В современной российской науке и публицистике сложно, вероятно, найти понятие, которое звучало бы столь же часто, как понятие «безопасность». Преодолев рубеж XXI века, Россия шагнула навстречу новым открытиям, достижениям в науке и культуре. Однако наступившее столетие, наравне с положительными новациями, принесло немало ранее неизвестных угроз и опасностей благополучию, жизни и здоровью российских граждан, социальному, экономическому, культурному, технологическому развитию России, ее целостности, нерушимости и т.д.

Эти угрозы различны по источнику своего возникновения и формирования. Часть из них связана с увеличением масштабов высокорисковых производств и одновременным износом, старением применяемой производственной и иной техники, отсутствием средств на ее ремонт, замену и модернизацию, что определяет высокую вероятность возникновения катастроф техногенного характера. Другого рода опасности обусловлены чрезмерным антропогенным вмешательством в экосистемы и вызываемыми им природными бедствиями. Истоки третьего вида угроз заложены в особенностях развития российского общества, разрешения проблем и противоречий между отдельными его слоями, группами и выражаются во всплесках преступлений, в том числе, в росте и масштабах терроризма.

Существуют и иные угрозы, называть которые в настоящей статье не имеет смысла, иначе наше отступление может стать чрезмерным и уведет нас далеко в сторону от цели повествования. В то же время, сам факт наличия опасностей благополучию общества, их число и многообразие, постоянное появление новых, обусловленное особенностью человеческого бытия, заключенной в генерации самим человечеством угроз собственному существованию в процессе созидательной деятельности, объясняет высокую и непреходящую актуальность разработки и изучения вопросов безопасности.

Современная наука уделяет немало внимания проблемам безопасности человечества, государств, людей и их объединений. Данная тематика освещается в трудах многих ученых, в том числе, российских. Однако лишь единицы из них, изучая практический опыт и углубляя наши знания в области обеспечения безопасности в различных сферах деятельности, отдельных материальных объектов, проводя теоретические исследования и задумываясь о содержании понятия «безопасность», отражают собственную позицию в публикациях. Подобное положение приводит к отсутствию на настоящий момент универсального, содержательного и лаконичного определения термина «безопасность».

Официально признанный вариант трактовки понятия «безопасность» закреплен в принятом 5 марта 1992 года Законе Российской Федерации «О безопасности». Данный нормативный акт определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Детальный анализ представленной дефиниции позволяет обнаружить некоторые ее недостатки. Прежде всего, стоит отметить, что, манкируя международный уровень безопасности и ограничиваясь в перечне указанием в качестве объектов защиты от угроз интересов личности, общества и государства, утверждаемый законом вариант трактовки более подходит для определения национальной безопасности, а не безопасности в целом. Констатируемый недостаток не столь существенен, однако требует учета в случаях, когда означенная выше формулировка принимается в качестве отправной точки в дальнейших исследованиях феномена безопасности.

Рассматриваемое определение не может считаться достаточно корректным также в силу того обстоятельства, что используемое в нем понятие «защищенность» не обладает конкретным, ясным содержанием и требует уточнения.

Интересующее нас понятие, по сути, является неологизмом, общепринятое понимание которого еще не найдено. Вероятно, поэтому попытки выяснить значение термина

«защищенность» при обращении к словарям русского языка оказываются безуспешными. Ближайшим по смыслу, лежащим в основе исследуемого термина, является глагол «защищать», определяемый Толковым словарем русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой как «охранять от посягательств, от враждебных действий, от опасности». Содержание этимологически исходного понятия позволяет увидеть «деятельно-созидательную» сущность термина «защищенность».

Тот же словарь под понятием «безопасность» подразумевает положение, при котором кому-нибудь, чему-нибудь не угрожает опасность. Сравнивая изложенные формулировки, верно предположить, что законодатель, определяя безопасность посредством понятия защищенности, желает подчеркнуть, что положение объекта, при котором отсутствуют угрозы его существованию, не присуще ему изначально, а достигается путем активного, волевого внешнего вмешательства, способствующего формированию у объекта положительных свойств.

Очевидно, что защищенность - свойство, склонное к количественным изменениям: объект может быть более или менее защищенным. Подобная особенность рассматриваемого феномена должна обязательно учитываться при определении с его применением понятия «безопасность». Нам представляется, что существенным значением в трактовке термина «безопасность», помимо констатации состояния защищенности, обладает степень защищенности объекта.

Понятием «защищенность» без достаточно углубленной разработки его содержания при изучении проблем безопасности оперируют многие ученые. Так, О.А. Грунин и С.О.Грунин, авторы учебного пособия «Экономическая безопасность организации», считают, что безопасность выражается в некотором состоянии объекта, при котором ему не угрожает опасность, сохраняется его независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасностей или существующих угроз. Говоря о безопасности любого объекта, по мнению этих авторов, необходимо подразумевать, что он в состоянии решить стоящие перед ним задачи, а в случае возникновения различного рода непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от них защититься или восстановить свою работоспособность.

Как видно из цитируемого определения, в данном случае понятие «защищенности» приобретает несколько иную окраску по сравнению с указанной ранее позицией, поддерживаемой нами. О.А. Грунин, С.О. Грунин рассматривают защищенность как особое свойство, заключенное в природе объекта безопасности, отражающее его способность защититься от реализовавшихся угроз или восстановить свою работоспособность. Такая точка зрения не представляется нам правильной, поскольку редкий объект в состоянии самостоятельно, без стороннего вмешательства сохранить и возродить собственные свойства и возможности. Например, восстановление сил и здоровья человека, пострадавшего физически в результате осуществления одной из угроз безопасности - прорыва плотины (т.е. аварии на гидротехническом сооружении), зависит не столько от непосредственных возможностей его организма, сколько от грамотной и своевременной помощи медицинских работников. Иными словами, защищенность не может быть заложена в объекте с момента его зарождения, - это свойство: или постоянное, т.е. приобретаемое в результате целенаправленного действия внешних сил, или временное, периодом такого действия и обусловленное.

Весьма лаконичное определение безопасности представлено в монографии «Модели и механизмы управления безопасностью», явившейся плодом творчества В.Н. Буркова, Е.В. Грацианского, С.И. Дзюбко, А.В.Щепкина. Данные авторы понимают безопасность как сохранность человека, объекта, груза, окружающей среды, при этом допуская ошибку, аналогичную неточности законодателя, истолковавшего безопасность посредством термина «защищенность». Понятие «сохранность», к сожалению, на сей момент не обладает четко осознаваемым и общепринятым значением.

Позиции и мнения ученых относительно термина безопасность подчас оригинальны и многообразны. К примеру, В.Л. Тамбовцев считает, что безопасность - это состояние субъекта, когда вероятность нежелательного изменения каких-либо его качеств, имущества, окружающей его внешней среды невелика.

Авторский коллектив в лице А.А. Прохожева, С.А. Проскурина, С.В. Смульского, принявших участие в подготовке учебника «Общая теория национальной безопасности», понятие безопасности считает тождественным другому, на наш взгляд, только близкому ему по смыслу выражению «безопасность жизнедеятельности». По мнению этих ученых, безопасность жизнедеятельности включает в себя бытовую безопасность (безопасность существования человека), безопасность нации и безопасность живого и растительного мира.

Часто встречаются формулировки, раскрывающие понятие «безопасность» при помощи указания объектов безопасности или конкретизации угроз. Определения такого рода можно найти в российской нормативной правовой базе.

Анализируя федеральные законы, посвященных вопросам безопасности, можно констатировать, что законодатель, говоря о безопасности, в некоторых случаях отталкивается от объекта защиты, а в других - от угрозы. Так, Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» упоминают объект защиты. Характер угрозы констатирует, например, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Некоторые законы отмечают и объект защиты, и угрозы. Таков, например, Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».

Подход, основанный на включении объекта защиты и угроз в определение безопасности, поддерживает Г.Г.Соломатин, дополняя этот перечень упоминанием третьего компонента - заданного уровня обеспечения безопасности или уровня последствий реализации угроз для объекта. Однако, как замечает Г.Г.Соломатин, столь подробное толкование рассматриваемого термина оправдано в том случае, когда речь идет о комплексном обеспечении безопасности. Данная оговорка очень важна, поскольку понятно, что предлагаемая конкретизация компонентов возможна лишь при дефиниции отдельных отраслевых видов безопасности. Понятию же, претендующему на универсальность, априори должна быть присуща некоторая степень обобщенности и абстрактности.

Подводя итог изложенным выше рассуждениям, отметим, что безопасность какого-либо объекта, прежде всего, есть результат целенаправленного внешнего воздействия. Данное воздействие обусловлено предварительной выработкой стандартов и ограничений, соблюдение которых гарантирует необходимый уровень безопасности объекта, комплекса мер, реализуемых субъектами обеспечения безопасности, направленных на достижение ряда показателей безопасности. Стандарты, ограничения и меры безопасности в совокупности образуют условия существования объекта защиты.

Среда объекта защиты - важный, но не единственный фактор его безопасности. Эффективное функционирование, плодотворная жизнедеятельность объекта зависят не только от способствующих внешних обстоятельств, но и от его собственных ресурсов, возможностей, характеристик. Это утверждение максимально корректно в случае, когда нормы, правила общего характера, заложенные, к примеру, в нормативно-правовой базе обеспечения безопасности, опосредуются применительно к конкретному объекту. Так, п.2 ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» устанавливает основные гигиенические нормативы облучения на территории Российской Федерации для всего населения и отдельно для работников радиоактивно опасных производственных объектов. Соблюдение этих нормативов гарантирует защищенность последних от радиоактивного поражения. Однако, принимая во внимание возможность временного ослабления физического состояния, генетически заложенные особенности конкретных лиц, можно предположить, что получение ими дозы облучения, не выходящей за пределы нормы, все же представляет опасность их жизни и здоровью.

Примером учета свойств объекта при выполнении мер обеспечения безопасности является деятельность государственных структур по защите граждан от преступных посягательств. Как известно, в целях борьбы с преступностью в нашем государстве осуществляется предупредительная деятельность, направленная на общее искоренение причин преступности, индивидуальная превенция. Параллельно, в рамках предупреждения преступлений реализуется виктимологическая профилактика, одной из задач которой является снижение особых личностных качеств отдельных граждан, которые обусловливают повышенную вероятность их становления жертвами преступлений. Подобный подход позволяет значительно повысить эффективность противодействия преступности.

С учетом названных выше аспектов, правильным представляется следующее определение безопасности.

Безопасность - многогранное понятие, охватывающее, во-первых, наличие и взаимодействие внешних факторов, условий, минимально необходимых для благополучного существования и прогрессивного развития объекта безопасности, сохранения целостности, восстановления жизнедеятельности и работоспособности при возникновении опасностей и угроз и, во-вторых, совокупность отдельных свойств самого объекта, отражающих его способность активно функционировать в указанных выше условиях, а также сохранять собственную целостность и восстанавливать жизнедеятельность и работоспособность при реализации опасностей и угроз.

Подводя итог, стоит отметить, что теоретические изыскания, посвященные уточнению содержания понятия «безопасность», призваны сыграть особую роль в разработке проблем защищенности от различного рода угроз. Отсутствие единой терминологии, понятийного аппарата приводит к разнообразным подходам и оценкам, препятствует формированию единой, стройной теории безопасности и дальнейшим углубленным ее разработкам, что, в конечном счете, не позволяет эффективно реализовывать мероприятия практического характера, планировать и упорядочивать действия органов и служб, в чьи задачи входит обеспечение безопасности.

Литература

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (ред. от 25.07.2002)// Российская газ. 1992. № 103. 6 мая.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. 10.01.2003)// Российская газ. 1997. № 144. 29 июля.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 10.01.2003)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 10.01.2003)// Российская газ. 1995. № 245. 26 дек.

5. Федеральный закон от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Российская газ. 1996. № 9. 17 янв.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993.

7. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. - СПб.: Питер,

2002.

8. Тамбовцев В.Л.. Экономическая безопасность хозяйственных систем: Структура проблемы // Вест. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 1995. № 3.

9. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. -М.: Изд-во РАГС, 2002.

10. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. - М.: Синтег, 2001.

11. Соломатин Г.Г. Комплексное обеспечение безопасности// Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. - М.: Академия управления МВД России, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.