Научная статья на тему '13. 2. Совершенствование государственного регулирования инновационно-организационного индустриального роста'

13. 2. Совершенствование государственного регулирования инновационно-организационного индустриального роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЗАЦИЯ / РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / INDUSTRIAL GROWTH / STATE REGULATION / INNOVATIVE REGULATION / GLOBAL TRANSFORMATION / SINERGETIZATSIYA / MANAGING MARKET MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протас Дмитрий Владимирович

В статье определена и смоделирована объективная обусловленность государственного регулирующего воздействия на процесс индустриального роста; выделены и определены специальные основы госрегулирования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Протас Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «13. 2. Совершенствование государственного регулирования инновационно-организационного индустриального роста»

13.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННООРГАНИЗАЦИОННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО РОСТА

Протас Дмитрий Владимирович, к.т.н., доцент, кафедра экономики и планирования в организации, Московский государственный индустриальный университет Контакты автора: dmitry.protas@inbox.ru

Аннотация. В статье определена и смоделирована объективная обусловленность государственного регулирующего воздействия на процесс индустриального роста; выделены и определены специальные основы госрегулирования этого процесса.

Ключевые слова: индустриальный рост, государственное регулирование, инновационное регулирование, глобальная трансформация, синер-гетизация, рыночные механизмы хозяйствования

PERFECTION OF STATE REGULATION OF IS INNOVATIVE-ORGANIZATIONAL INDUSTRIAL GROWTH

Protas Dmitry Vladimirovich, Cand.Tech.Sci., senior lecturer, chair of economy and planning in the organization, Moscow state industrial university

Annotation: In article objective conditionality of the state regulating influence on process of industrial growth is defined and simulated; special bases of state regulation of this process are allocated and defined.

Keywords: industrial growth, state regulation, innovative regulation, global transformation, sinergetizat-siya, managing market mechanisms

В постиндустриальную эпоху с развитием средств и масштабов инновационного производства усиливается объективная необходимость государственного регулирования, придающего планомерный характер развитию национальной экономики и в целом, и в ее важ-

1

нейших составных частях , в число которых входит также процессы системной экологизации и синергети-зации индустриального роста, носящие объективно обусловленный характер.

Эта объективная обусловленность является результатом взаимодействия ряда объективных экономических императивов в условиях глобальной трансформации (см. Рис. 1).

Императив системной экологизации индустриального роста обусловлен тем, что при ее отсутствии резко снижается качество жизни индивида и сокращается ее продолжительность; общество впадает в клубок неразрешимых противоречий и конфликтов, результатом чего может быть социально-экологический коллапс, который подготавливается всей той массой негативных воздействий на природу, которые порождаются агрессивно-враждебным ей воспроизводственным про-

1 Делягин М.Г. Мировой кризис, Общая теория глобализации, М., ИНФРА-М, 2003.

цессом, движимым рыночно-капиталистической системой хозяйствования, ориентированным на прибыль и накопление денежного капитала.

Объективная необходимость государственного регулирующего воздействия на процесс системной экологизации и синергетизации с использованием всего спектра мер (госрегулирование в широком значении)

Стратегическое планирование

Развитие госсектора экономики

Госзаказы

Госфинансирование инвестиций в развитие

Системное госрегулирование рынка по всем его параметрам, начиная с ценообразования

Другие виды государственного регулирующего воздействия

Рис. 1

Объективная обусловленность государственного регулирующего воздействия на системную экологизацию и синергетизацию индустриального роста в условиях глобальной трансформации

Императив системной синергетизации индустриального роста порождается глобальной трансформацией в том отношении, что переход на базе интенсификации и все более широкого распространения научнотехнического прогресса (инноваций) от индустриальной стадии развития к индустриально-информационной на порядок расширяет пространство и круг возможностей комбинирования всех факторов воспроизводственного процесса и на всех его уровнях так, что синергетизация превращается в ключевой фактор экономического, в том числе и индустриального роста.

Императив несостоятельности самоактивности рынка обеспечить системную экологизацию и синергети-зацию индустриального роста выступает в качестве аспекта принципиальной неспособности освобожденного от государственного регулирования рынка обеспечить планомерное пропорциональное развитие общественного воспроизводства в целом и в его составных частях и аспектах, в том числе индустриального роста.

Рыночные методы хозяйствования всегда ориентированы на прибыль и накопление денежного капитала, а экологизация, за некоторыми фрагментарными исключениями, вообще не приносит прибыли, затраты на ее осуществление не только не приводят к накоплению денежного капитала, но и уменьшает его ранее накопленную величину, поскольку источником финансирования экологических мероприятий и программ является накопленные ранее средства.

В отличие от экологизации рыночные механизмы самоактивности с целевой установкой на максимизацию прибыли и накопление денежного капитала могут стимулировать и осуществлять синергетизацию воспроизводственного процесса, в том числе индустриального роста, в значительно более широком диапазоне,

Глобальная трансформация

Протас Д.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РОСТА

особенно на микроуровне и мезоуровне экономики, т.е. уровне отдельного предприятия или многоотраслевой корпорации в ходе осуществления высокодоходных инвестиционных проектов, материализующих индустриальный рост. Однако, такая синергетизация весьма далека от комплексности на микро- и мезо-уровнях, а что касается макроуровня и межуровневых взаимодействий, то здесь рынок не способен ни стимулировать, ни организовывать вообще какие-либо мероприятия, приносящие синергетический эффект2.

Предпосылкой общих основ государственного регулирующего воздействия на системную экологизацию и синергетизацию индустриального роста служит интегрированная (смешанная) система хозяйствования, соединяющая в единое целое положительные стороны и элементы планово-распределительных и рыночнокапиталистических методов при нейтрализации их негативных сторон и элементов, вокруг стержня национально-государственных интересов и в соответствии с интегрированным экономическим потенциалом страны и ее особенностями (геополитическим положением, культурно-историческими традициями, социальной психологией, уровнем экономического развития и благосостояния, переживаемым историческим этапом и др.)

В числе методов государственного регулирования основным является стратегическое планирование, конкретизирующее его программы и государственные заказы, государственное финансирование развития (инновационно-инвестиционного процесса в сфере интеллектуально-информационного (инновационного) и материального производства), комплекс методов госрегулирование рынка, начиная с методов регулирования цен, а также многие другие методы3.

К основным направлениям государственного регулирования, каждое из которых так или иначе взаимопе-ресекаются с госрегулированием системной экологизации и синергетизации, можно отнести:

- отношения собственности и ее структуру (с учетом необходимости оптимизации форм собственности в разрезе отраслей народного хозяйства, что принципиально важно для активного задействования института собственности в осуществлении системной экологизации и синергетизации индустриального роста);

- нормативно-правовое обеспечение производственно хозяйственной деятельности (в нем должны быть отражены вопросы нормативно-правового обеспечения государством процессов системной экологизации и синергетизации индустриального роста с учетом условий глобальной траснформации и необходимости соблюдения при этом национально-государственных интересов страны);

- внешне-экономическую деятельность, играющую в условиях глобальной трансформации исключительно важную роль для системной экологизации и синерге-тизации индустриального роста, особенно в связи с необходимостью оптимизации соотношения внутреннего и внешнеэкономического контуров общественного воспроизводства;

- системную экологизацию и синергетизацию индустриального роста в условиях глобальной трансформации;

- многие другие важные направления государственного регулирования, например, сфера денежного об-

2 Годунов И.В. Ларионов И.К. Политическая экономия, Путь в XXI век. М., Наука, 2006.

3 Бункина М.К. Национальная экономика, М., Дело, 1997.

ращения, банковский сектор, сектор страхования, фондовый и валютный рынок, сфера трудовых отношений, стандарты и качество продукции (товаров и услуг) и т.д.

В условиях глобальной трансформации индустриальный рост и его системная экологизация взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи: при индустриальном росте на этапе глобальной трансформации вызревает объективная необходимость его системной экологизации; осуществление системной экологизации (пока этого не происходит из-за препятствия в виде доминирования в мире рыночнокапиталистической системы) преобразует индустриальный рост в соответствии с объективными требованиями законов экологии в отношении человека, общества, природы.

Системное преобразование индустриального роста в соответствии с объективными требованиями законов экологии в качестве целенаправленных действий может и должно осуществляться посредством организации управления и планирования государством процесса системной экологизации индустриального роста в качественной части системной экологизации общественного воспроизводства в целом с применением методов, перечисленных ниже:

- тип 1 — воспитание и убеждение;

- тип 2 — стимулирование (организация денежнофинансовых методов совместно с соответствующим регулированием ценообразования, которая делает экономически выгодным последовательное соблюдение экологического законодательства);

- тип 3 — взыскание ущерба (величина штрафных санкций за нарушение устанавливаемых государством экологических нормативов не должна носить символический характер и быть равной для всех категорий лиц);

- тип 4 — государственное принуждение (при грубом нарушении экологических нормативов государство вправе национализировать предприятие совместно с возбуждением уголовного дела за нарушение экологического законодательства).

Следует отметить также, что методы воспитания и убеждения играют ключевую роль в системной экологизации общественного воспроизводственного процесса в целом и индустриального роста в частности, поскольку базируются на человеческой сознательности, что делает эффективными методы стимулирования, взыскания ущерба, государственного принуждения4.

Мотивация положительной синергетизации при наличии соответствующих условий является одним полюсом запуска процесса системной синергетизации индустриального роста, другим же полюсом служит государственное регулирование, включающее в себя, помимо прочего, организацию, управление и планирование государством индустриального роста с ориентацией на его системную синергетизацию5.

Мотивация государством положительной синергети-зации порождает в системе индустриального роста национальной экономики две линии деятельности.

Первая линия деятельности характеризуется такой последовательной цепочкой: деятельность по генерированию положительной синергетизации научнотехнический прогресс и инновации в качестве основы деятельности по генерированию положительной си-

4 Антикризисное управление // под ред. И.К. Ларионова, М.; Дашков и К, 2008.

5 Жуков В.И., В.И. Митрохин В.И. и др. Антикризисное управление, М., МГСУ, 2003.

нергетизации индустриального роста распространение и внедрение положительной синергетизации в процесс и результат индустриального роста.

Вторая линия деятельности находит свое выражение в следующей последовательной цепочке: нейтрализация мотивации негативной синергетизации ограничения деятельности в области негативной синергетиза-ции.

Другой составляющей системной синергетизации индустриального роста в виде госрегулирования в широком значении выступает предмет как организация, управление и планирование индустриального роста с ориентацией на его системную синергетизацию, что порождает в системе индустриального роста следующего последовательную цепочку действий: подготовка, подбор и расстановка кадров, способных генерировать и распространять положительную синергетизацию организация и управление мотивацией положительной синергетизации организационно-управленческие меры по ограничению деятельности в области негативной синергетизации системная координация деятельности по генерированию, распространению и внедрению положительной синергетизации в процессе индустриального роста в ходе его планирования, проектирования, программирования в разрезе уровней экономики и с учетом межуровневых взаимодействий.

Оба полюса запуска и обеспечения системной си-нергетизации процесса индустриального роста (в виде мотивации положительной синергетизации и государственного регулирования этого процесса, как и сам этот процесс совместно с его результатом осуществляются на всех уровнях общественного воспроизводственного процесса и в ходе межуровневых взаимодействий, образующих в своем единстве экономическое пространство индустриального роста.

Список литературы:

1. Антикризисное управление // под ред. И.К. Ларионова, М.; Дашков и К, 2008.

2. Бункина М.К. Национальная экономика, М., Дело, 1997.

3. Годунов И.В. Ларионов И.К. Политическая экономия, Путь в XXI век. М., Наука, 2006.

4. Делягин М.Г. Мировой кризис, Общая теория глобализации, М., ИНФРА-М, 2003.

5. Жуков В.И., В.И. Митрохин В.И. и др. Антикризисное управление, М., МГСУ, 2003.

РЕЦЕНЗИЯ

Вопрос о месте и роли государственного регулирования в социально-экономическом развитии общества в условиях индустриального роста остается открытым и зачастую вызывает дискуссии среди экономистов.

В своей статье Д.В. Протас в качестве основных методов государственного регулирования выделяет стратегическое планирование, конкретизирующее его программы и государственные заказы, государственное финансирование развития (инновационно-инвестиционного процесса в сфере интеллектуальноинформационного (инновационного) и материального производства), комплекс методов госрегулирования рынка, начиная с методов регулирования цен.

Проведя анализ процесса системного преобразования индустриального роста в соответствии с объективными требованиями законов экологии в качестве целенаправленных действий, автор показывает и научно обосновывает, что государственное регулирование должно осуществляться посредством организации

управления и планирования государством процесса системной экологизации и синергетизации индустриального роста по методам, приведенным в статье. Статья рекомендована к публикации.

Д.э.н., профессор А.Н. Герасин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.