Научная статья на тему 'Приемы психологического анализа в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»'

Приемы психологического анализа в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5306
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЗМ / ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ТЕМА ЭГОИЗМА / ПАРАЛЛЕЛИЗМ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ / ДИАЛОГ / ПРИНЦИП КОНТРАСТНОГО ОТТЕНЕНИЯ / ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ ДЕТАЛЬ / РЕЧЬ / ЖЕСТ / МИМИКА / ЗНАКОВЫЙ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД / PSYCHOLOGISM / TECHNIQUES OF THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS / AN EGOISM THEME / PARALLELISM OF SUBJECT LINES / DIALOGUE / A PRINCIPLE OF CONTRAST COMPARISON / A REPEATING DETAIL / SPEECH / GESTURE / A MIMICRY / A SIGN SYMBOLICAL EPISODE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даниленко О. Д.

В статье рассматриваются некоторые приемы психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», которые отчасти помогают разобраться в одной из центральных тем произведения теме эгоизма. Такие приемы, как параллелизм сюжетных линий, диалог, принцип контрастного оттенения, повторяющаяся деталь, речь, жест, мимика, знаковый символический эпизод и др., позволяют сгруппировать типы героев-эгоистов и определить роман как произведение «переходное», наметившее в себе линию психологизма, присущую более зрелым произведениям писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents analysis of some techniques of the psychological analysis in F.M. Dostoevsky's novel "Humiliated and Offended" which partly help to understand one of the central themes of work an egoism theme. Such devices as parallelism of the subject lines, dialogue, principle of the contrast comparison, a repeating detail, speech, gesture, a mimicry, a sign symbolical episode, etc. allow to group types of heroes-egoists and to define the novel as "transitive" work, planned in itself a line of the psychologism inherent in more mature work of the writer.

Текст научной работы на тему «Приемы психологического анализа в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»»

Литературоведение

О.Д. Даниленко

Приемы психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

В статье рассматриваются некоторые приемы психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», которые отчасти помогают разобраться в одной из центральных тем произведения - теме эгоизма. Такие приемы, как параллелизм сюжетных линий, диалог, принцип контрастного оттенения, повторяющаяся деталь, речь, жест, мимика, знаковый символический эпизод и др., позволяют сгруппировать типы героев-эгоистов и определить роман как произведение «переходное», наметившее в себе линию психологизма, присущую более зрелым произведениям писателя.

Ключевые слова: психологизм, приемы психологического анализа, тема эгоизма, параллелизм сюжетных линий, диалог, принцип контрастного оттенения, повторяющаяся деталь, речь, жест, мимика, знаковый символический эпизод.

В данной статье хотелось бы более подробно остановиться на теме эгоизма в романе «Униженные и оскорбленные», отметить приемы психологического анализа, с помощью которых автор раскрывает данную тему.

Проблема эгоизма занимает в романе центральное место и обозначена писателем с присущей ему философской и психологической глубиной. Причем проблему нравственного выбора, так или иначе, решает каждый из героев в различных жизненных ситуациях. Так выявляются характерные черты эгоистических стремлений и порывов личности и эпохи в целом.

Прежде всего, автор раскрывает эту тему на уровне сюжетно-композиционном. Композиционным стержнем является рассказчик Иван Петрович, начинающий писатель. Его первая повесть выступает критерием оценки нравственной позиции героев. Гуманизм произведения близок семье Ихменевых, которые готовы сопереживать бедным и обездоленным, но совершенно чужд князю Валковскому, который испытывает к «маленькому» человеку лишь презрение и неприязнь.

Образ рассказчика дал возможность Достоевскому вести повествование от третьего лица. Эта форма художественного повествования позволяет автору ввести читателя в мир глубоких внутренних переживаний

человека, сконцентрироваться на скоротечных психологических процессах, и, наоборот, лаконично сообщить о длительных событиях. Так, образ Наташи Ихменевой в романе изображен через призму ее психологического состояния. Автор заостряет внимание именно на внутренних переживаниях героини, бытовая сторона жизни отмечена мельком. Такая форма повествования также позволяет вводить в произведение большое количество персонажей и сконцентрироваться на психологических характеристиках личности.

Тема эгоизма углубляется и приобретает новое звучание в связи с использованием в романе двух параллельных сюжетных линий. Первая сюжетная линия - история семьи Ихменевых, олицетворение смирения перед драматическими событиями; другая - трагическая судьба Смитов, представляющая своего рода социальное ожесточение. В данном случае показателен эпизод, наблюдаемый рассказчиком Иваном Петровичем. Смит умирает при странных обстоятельствах: почти сразу после смерти собаки, с которой никогда не расставался. Достоевский как писатель-психолог наделяет образ животного символическим значением. Собака Азорка, ранее принадлежащая дочери Смита, воплощает в себе всю нерастраченную любовь старика к своей непрощенной дочери. Но если в первой сюжетной линии мы наблюдаем положительную динамику: Ихменев прощает Наташу, то вторая линия заканчивается трагично - отец умирает, так и не простив дочь.

В романе «Униженные и оскорбленные» представлены разнообразные проявления эгоистических стремлений: это и звериный эгоизм Валковского, и наивные представления Алеши и Кати. Наташа представляет эгоизм жертвенный, страдающий, этот же тип присущ Нелли, Ихменеву. Эгоизм страдания отчасти соотносится и с образом Ивана Петровича.

Итак, как уже было выше сказано, князь Валковский - носитель самого страшного - хищнического, цинического эгоизма. Достоевский никогда не дает сразу полную психологическую характеристику персонажа, дополняет его по мере движения действия. Так, сначала мы видим Вал-ковского через призму впечатлений о нем Ихменева, очарованного им. Но даже в этом случае обращаем внимание на нечто отталкивающее в его натуре: «Князь однако же был не из любезных, особенно с теми, в ком не нуждался и кого считал хоть немного ниже себя» [1, с. 19].

Далее образ дополняется впечатлением о нем рассказчика. Достоевский заостряет внимание на внешней красоте князя Валковского. Признавая его почти красавцем, Иван Петрович в то же время отмечает, что его «лицо не производило приятного впечатления» [Там же, с. 101].

Филологичес кие науки

Литературоведение

Рассказчик смог увидеть в нем что-то напускное, неестественное. Другими словами, он увидел маску. «Вглядываясь пристальнее, вы начинали подозревать под всегдашней маской что-то злое, хитрое и высочайшей степени эгоистическое» [1, с. 102]. Рассказчик вспоминает и о слухах, окружающих имя князя: «Говорили про него, что он - всегда такой приличный и изящный в обществе - любит иногда по ночам пьянствовать, напиваться как стелька и постоянно развратничать, гадко и таинственно развратничать» [Там же, с. 246]. По мере развития сюжета становится ясно, что внешняя красота и желание выглядеть достойно - напускное. Внутренние страсти эгоистической натуры князь не способен скрыть. Мастерство писателя проявляется и в построении диалогов, с помощью которых «срывается» благочестивая маска, открывая всю суть звериной натуры. Валковский, изысканный развратник, испытывает величайшее наслаждение, обнажая свое низменное начало, при этом он ставит слушателя в неловкое положение. Постепенно породистая внешность как бы «растворяется» в порочном внутреннем мире.

Используя психологический принцип контрастного оттенения, Достоевский внешней «красивостью» подчеркивает внутреннюю опустошенность Валковского. Таким образом, повторяющаяся деталь внешней красоты героя приводит к снижению образа.

Иной тип эгоизма, описанный в романе, - это эгоизм жертвенной любви, страдания, который присущ Наташе Ихменевой. Образ Наташи связан с понятием любви. Но если князь Валковский способен любить лишь себя и деньги, которые дают определенные привилегии в обществе, то Наташа готова любить избранника, не достойного ее чувства и не способного оценить его в полной мере в силу своей ветреной натуры. Любовь эта необычна, она приносит душевные муки героине и мешает ей трезво оценивать происходящие события: Наташа становится глуха к страданиям своих родных и любящего ее Ивана Петровича.

Это необычное состояние («странная любовь») Наташи и Алеши раскрывается в диалогах. Достоевский тонко подает противоречивые чувства героини и как бы дает ей возможность излить душевные страдания единственно не отрекшемуся от нее Ивану Петровичу. Наташа, уязвленная в чувстве ветреным любовником, не гнушающимся измен, подсознательно хотела чувствовать себя выше него. И тем самым даже в этом ненормальном чувстве находила для себя радость возвыситься над ним и таким образом объяснить, почему она берегла эти отношения. Их чувства менее всего походили на любовь между мужчиной и женщиной, а скорее на взаимоотношения матери с сыном: «Я ужасно любила его прощать, <.. .> когда он оставлял меня одну, я хожу, бывало, по комнате,

мучаюсь, плачу, а сама иногда подумаю: чем виноватее он передо мной, тем ведь лучше. да» [1, с. 304].

Эгоистическое стремление Наташи поработить своего любимого ни к чему хорошему не приводит. Любовь невозможно удержать насильно и даже если бесконечно повторять: «- Он был мой <...> Почти с первой встречи с ним у меня появилось тогда непреодолимое желание, чтоб он был мой, поскорее мой, и чтоб он ни на кого не глядел, кроме меня, одной меня» [Там же, с. 303], любовь окажется там, где ей свободно и вольготно.

Эгоизм страдания характерен и для Николая Сергеевича Ихменева. Рассорившись с князем Валковским, услышав оскорбления в свой адрес, лишившись имения и, самое главное, потеряв дочь, старик замыкается в своем страдании. Достоевский тонко показывает причину такого поведения. Ихменев, обладая натурой доброй и искренней, быстро и глубоко привязывался к человеку, которого любил, и тем жесточе было для него разочарование, связанное с предательством близкого человека.

Ихменев не способен переступить через гордость и простить дочь. Старик, так сильно и вдохновенно любивший, теперь называет ее самыми грубыми словами. Страстная любовь приобрела уродливые очертания, сопровождаясь вспышками гнева обиженного отца: « - Прокляну! -кричал старик вдвое громче, чем прежде.» [Там же, с. 73]. Нервность движений, вскрикивания, дрожь - характерные проявления поведения Николая Сергеевича, свидетельствующие об его постоянном волнении, раздражении, боли, отчаянии, может быть, внутренней мыслительной работы. Речь героя изобилует проклятиями, гневными выкриками. Все это свидетельствует о неуравновешенном психическом состоянии.

В раскрытии образа Николая Сергеевича Ихменева Достоевский использует и такой прием психологического анализа, как знаковый, символический эпизод. Один из наиболее ярких изображен в сцене разговора Ихменева со своей женой и Иваном Петровичем. После злых проклятий, сказанных в адрес Наташи, Ихменев в поисках нужной бумаги рванул в нетерпении все, что было в кармане, и в эту минуту из него что-то выпало и звонко ударилось о стол. Это был медальон с портретом Наташи, некогда утерянный женой Ихменева. В одну секунду все стало ясно. Глубоко спрятанное чувство отца никуда не ушло, и наедине с самим собой он продолжал любить ее прежней любовью.

Чтобы заставить героя выйти из круга своих собственных переживаний, Достоевский с помощью рассказа Нелли о ее матери, проклятой стариком Смитом, пытается достучаться до его закрытого сердца. И это удалось - отец прощает дочь.

Филологичес кие науки

Литературоведение

Таким образом, рассмотрение некоторых значимых элементов психологизма в романе «Униженные и оскорбленные» дает возможность более полно представить формирование системы психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского. Роман является этапным («переходным») произведением, в котором нашли отражение многие характерные приметы художественного метода писателя. Это первое крупное произведение автора, которое позволило ему сделать уверенный шаг на пути к зрелому творчеству, утвердить некоторые принципы своей философии и проявить себя как тонкого психолога.

Библиографический список

1. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.