Научная статья на тему 'План-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»'

План-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10086
1404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН-КОНСПЕКТ / ЛИТЕРАТУРА / ПОВЕСТЬ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Галина Кузьминична

Представлен план-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «План-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»»

УДК 808.2; 37.022(075.8)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО ЦИКЛУ ПОВЕСТЕЙ Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

Алексеева Галина Кузьминична учитель русского языка и литературы МОУ СПОШЛго2 г.Благовегценск

E-mail: charli71@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: план-конспект, литература, повесть, Украина.

АННОТАЦИЯ: Представлен план-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, -

все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя.

В.Г.Белинский

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Наглядность: портрет Н.В. Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.

План проведения урока

I. Организационный момент.

II. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и народное творчество». Вступительное слово учителя.

III. Подготовка к восприятию нового материала, мотивационный этап.

IV. Изучение нового материала.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая из которых получила творческое задание - создать презентации по темам.

I группа - «Сорочинскаяярмарка».

Цель: выявить, каково отношение автора к своим героям, как он выражает это отношение; показать соотношение лирического и комического в произведении; продемонстрировать красоту пейзажных зарисовок автора и яркое описание ярмарки.

II группа - «Вечер накануне Ивана Купала».

Цель: раскрыть тему губительной силы денег, проанализировать художественное своеобразие повести.

III группа - «Майская ночь, или Утопленница».

Цель: выяснить, какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.

IV группа - «Ночь перед Рождеством».

Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения; ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем его сила.

Каждая группа получила задание прочитать повесть и ответить на вопросы.

Задания и вопросы по произведению «Сорочинская ярмарка»

1. Прочитайте выразительно начало 1 -й главы — описание роскошного летнего дня. С каким чувством вы читаете эти строки? Найдите и прочитайте ещё 1-2 описания природы (а именно Днепра) из других повестей.

2. Составьте «калейдоскоп» ярмарки из 3-4 картин. Какими средствами передаёт Гоголь атмосферу ярмарки?

3. Как относится Рудый Панько к своим героям? Как вы это поняли? А что вам понравилось в повести? Кто из героев вам понравился?

4. Почему эта повесть изумила А.С.Пушкина?

5. Прочитайте последние два абзаца повести. Почему грустно в конце, хотя всю повесть мы весело смеялись? В каких произведениях устного народного творчества всегда присутствует грусть?

Задания и вопросы по произведению «Вечер накануне Ивана Купала»:

1. О чем эта повесть? Какая легенда лежит в основе повести?

2. Назовите имена действующих лиц. Прочитайте описание Басаврюка. Что олицетворяет он: добро или зло?

3. Как Петро добыл богатство? В чем заключается губительная сила денег? Прочитайте особенно понравившиеся места.

4. Кто из героев вызывает сострадание? Почему?

5. Как описание природы предупреждает читателя о предстоящей трагедии?

Задания и вопросы по произведению «Майская ночь, или Утопленница»

1. Перескажите коротко сюжет повести. Назовите имена действующих лиц. Прочитайте описание внешности Ганны.

2. Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы

1,4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде?

3. За что парубки расправились с головой - сельским старостой? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне?

4. Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем.

5. Что в повести фантастика, легенда, а что - правда? Приведите доказательства.

6. По-вашему мнению, уметь читать - хорошо это или плохо? Как этот вопрос связан с повестью, с кем именно из героев?

Задания и вопросы по произведению «Ночь перед Рождеством»

1. О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею.

2. Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими. Что вызвало смех? Зачитайте отрывок об одном из происшествий (можно по ролям).

3. Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему мнению, играет в повести описание природы?

4. Какие украинские слова из повести тебе понравились и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»?

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Запись темы урока: «Вечера на хуторе близ Диканьки». Связь с народным творчеством».

II. Вступительное слово

Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращался к устному народному творчеству. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, просил родных и знакомых собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы: «об Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.

Обращение Н.В. Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда вынес он свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал там атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. «Здесь так занимает всех все малороссийское», - с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

Строчки его произведений словно песни, подслушанные им на вечорках, куда собирались парубки и девушки. В письме к ботанику Максимовичу Гоголь писал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!» Так и повесть Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» тоже можно назвать летописью, потому что в ней рассказывается история жизни украинского народа.

Дается задание зачитать небольшие эпизоды из произведения, подтверждающие это суждение.

Учитель: В предисловии к 1 и 2 частям цикла повестей даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Давайте поработаем с этими словами. Проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать предложения из текста, а вы должны определить значения этих слов:

«Он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьячком на кутью» (Кутья - каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели на Украине в канун Рождества).

«Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки» {Китайка -сорт хлопчатобумажной ткани).

«Железо на окову положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву» {Таратайка - повозка).

«Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки» (Паляница - небольшой хлеб, несколько плоский).

«У тебя новые черевички» ( Черевички - женские башмаки).

Учитель: Эти слова связаны с жизнью украинского народа. В повести сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро,

непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.

Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские беленые хаты - мазанки, чтобы очаровались песенным складом украинской речи, познакомились с бытом и обычаями украинского народа.

К нам пожаловала гостья из Украины. Послушаем ее.

Учащаясярассказывает о себе на украинском языке и поет.

Учитель: Ребята, нас приглашают посетить Украину, увидеть чудные пейзажи, познакомиться с людьми.

Давайте прочитаем описание природы, попробуем услышать звуки, увидеть цвета, почувствовать запахи.

Учащиеся читают описания природы из текста произведения.

Учитель: А вот как эти описания природы воплотили в своих рисунках ребята.

Школьники коротко рассказывают о том, что изобразили нарисунках.

Учитель: Какое же знакомство без встречи с героями произведения. С какими героями вы познакомились?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Я хочу пригласить вас в театральную мастерскую. Давайте представим, что вы ставите спектакль, подбираете актеров на роли героев. Сначала нужно выбрать режиссера. Затем режиссер выберет себе актеров и даст им необходимые указания.

В это время остальные учащиеся (по вариантам) находят в тексте описания героев:

1 вариант описание Солохи, 2 - Чуба, З-Дъяка, 4-Вакулы, 5-Пацюка, 6 Оксаны.

Затем выступают актеры: от 1-го лица рассказывают о своем персонаже. После этого они садятся на свои места, остается лишь Оксана.

Учитель: Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица-дочка.

Инсценировка.

Учитель: Мы познакомились с жителями Диканьки, такими разными по характеру, открытыми, жизнерадостными. А какие замечательные костюмы носят они! Давайте составим украинские народные костюмы.

Из разнообразных деталей и элементов учащиеся собирают украинский народный костюм.

Учитель: Много лет прошло со дня написания «Вечеров...». Много воды утекло с тех пор, многое изменилось в жизни, кое-что утратило свою значимость, что-то забылось.

Но так хочется, чтобы национальные традиции жили и возрождались, чтобы потомки помнили о них, чтобы не прерывалась связь времен и поколений. Сейчас мы попытаемся словесно представить одежду людей, живших на родине писателя.

Девочки описывают составленный ими женский костюм, а мальчики - мужской.

Учитель: Посмотрите, как поработали наши модельеры, какие прекрасные костюмы они создали.

Показывают национальные костюмы украинского народа, собранные ребятами.

У любого народа есть свои праздники. Рождество для всех настолько долгожданный праздник, что для его встречи в каждом доме готовится праздничное угощение. О каком угощении идет речь на страницах повести?

Учащиеся вспоминают: о кутье, варениках.

Учитель: Сейчас повар предложит вам рецепты украинской кухни.

Предлагаются рецепты кутьи, узвара, борща, вареников.

Учитель: Наступает Рождество. А как приходит оно в повести?

Пересказ. (Примерный ответ; Торжеством природы и радостью людей. Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа).

Учитель: А вы знаете колядки?

Исполняются колядки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да, задору и веселью украинского народа можно позавидовать. Прошу вас сейчас посмотреть на доску. Написанные там слова разделены на 2 группы: насмехаться -потешаться, улыбаться - подтрунивать. Как вы думаете, почему слова распределены в

2 группы? Над кем Гоголь иронизирует, насмехается, а кому улыбается или слегка подтрунивает над ним?

Учитель делает вывод'.

Значит, можно сказать, что смех бывает разный. Какие произведения вызывают смех? Назовите юмористические и сатирические произведения, которые вы изучали в 5 классе. Почему они вызвали смех? В чем сила смеха? Как понимаете слова Гоголя: «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха... Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила»?

Найдите строки в повести или перескажите те фрагменты, которые явились источником смешного (Возвращение Чуба в свою хату; «поклонники» у Солохи; встреча Чуба с Головою). Почему эти отрывки вызывают смех?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Ребята, слова юмор и сатира очень близки по значению. Найдите значения этих слов.

Работа со словарем.

Домашнее задание: Подготовить материалы для «Книги всякой всячины, или Подручной энциклопедии». Это могут быть записи о жизни украинского народа -предания, пословицы и поговорки, песни, рассказы об обычаях и нравах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.