Научная статья на тему '12. 20. Создание сельских муниципальных образований смешанного типа, как фактор снижения систематических рыночных рисков сельского хозяйства'

12. 20. Создание сельских муниципальных образований смешанного типа, как фактор снижения систематических рыночных рисков сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ СМЕШАННОГО ТИПА / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / TERRITORIAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / RURAL MUNICIPALITIES OF MIXED TYPE / DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодцов Александр Витальевич

Разработан новый подход к альтернативному развитию сельских территорий и агропромышленного комплекса России. В основе подхода лежит идея создания сельских муниципальных образований смешанного типа (СМОСТ) крупных территориальных единиц с развитой инфраструктурой. Механизм создания СМОСТ предусматривает стимулирование развития, прежде всего, мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, банковской системы в части кредитования сельского хозяйства, всех видов сопутствующего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF RURAL MUNICIPALITIES OF MIXED TYPE AS AGRICULTURALE SECTOR MARKET RISKS REDUCING FACTOR

New approach to alternative development of rural territories and agroindustrial complex of the Russian Federation is developed. This approach is based on the idea of constructing rural municipalities of mixed type (RMMT) large administrative area with developed infrastructure. The mechanism of creation such RMMT provides for incitement of development first of all small and medium agricultural businesses, banking system as regards crediting of agriculture, all kinds of associated business.

Текст научной работы на тему «12. 20. Создание сельских муниципальных образований смешанного типа, как фактор снижения систематических рыночных рисков сельского хозяйства»

12.20. СОЗДАНИЕ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СМЕШАННОГО ТИПА, КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ РЫНОЧНЫХ РИСКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Молодцов Александр Витальевич

Место работы: Центр исследований и перспективных разработок Финансового университета, директор Контакты автора: alexander.molodtsov@rambler.ru

Аннотация. Разработан новый подход к альтернативному развитию сельских территорий и агропромышленного комплекса России. В основе подхода лежит идея создания сельских муниципальных образований смешанного типа (СМОСТ) - крупных территориальных единиц с развитой инфраструктурой. Механизм создания СМОСТ предусматривает стимулирование развития, прежде всего, мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, банковской системы в части кредитования сельского хозяйства, всех видов сопутствующего бизнеса.

Ключевые слова: территориальное развитие, развитие сельских территорий, агропромышленный комплекс, сельские муниципальные образования смешанного типа, развитие инфраструктуры

DEVELOPING OF RURAL MUNICIPALITIES OF MIXED TYPE AS AGRICULTURALE SECTOR MARKET RISKS REDUCING FACTOR

Molodtsov Alexander Vitalevich

Place of employment: Center of perspective research and development, University of finance, director

Annotation: New approach to alternative development of rural territories and agroindustrial complex of the Russian Federation is developed. This approach is based on the idea of constructing rural municipalities of mixed type (RMMT) - large administrative area with developed infrastructure. The mechanism of creation such RMMT provides for incitement of development first of all small and medium agricultural businesses, banking system as regards crediting of agriculture, all kinds of associated business. Keywords: territorial development, development of rural areas, agroindustrial complex, rural municipalities of mixed type, development of infrastructure

Снижение существующих рисков сельскохозяйственного сектора возможно путем создания механизма государственного регулирования процесса управления систематическими и несистематическими рисками.

Снижение систематического риска отрасли возможно путем изменения институциональных и/или рыночных условий функционирования хозяйствующих субъектов. Для хозяйствующих субъектов сельскохозяйственного сектора экономики характерно большое значения рыночного риска, связанного с отсутствием возможности для реализации продукции значительным количеством участников рынка по ценам, обеспечивающим операционную рентабельность. Данный вид риска проявляется через следующие факторы:

- отсутствие системы первичной переработки производимой продукции. Данный фактор повышает сезон-

ность бизнеса, а также лишает хозяйствующий субъект возможности иметь сильную переговорную позицию с контрагентами, а также не позволяет выходить на новые рынки продукции с высокой степенью переработки;

- отсутствие мощностей для хранения производимой продукции также резко повышает сезонность бизнеса. Как следствие усиливается волатильность цен на продукты питания и финансовых результатов сельхозпредприятий, в зависимости от погодных условий и пр.;1

- невозможность для значительного количества сельхозпроизводителей использовать централизованные каналы сбыта, и как следствие, отсутствие возможностей для использования гибких схем реализации и снижение рентабельности деятельности.

Механизм создания и развития сельскохозяйственных кластеров, которые являясь кластерным проектом территориального развития позволяют решить целый комплекс системных проблем и может стать фактором повышения экономической безопасности для предприятий сельскохозяйственного комплекса, за счет снижения систематических рисков.

Одним из наиболее перспективных на сегодняшний день кластерных проектов является создание сельских муниципальных образований смешанного типа (далее

- СМОСТ).

Как уже отмечалось ранее, ключевые риски сельского хозяйства лежат в области рыночных и связанных в данном контексте с ними операционными рисками. Определим основные задачи, которые должны решать агропромышленные кластеры.

Создание инфраструктуры первичной переработки и хранения производимой продукции. Решение данного вопроса возможно путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в данную сферу и расширения возможностей для доступа малых и средних предприятий, не способных на создание собственной инфраструктуры к ее использованию.

Сбыт производимой продукции. Данная проблема носит системный характер (особенно характерна для крестьянских (фермерских) хозяйств других малых форм хозяйствования, не имеющих зачастую возможностей для сбыта, альтернативных разрозненным посредникам (предлагающих цену далекую не только от справедливой, но и от позволяющей выйти даже на операционную окупаемость)).

Ликвидация общего экономического и социального упадка сельскохозяйственных территорий. Выполнение данной задачи является следствием решения двух предыдущих задач. В противном случае решение данной задачи возможно только за счет значительного увеличения социальной нагрузки на бюджеты всех уровней2.

Сегодня существует ряд проектов создания социальных кластеров, в форме насыщенных социальной инфраструктурой коттеджных поселков, таких, например, как «Большое Домодедово» и др. Данному вопросу уделяется отдельное внимание на высшем уровне государственного управления, в частности Президентом России Д.А. Медведевым: «Нам важно не просто строить метры, нужно строить жилье там, где изна-

1 Приказ Минсельхоза России от 9 июня 2009 г. № 218 «Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования»

2 НИР «Разработка кластерных проектов развития депрессивных территорий, на примере создания агрогородов» по заказу Научного фонда Финансового университета в 2010 г.

чально исторически живут наши люди, нам нужно поднимать малые города. У нас огромная территория, и чем шире она будет заселена, чем лучше будут распределены жители страны, тем прочнее будет само государство. Это задача на десятилетия вперед»3.

Однако особенностью коттеджных поселков и вновь создаваемых новых городов преследуется цель создания новых жилых объектов для жителей мегаполисов в более экологичной зоне и насыщение их развлекательной инфраструктурой, то есть коттеджные поселки по сути превращаются в удаленные спальные районы крупных городских агломераций, жители которых наиболее активную фазу суток проводят в мегаполисе, а создания новых городов по сути не происходит.

В отличие от социальных кластеров коттеджных поселков, насыщенных жильем и социальной инфраструктурой, в агропромышленном кластере наряду с развитием социальной инфраструктуры формируются возможности для занятости населения в сфере сельского хозяйства непосредственно на территории нового города.

Сущность агропромышленного кластера нового поколения состоит в следующем.

Сельское муниципальное образование смешанного типа (СМОСТ)4 - это средний населённый пункт, жители которого заняты, как правило, в сфере сельского хозяйства и обеспечения функционирования его социальной инфраструктуры.

СМОСТ представляет собой совокупность системы производства, первичной переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции и системы социальной инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни жителей данной территории, сравнимое с городским.

Задачи СМОСТ5:

- снижение систематических рыночных рисков сельскохозяйственного сектора;

- развитие малого бизнеса;

- развитие жилищного строительства;

- улучшение психологического климата в обществе.

При создании СМОСТ происходит создание нового

типа деревни, размещающейся на значительных площадях и имеющих всю необходимую инфраструктуру, позволяющую человеку, живущему там не испытывать недостатка в развлечениях или бытовых услугах.

Фактически СМОСТ должен представлять собой крупную территориальную единицу, отвечающую следующим критериям:

- индивидуальные участки земли, соответствующие средней площади фермерского хозяйства в России (порядка 100 га), либо меньшие по площади, при этом житель агропромышленного кластера имеет возможность объединения нескольких индивидуальных участков в единое хозяйство, исходя из потребностей бизнеса;

- наличие инфраструктуры обеспечения комфортной жизнедеятельности и социальной среды на территории города, в том числе: поликлиники и больницы, школы и детские сады, отделения милиции и пожарной охраны, магазины, кафе и рестораны, и иные развлекательные и другие инфраструктурные объек-

3 Д.А. Медведев/выдержка из текста выступления 27 апреля 2010г.

4 Собственная разработка А.В. Молодцова

5 НИР «Разработка кластерных проектов развития депрессивных

территорий, на примере создания агрогородов» по заказу Научного фонда Финансового университета в 2010 г.

ты, т.е. инфраструктуру, имеющуюся в современных «спальных» районах крупных городов;

- наличие инфраструктуры хранения, первичной обработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Соблюдение указанных выше принципов позволит получить синергетический эффект от объединения множества индивидуальных предприятий на базе единой инфраструктуры хранения, сбыта и переработки продукции.

Учитывая, что производственная инфраструктура СМОСТ, находится в зоне условной шаговой доступности от всех ее пользователей, удельные издержки каждого агропроизводителя на ее содержание невелики. Это позволяет обеспечить развитие агробизнеса и сопутствующего бизнеса в таких поселениях.

При этом необходимо отметить, что принципиальное отличие СМОСТ от современной российской деревни состоит в том, что создание комплексной инфраструктуры сбыта и хранения на ее базе сегодня невозможно в силу дисперсного характера их размещения по территории страны.

Сопутствующие задачи, решаемые путем создания СМОСТ

Создание и развитие СМОСТ также будет способствовать решению сопутствующих проблем, в частности повышение психологического фона у граждан.

Наряду с экономическим ростом в отрасли и обеспечением населения жильем создание СМОСТ позволит решить несколько существенных проблем:

Проблема «офисного планктона»

Проблема «белых воротничков» - людей обладающих высшим образованием и серьезным потенциалом развития и не имеющих возможностей для его быстрой реализации, которые могут стать в числе первых переселенцев, так как в отличие от класс-сической деревни их не будет отталкивать отсутствие городской инфраструктуры.

Проблема занятости.

Проекты создания СМОСТ могут стать частичным решением проблемы занятости в условиях кризиса, благодаря увеличению количества рабочих мест как непосредственно в сельском хозяйстве, так и в сопутствующих отраслях, развивающихся в новых городах.

Обеспечение жильем и занятость военнослужащих, увольняемых в запас в связи с осуществляемой реформой вооруженных сил6.

Как уже говорилось ранее, военнослужащие-офицеры запаса могут оказаться среди основного количества переселенцев в СМОСТ. Действительно, это возможность для них начать собственный бизнес и одновременно обеспечить семьи жильем без поиска средств на стартовый капитал, достаточно использовать жилищный сертификат, выдаваемый министерством обороны, в качестве первоначального взноса по кредиту на развитие участка в СМОСТ.

Таким образом, создание СМОСТ с высокой долей вероятности превратится в существенный фактор прекращения многолетнего упадка села и позволит разрубить узел накопившихся проблем, в том числе комплексного развития территорий Сибири и Дальнего востока, жилищной проблемы и в итоге позволит обеспечить экономическую безопасность страны.

Ключевым аспектом, отличающим СМОСТ от простого коттеджного поселка, является создание возможностей для самореализации человека.

6 Собственная разработка А.В. Молодцова

Действительно, в соответствии с иерархической системой потребностей человека, составленной американским психологом А. Маслоу (пирамида Маслоу) на вершине находятся именно потребности в удовлетворении эстетичеких потребностей и самореализации: 1.Физиологические; 2. Безопасность; 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо; 4. Уважение; 5. Познание; 6. Эстетические; 7. Самоактуализация.7 Существующие сельские поселения могут дать жителя ощущение безопасности, и обеспечить его физиологические потребности, но не позволяют ему в полной мере обеспечивать личностный рост, как это возможно для жителя мегаполиса.

В этой связи в предлагаемом проекте создания СМОСТ речь идет о застройке индивидуальным жильем значительных территорий, при этом, в отличии от других стран, где широко распространено индивидуальное жилищное строительство (например США), здесь собственник получает не только жилье, но и бизнес-проект. Действительно, создаваемый город может быть самодостаточным при условии, что человек, принявший решение о переселении получает не только жилье, но и источник дохода

Необходимо отметить, что проект со схожими целями был запущен в СССР. Проект предложенный генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым, предполагал создание города, центральная часть которого застраивается многоэтажным типовыми жильем и насыщается необходимой социальной инфраструктурой, на окраинах города при этом сосредотачиваются пашни, сенокосы, пастбища и т.д. Данный проект не был в полной мере реализован и остановлен на пилотной стадии в силу его масштабности, и, связанной с этим необходимости авансирования значительных объемов бюджетных средств.

Отличие агрогорода от СМОСТ состоит в следующем:

- СМОСТ создается с иными, нежели агрогорода целями в иных экономических условиях;

- СМОСТ опирается на совершенно иные принципы построения, позволяющие эффективно функционировать, опираясь на синергетический эффект, получаемый от объединения множества индивидуальных предприятий на базе единой инфраструктуры хранения, сбыта и переработки продукции.

Далее, в связи с тем, что ранее уже поднимался вопрос авансирования бюджетных средств, по мнению автора необходимо рассмотреть вопрос разработки механизма финансирования создания СМОСТ.

Механизм финансирования проекта создания СМОСТ8

Важным фактором повышающим эффективность СМОСТ является ограниченность финансовой нагрузки, ложащейся на федеральный и региональные бюджеты.

Это связано с тем, что государство берет на себя только ответственность за выполнение следующих задач (непосредственно, лио посредством создания соответствующих условий), связанных с оснащением выбранной территории всей необходимой инфраструктурой:

7 А. Маслоу «Мотивация и личность»/ Санкт-Петербург: Питер, 2002.

8 НИР «Разработка кластерных проектов развития депрессивных территорий, на примере создания агрогородов» по заказу Научного фонда Финансового университета в 2010 г./ А.В. Молодцов входит в число участников ВТК

- подведение магистрального газопровода;

- формирование опорной дорожной сети;

- обеспечение территории электроэнергией;

- разработку типовых проектов создания небольших и/или средних ферм;

- обеспечение объемов финансирования перечисленных выше задач.

Важно подчеркнуть, что строительство жилья не финансируется за счет государства, и не происходит авансирования значительных объемов бюджетных средств в проекты строительства жилья и всей социальной инфраструктуры. По некоторым оценкам экспертов стоимость оснащения инженерной инфраструктурой одного земельного участка «с нуля» составляет порядка 350 тыс. руб. Таким образом, расходы государства на строительство одного СМОСТ, рассчитанного на комфортное проживание до 50 тыс. человек составят не более 3,5 млрд. руб.

Особую важность в условиях дестабилизации мировой финансовой системы приобретает минимизация объема авансированных финансовых ресурсов (в отличие от строительства новых городов с уже готовым жильем и жилой инфраструктурой). Финансирование будет осуществляться на основе механизма частногосударственного партнерства (средства федерального и региональных бюджетов расходуются только на создание необходимой инфраструктуры (подведение коммуникаций и банка типовых проектов). В связи с тем, что цели проекта полностью соответствуют целям, сформулированным в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» его финансирование в части федерального и региональных бюджетов возможно за счет средств нацпроекта.

Типы СМОСТ

Также необходимо отметить возможность создания агрогородов нескольких типов, отличающихся как по целям создания, так и по характеру инфраструктурной обеспеченности:

- в непосредственной близости от рынков сбыта (крупных городских агломераций (например, Москвы) и ориентированных на скоропортящуюся продукцию, например помидоры и др.;

- в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечивая таким образом возможность решения проблемы заселения обширных территорий на востоке страны. При этом стимулом для переселения может стать субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию типовых проектов. Размер субсидий возможно поставить в зависимость от географического расположения города (размер субсидии может быть выше для регионов Сибири, Дальнего Востока, а также северных территорий Российской Федерации) и социального статуса (например, повышенные субсидии для военнослужащих в отставке).

Далее будут более подробно рассмотрены механизмы создания и финансирования СМОСТ и организации системы сбыта.

Снижение системных рыночных рисков, связанных со сбытом сельхозпроизводителей в рамках реализации СМОСТ осуществляется за счет гарантированного сбыта сельхозпродукции, несколькими моделями: 1) региональная товарная биржа, 2) управляющая компания.

Региональная товарная биржа.

Товарная биржа, созданная при СМОСТ, позволит ежедневно устанавливать цены на сельхозтовары. Результаты торгов на агробирже становятся моменталь-

но известны по всей территории Российской Федерации благодаря современным средствам связи и информации. Таким образом, цены на агробирже являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в Российской Федерации. Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося на складах СМОСТ, а также созданием специальной системы расчетов для покупателей и продавцов. Несомненно для полного функционирования биржи при СМОСТ необходимо разработать единые правила приема продукции от жителей в соответствии с определенными требованиями и критериями. В конечном итоге это позволит снизить возможность посредников приобретения у производителей сельхозпродукцию по заниженной цене снизит рыночные риски сектора. Механизм работы биржи. Товар поступает от производителей на станцию приема продукции, где происходит оценка качества и взвешивание продукции. Если качество продукции удовлетворяет требованием биржи, то продукция поступает на склад. Далее продукция поступает на склад, где в зависимости от назначения, происходит распределение на сортировку, переработку или хранение. Конечный продукт получает бренд СМОСТ, который позиционирует продукцию на высоком качестве. Это позволит потребителю легко ориентироваться в продукции СМОСТ. (Вологодское масло -произведенное в Вологде). Например, картофель, выращенный и упакованный под знаком качества Тверского СМОСТ.

Закупочно-информационные центры аккумулируют информацию о товарных остатках и приобретающих продукцию. Вся информация размещается на сайте СМОСТ в разделе биржа, что позволяет в режиме реального времени отслеживать остатки и стоимость продукции в СМОСТ. Сбыт сельскохозяйственной продукции возможен через крупные сети, а также крупным и мелким оптовикам (рис.1 и рис.2).

Резиденты п Агробирж а з Крупные сети:Х5, Ашан,

СМОСТ ІІ ІІ Седьмой континент и тд.

Рис.1

Схема взаимодействия резидентов СМОСТ, агробиржи и оптовиков9

Рис. 2

Механизм реализации товаров произведенных в СМОСТ прямыми продажами10 Гарантированный сбыт продукции, произведенной в СМОСТ позволит сформировать прозрачный и адекватный механизм купли-продажи сельскохозяйственной продукции, повысив мотивацию его жителей к получению максимизации прибыли за счет увеличения производства.

Таким образом, человек, принявший решение о приобретении земельного участка, получает: земельный участок с подведенными коммуникациями во временной пользование (срок зависит от региона), типовой

9 Собственная разработка А.В. Молодцова

10 Собственная разработка А.В. Молодцова

проект (предусматривается несколько проектов на выбор, например, мясное или молочное хозяйство, либо объект пригодный для экотуризма) и кредит в Россельхозбанке на его реализацию (обеспечением по кредиту служит комплекс сооружений, построенных в соответствии с типовым проектом).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае успешного осуществления деятельности и полного погашения обязательств, по окончании срока аренды участок переходит в собственность нового жителя города. При этом, необходимо отметить, что заселение СМОСТ может стать одним из решений проблемы обеспечения военнослужащих, уволенных в запас работой и жильем, а обеспечением по кредиту может стать жилищный сертификат, получаемый военнослужащим (либо может быть использован для его погашения).

Должно быть, наиболее важным фактором является возможность снижения систематических рисков, присущих агропромышленному комплексу, в частности проблемы сбыта сельхозпродукции в рамках создания новых СМОСТ. Сегодня определение справедливой цены на продукцию фермеров практически невозможно, просто, в силу отсутствия основного количества необходимых для этого институтов (таких, как добросовестный покупатель или наличие информационной прозрачности рынка). Справедливая цена продукции в данном случае может быть определена на агробирже, создание которой возможно рамках создания СМОСТ.

Фактически, создание СМОСТ позволит решить проблему первичной переработки, хранения и сбыта продукции и даст импульс к развитию сельского хозяйства, а вместе с тем и возможное частичное решение проблемы перенаселения мегаполисов.

Список литературы:

1. НИР «Разработка кластерных проектов развития депрессивных территорий, на примере создания агрогородов» по заказу Научного фонда Финансового университета в 2010 г.;

2. Приказ Минсельхоза России от 9 июня 2009 г. № 218 «Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования»;

3. Д.А. Медведев/выдержка из текста выступления 27 апреля 2010 г.;

4. А. Маслоу «Мотивация и личность»/ Санкт-Петербург: Питер, 2002.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье обосновывается необходимость снижении систематических рисков, присущих деятельности сельскохозяйственных предприятий, путем реализации кластерных проектов создания сельских муниципальных образований смешанного типа (СМОСТ).

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку рассматриваемый механизм направлен на решение ключевых проблем отрасли, а именно отсутствия доступа к инфраструктуре для первичной переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции у малых и средних предприятий.

Особенностью подхода автора является систематизация ряда механизмов управления сельским хозяйством с целью достижения положительного экономического и социального эффекта. В статье обосновывается необходимость развития кластерных проектов в сельском хозяйстве, которые создают возможности для самореализации его участников.

Научная статья А. В. Молодцова "Создание сельских муниципальных образований смешанного типа, как фактор снижения систематических рыночных рисков сельского хозяйства " соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Финансовый университет

Кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»

Профессор, д.э.н. В.А. Дадалко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.