Научная статья на тему '12. 18. Анализ гендерных характеристик в управлении'

12. 18. Анализ гендерных характеристик в управлении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1024
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / A GENDER / THE WOMAN-HEAD / MANAGEMENT OF A NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бодина Юлия Николаевна

Целью статьи анализ роли женщины-руководителя в управлении предприятия народного хозяйства и, в целом, экономическом пространстве Российской экономики. Предметом исследования яв-ляется женщина-руководитель в управлении организации и отраслями народного хозяйства, особенности развития и эволюции понятия «женщина-руководитель», характер проявления ее деловых качеств в экономике, гендерная специфика ее управленческих решений и составляющие формирования имиджа. Выводы в результате проведенной работы могут быть использованы в разработках программных учебных курсов, спецкурсов по экономике, менеджменту, политологии, феминологии и социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF GENDER CHARACTERISTICS IN THE MANAGEMENT

The purpose of dissertational work is the analysis of a role of the woman-head in management of the enterprise of a national economy and, in the whole, economic space of the Russian economy. An object of research is the woman-head in management of the organisation and branches of a national economy, feature of development and evolution of concept "woman-head", character of display of her business qualities in economy, gender specificity of her administrative decisions and making formations of image. Conclusions as a result of the spent work can be used in workings out of program training courses, special courses on economy, management, political science, feminology and sociology.

Текст научной работы на тему «12. 18. Анализ гендерных характеристик в управлении»

12.18. АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В УПРАВЛЕНИИ

Бодина Юлия Николаевна, экономический факультет Московский городской педагогический университет, аспирант

Контакты автора: juliabodina@mail.ru

Аннотация. Целью статьи анализ роли женщины-руководителя в управлении предприятия народного хозяйства и, в целом, экономическом пространстве Российской экономики. Предметом исследования является женщина-руководитель в управлении организации и отраслями народного хозяйства, особенности развития и эволюции понятия «женщина-руководитель», характер проявления ее деловых качеств в экономике, гендерная специфика ее управленческих решений и составляющие формирования имиджа. Выводы в результате проведенной работы могут быть использованы в разработках программных учебных курсов, спецкурсов по экономике, менеджменту, политологии, феминологии и социологии.

Ключевые слова: гендер, женщина-руководитель, управление народным хозяйством

ANALYSIS OF GENDER CHARACTERISTICS IN THE MANAGEMENT

Bodina Julia Nikolaevna, student of economic faculty MGPU, the post-graduate

Annotation: The purpose of dissertational work is the analysis of a role of the woman-head in management of the enterprise of a national economy and, in the whole, economic space of the Russian economy. An object of research is the woman-head in management of the organisation and branches of a national economy, feature of development and evolution of concept "woman-head", character of display of her business qualities in economy, gender specificity of her administrative decisions and making formations of image. Conclusions as a result of the spent work can be used in workings out of program training courses, special courses on economy, management, political science, feminology and sociology. Keywords: a gender, the woman-head, management of a national economy

Литературный анализ показал, что проблематика гендерного управления насчитывает немного публикации, тем более это относится к сравнительному анализу гендерных теорий. В то время, как положение женщин, которые составляют более половины населения страны, отражает состояние общества в целом, как лакмусовая бумажка. Только последние десятилетия женщины стали занимать руководящие посты, становится первыми лицами корпораций, и даже государств. Такая ситуация была далеко не всегда.

Успех женщины как руководителя и управленца зависит прежде всего от двух факторов - объективного и субъективного. Первое - это те усилия, которые приложит сама женщина для того, чтобы достичь успеха в карьере. И второе-это от стереотипов и взглядов на нее со стороны. Зачастую, со стороны мужчин. То есть, субъективно карьера женщины будет зависеть от

той социальной и культурной среды, в которой женщина вращается, и в которой формируется ее личность и деловое окружение.

Как было отмечено выше, в целом и российские и западные оценки восприятия женщины были результатом многих факторов - религиозных, политических, социальных. Женское начало было онтогонистически вторично и зачастую подчинено мужскому началу.

Кроме того, вплоть да 20 века Россия была аграрной страной, и именно мужской пол был хозяином земли и кормильцем. Это находило и свое отражение в законодательстве того времени. Земля давалась по числу мужских душ в семье. Рождение девочек в семье было тягостным и нерадостным событием для семьи и для ее финансового состояния.

Еще немецкий философ Карл Манхейм отмечал: "Самое большое порабощение, которое когда-либо знала история, испытывали вовсе не рабы, крепостные или наемные рабочие, а женщины в патриархальном обществе».

Женщина была полностью подчинена мужчине, и психологически, и экономически. Но со временем все стало меняться. Но, тем не менее, введение юридического равноправия и некое изменение социальных ролей не смогли полностью деформировать традиционные патриархальные взгляды. Мужчины продолжали занимать топовые позиции управления, женщины могли довольствоваться лишь низовыми звеньями управления. Отрицать тот факт, что работающая женщина это обыденное явление, никто не станет. Но вот женщина-руководитель порой вызывает у некоторых обывателей некоторые сомнение. Не многим женщинам удается стоять на верхах карьерной лестницы.

Процессы изменения российского общества, начавшиеся в 80-е годы 20 века, привели к определенным изменением положения женщины в российском обществе. На 2005 год, в среднем, заработная плата женщин на треть ниже, чем у мужчин. По мнению российских ученых (Силласте Г.Г., Айвазова С.Г., Романова

Н.П.), изучавших проблемы труда женщин, причина такой разницы в том, что женский и мужской труд оценивается по разному, в силу стереотипизации.

По исследованиям Осинского И.И. и Романовой Н.П., на начало 20 века примерно треть руководителей предприятий предпочитают брать на работу мужчин, нежели женщин. Этими учеными было подсчитано, что:

-при приеме на работу с проявлениями социальной дискриминации сталкивались 82.3%, никогда не сталкивалось 7.1% женщин

-при увольнении сталкивались с дискриминационными проявлениями 74.2% женщин, и 11.3 % не испытывали на себе такого явления.

Многие цифры говорят о том, что удачные модели поведения в управлении показывают те руководители, которые используют как мужские, так и женские модели управления, в зависимости от ситуации.

В последнее десятилетие появился такой термин, как "гуманитарный менеджмент". Этот менеджмент иногда называют женским. Этому типу руководства не характерно добиваться успеха любым путем, цели любой ценой. Согласно нему, женщина уверенна, что при руководстве надо сочетать интуицию, жесткость и дипломатию, придерживаться норм этики и быть человеколюбивой.

Несмотря на некоторые позитивные тенденции, характерные не только для столичных городов, но и для городов российских регионов, ситуация с привлечени-

Бизнес в законе

5'2010

ем женщин к руководству приватизированными предприятиями, остается весьма противоречивой. Оценки опрошенных экспертов в шести регионах России, проведенное исследователем А.Е. Чириковой позволяют сделать заключение, что доля женщин в составе высшего руководства, скорее просто стабилизировалась, нежели нарастает. Хотя ситуация несколько различается в зависимости от отраслевой специфики. В пищевой, легкой, химической промышленностях рыночные отношения способствовали оттоку женщин с позиций среднего менеджмента в частный бизнес, в то время как доля высших руководителей, несколько увеличилась или стабилизировалась. Так считают свыше 70% опрошенных региональных экспертов.

Частое высказывание о том, что женское руководство воспринимается более настороженно обоими полами находит подтверждение и у российских, и у западных исследователей. Многие ученые крайне насторожено оценивают способность женщин достигать высших иерархий в организации, объясняя это тем, что женщины сами не желают завоевывать эти позиции, и сильно выраженными поло-ролевыми стереотипами. Женщины склонны переоценивать мужские достоинства и недооценивать достоинства других женщин и самих себя. Серьезные различия кроются в оценках, которые дают мужчины и женщины своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за неадекватное исполнение задания. Женщины - управленцы придерживаются мнения, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Женщина склонна в большей степени заниматься ежедневным доказательством своего "права на лидерство", по сравнению с мужчиной. Может быть именно поэтому, женщины в большей степени, нежели мужчины - руководители, мотивируют участие сотрудников в общем деле, с большим удовольствием делятся информацией и властью, поощряют самовыражение сотрудников.

Имеет место быть следующая гипотеза - формирование стиля руководства и эффективность управления зависят от совокупности индивидуально-типологических качеств личности, а не от гендерной типизации.

Для ее проверки можно поставить и выполнить следующие задачи:

1. Определение и сравнительный анализ стилей руководства у мужчин и женщин.

2. Выявление влияния индивидуальных личностных особенностей и гендерного фактора на формирование стиля руководства.

3. Определение различий в эффективности лидерства у мужчин и женщин.

4. Определение соотношения эффективности лидерства и стилей управления у мужчин и женщин.

В проведенное исследование для проверки вышеназванной гипотезы привлечено 60 человек. Из них: 30 менеджеров-мужчин и 30 менеджеров-женщин. Возраст исследуемых менеджеров от 26 до 49 лет.

Анализ так называемого «попустительского компонента» в стилях руководства у мужчин и женщин показал, что у женщин этот стиль руководства встречается немногим меньше, чем у мужчин. Так, среди исследуемых женщин-менеджеров такой стиль обнаружился у 6,5% (2 из 30), а у мужчин - 16,5% (5 исследуемых из 30). Поясним, что попустительский стиль руководства характеризуется снисходительностью к работникам,

отсутствием требовательности и строгой дисциплины, контроля. Им свойственны либеральность, порой переходящее в панибратство с подчиненными, желание переложить ответственность с себя на других в принятии и реализации решений.

Рис. 1.

Распределение стилей руководства у женщин

діфекіивпім попустительский кшгегиатъньм

Рис. 2

Распределение стилей руководства у мужчин

По результатам видно, что наибольший процент руководителей того и другого пола придерживаются коллегиального стиля руководства, основными характеристиками которого являются требовательность и контроль, сочетающиеся с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины, стремление грамотно делегировать полномочия и объективно разделять ответственность, демократичность в принятии решений. Как было видно выше, из описания, это наиболее оптимальный стиль руководства в современных условиях и огромный процент респондентов, по результатам исследования, описывают своих руководителей в рамках коллегиального стиля руководств. А именно, из 30 описываемых женщин-менеджеров 25 (83,5%) и 22 (73,5%) из общего числа исследуемых мужчин-менеджеров.

Исходя из результатов этого исследования, можно обозначить вывод, что формирование стиля руководства связанно в первую очередь не с гендерной принадлежности личности, а с другими источниками, такими например как особенность лидерской позиции и наличие определенных личностных индивидуальнотипологических особенностей. Иначе говоря, не важно кто занимает руководящую должность, а важна индивидуальность конкретного лидера, что и лежит в основе формирования и развития стиля руководства.

С целью подтверждения этой гипотезы, сравнили Рис. 3 и 4 с целью определить - имеет ли женское руководство свою специфику, т. е. выяснить, выражен ли какой-нибудь тип личности у женщин-менеджеров ярче, чем у мужчин.

Исследование типов личности базировалось на выборе геометрической фигуры, в системе которого существует 4 формы личности - треугольник, круг, квадрат и зигзаг, каждому из которых присуща своя, определенная личностная характеристика.

Рис. 3

Психогеометрические формы личности у женщин-руководитей

Рис. 4.

Психогеометрические формы личности у мужчин-менеджеров

В ходе исследования выявлено, что геометрические типы личности мужчин-менеджеров очень тесно взаимосвязаны с аналогичными типами у женщин. Из 30 мужчин 13, что составляет 43,5%, подчиненные ассоциируют с треугольником, который символизирует лидерство. Самая характерная особенность людей этого типа - способность концентрироваться на данной цели. Эти люди - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Из 30 исследуемых женщин-менеджеров 14, что составляет 46,5% от общего числа исследуемых женщин, также ассоциировались с треугольником.

Среди мужчин-менеджеров, ассоциируемых с квадратом, было выявлено 8 человек, что составляет 26,5%. Квадрат - это неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - это основные характеристики данной формы личности.

Среди мужчин-менеджеров с кругом ассоциировали 20% (6 человек) из общего числа исследуемых мужчин, а среди женщин 23% (7 человек). Круг понимается как символ гармонии. Те, кто предпочитают его, заинтересованы в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для людей этого типа - люди, их благополучие, они объединяют рабочий коллектив, корпоративный дух, стабилизируют группу, обладают высоким вниманием в окружающим людям.

Меньше всего в обоих гендерах было выявлено руководителей, ассоциируемых с зигзагом, который символизирует креативность, творчество. Главенствующим стилем мышления таких людей зачастую являет-

ся синтетический стиль, смешение абсолютно разных и непохожих идей и создание на этой основе чего-то креативного, оригинального. Люди, выбирающие их зачастую не заинтересованы в консенсусе и добиваются успеха не путем уступок, а играют на конфликтах идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение. Используя свое остроумие и природный ум, они могут быть весьма критичными и резкими, «открывая глаза другим» на возможность нового решения. У мужчин 10%, трое из 30 исследуемых, а у женщин 13% - четверо из исследуемых женщин-менеджеров.

Таким образом, результаты показывают, что нет значительной разницы в ассоциируемых типах личности мужчин и женщин-менеджеров. Можно прийти к выводу о том, что нет, как такового, ярко выраженного, отличного от мужского, типа женского руководства, что соответственно приводит к заключению о том, что определяющим для формирования личности руководителя является его индивидуальный тип личности, а не принадлежность к тому или иному гендеру.

Таким образом, результаты исследований не обнаруживают как таковой ярко выраженной гендерной типизации стилей управления, т. е. не существует типичных и ярких различий между стилями руководства мужчин и женщин. Однако анализ эффективности лидерства показывает, что все же средний показатель эффективности лидерства в выборке оказался у мужчин выше, чем у женщин, а сравнение стиля руководства с эффективностью лидерства мужчин и женщин показывает, что мужчины в пределах одного и того же стиля руководства в среднем более эффективны, чем женщины.

Список литературы:

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: практика для руководителя. Пер. с англ. - Москва. Де-ло,2005.

2. Гвоздева Е., Герчиков В.И. Штрихи к портрету менеджмента ХХ1века: женщина-управленец. //Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. Москва. ИСИ РАН, 2000.

3. Женское предпринимательство: мотивация, положение, перспективы. Итоговый доклад для Комиссии ЕС. - М.: ИНИОН РАН. 1992.

4. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Хащенко Н.Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом //Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. - М.: ИПАН, 1999.

5. Корель Л.В. Женщины на крутых виражах реформ: факторы риска и степени адаптации//ЭКО, Москва-1995.

6. Психология управления. Курс лекций /Л.К. Аверченко, Г.М. Запесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2005. .

7. Самарцева О.К., Фомина Т.А. Женщина и мужчина: менеджмент, Москва, 2008 г.

8. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. - М.: ИСРАН 2005.

РЕЦЕНЗИЯ

Анализ гендерных характеристик в управлении является актуальной темой для современной экономики. В статье Бодиной Юлии Николаевны раскрыта сущность понятия женщины-руководителя, обнаружен историкоэкономический генезис понятия «деловая женщина», проведен анализ социально-экономических аспектов роли женщины-руководителя в управлении организацией в сфере народного хозяйства.

Статья рекомендована к публикации Зам.декана экономического факультета профессор, к.э.н. Т.Н. Шевченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.