Научная статья на тему '12. 1. Особенности функционирования системы образования в рыночной системе хозяйствования'

12. 1. Особенности функционирования системы образования в рыночной системе хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / РЫНОК ОСОБЕННОСТИ / EDUCATION / SYSTEM / FUNCTIONING / MARKET / FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасина Ольга Николаевна, Сальникова Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы и особенности функционирования системы образования в рыночной системе хозяйствования с учетом социальноэкономических условий современной России, а также предложены направления организационного совершенствования системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN A MARKET SYSTEM OF MANAGEMENT

The paper considers the issues and specific features of functioning of the educational system in a market system of management basing on the current socioeconomic conditions in Russia, and suggests ways to improve the educational system.

Текст научной работы на тему «12. 1. Особенности функционирования системы образования в рыночной системе хозяйствования»

12. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ

12.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Герасина Ольга Николаевна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Экономика и управление производством» ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

Сальникова Татьяна Сергеевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и планирование в организации» ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и особенности функционирования системы образования в рыночной системе хозяйствования с учетом социально-экономических условий современной России, а также предложены направления организационного совершенствования системы образования.

Ключевые слова: образование, система, функционирование, рынок особенности

SPECIFIC FEATURES OF FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN A MARKET SYSTEM OF MANAGEMENT

Olga N. Gerasina, Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Economics and Production Management, Moscow State Industrial University

Tatyana S. Salnikova, Candidate of Economics, Associate Professor, Docent of Department of Economics and Management, Moscow State Industrial University

Annotation: The paper considers the issues and specific features of functioning of the educational system in a market system of management basing on the current socioeconomic conditions in Russia, and suggests ways to improve the educational system.

Keywords: education, system, functioning, market, features

В современных условиях система образования в целом является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства страны, обеспечивающим поступательное развитие общества.

В последние годы прошлого столетия и начале XXI века, на базе социально-экономических преобразований, в системе высшего профессионального образования России произошли существенные изменения, касающиеся как качественной, так количественной стороны.

Основной особенностью имевших место изменений следует считать появление негосударственного сектора образовательной деятельности.

Вследствие этого, по существу, утратила свое значение практика государственного регулирования под-

готовки профессиональных кадров посредством централизованного (в т.ч. и регионального) изменения, как числа ВУЗов, так и численности обучающихся в них будущих специалистов. Востребованность профессиональных кадров на рынке труда перестала быть известной нормой для ВУЗов, поскольку предпринимательские структуры всех видов не обозначали и не обозначают свои потребности в кадрах высшего уровня подготовки, за исключением частных случаев направления на обучение некоторых своих штатных работников.

Вторым кардинальным изменением в системе российского образования в условиях проведения социально-экономических реформ явилось значительное развитие в государственных вузах, наряду с бюджетным, платного обучения студентов. В результате, в России сформировался своеобразный рынок образовательных услуг, на котором присутствуют все три обязательных компонента любого рынка: покупатель, продавец и специфический товар - образовательные услуги, каждый из которых связан с экономическими категориями спроса, предложения и цены. При этом, рынок образовательных услуг тесно взаимодействует с рынком труда, денег, информации, товаров.

Таким образом, в настоящее время в системе образования в РФ функционируют два сектора высшего профессионального образования: государственный и негосударственный, которые отличаются в своей основе условиями финансирования процесса обучения. При этом государственный сектор образования в настоящее время включает значительный сегмент учащихся, в котором обучение производится также за счет самих обучающихся и их семей. Этот сегмент из года в год растет и в некоторых вузах уже превысил 50%. Плата за образовательные услуги получила широкое распространение после их юридического закрепления в Законе Российской Федерации «Об образовании». Без преувеличения можно сказать, что в ближайшие годы число студентов в российских государственных вузах, которые будут обучаться на платной основе, будет неуклонно расти.

Вопрос состоит только в том: кто будет платить? Это могут быть: государство - за одаренных студентов из малообеспеченных семей, студентов, прошедших службу в армии, студентов-инвалидов и т.д.; государственные и негосударственные предприятия и организации - по договорам со студентами, представляющими для них интерес после получениями ими образования; сами абитуриенты и их семьи - из собственных средств или из средств, взятых в кредит.

Ситуация по обсуждаемой проблеме в социальноэкономических условиях России имеет свои особенности. Одна из них заключается в том, что в последние годы система высшего профессионального образования находясь в состоянии постоянного реформирования, сопровождается фактами, когда принимаемые решения вступают в противоречие с экономическими реалиями. Многие из принятых предложений носят ограниченный характер, их сущность направлена на реализацию частных (локальных) мер, которые могут дать лишь однократный эффект. Отдельные мероприятия не обеспечивают радикального улучшения состояния высшего профессионального образования с

Герасина О.Н. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

Сальникова Т.С. ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

учетом накопленного в прежние годы опыта и реального складывающихся в стране рыночных отношений.

В этой связи нельзя не заметить, что существующие сегодня структурные формы образовательных учреждений казалось бы имеют хорошую основу для своего развития, однако это пока лишь чисто количественные изменения.

Однако, многообразие структурных форм образовательных учреждений в системе высшего профессионального образования, обусловленных формированием негосударственного сектора, позволяет также сделать вывод о том, что, наряду с казалось бы положительными тенденциями в количественном плане, возникает и ряд проблем, которые отрицательно сказываются на функционировании системы негосударственного образования.

Самой острой проблемой развития негосударственного сектора высшего образования является качество подготовки специалистов. Контроль качества образовательной деятельности негосударственных вузов в настоящее время проводится, в основном, на макроуровне с помощью процедур аттестации и государственной аккредитации. В условиях большой автономии негосударственных вузов по сравнению с государственными, получило широкое распространение использование внутривузовских систем оценки качества подготовки специалистов на основе проведения самооб-следования, что, естественно, не дает возможности получения реальных показателей качества образовательной деятельности.

Не способствует обеспечению должного качества обучения студентов и тот факт, что большинство преподавателей негосударственных ВУЗов ведут образовательную деятельность на условии почасовой оплаты и совместительства. Количество негосударственных вузов, в которых доля штатных преподавателей превышает 30%, составляет около 20% от их общего числа. В результате в ряде негосударственных вузов отсутствуют полноценные кафедры. Многие преподаватели проводят обучение не в соответствии со своим профилем, большинство из них не имеет ученых степеней и званий. О каком высоком уровне образования можно при этом говорить?

Весьма важными особенностями в развитии системы образования России также являются предстоящие структурные и качественные преобразования в связи с принятием Болонской декларации.1

Следует, прежде всего, иметь ввиду, что Болонские соглашения не ограничиваются простыми структурными преобразованиями. Задачей Болонского процесса является формирование зоны европейского высшего образования, расширение привлекательности и конкурентоспособности высших учебных заведениях Европы. Высшее образование должно рассматриваться как общественное благо, а учащиеся как полноправные члены сообщества высшего образования. Европейские высшие учебные заведения хотят стать привлекательными для талантливых людей всех континентов. Это требует действий на институциональном, национальном и европейском уровнях. Специфические меры Болонского процесса включают адаптацию программ, использование научных и образовательных степеней, ясно понимаемых как внутри, так и вне Европы, регла-

1 Болонская декларация, подготовленная правительством Великобритании, Германии, Италии и Франции. Принята 29-ю государствами в 1999 году.

ментирование средств обеспечения качества, программы, преподаваемые на основных мировых языках, адекватную информацию и маркетинг; доброжелательный сервис для иностранных учащихся и ученых, а также стратегическую работу в рамках сетей. Успех зависит также от быстрой ликвидации ограничивающих правил иммиграции и свободы рынка труда.

Зона европейского высшего образования должна строиться на европейских традициях ответственности образования перед обществом, на широком и открытом доступе к обучению, на образовании для развития личности и обучении в течение всей жизни, на гражданственности, краткосрочной и долгосрочной социальной уместности.

Развитие требует, чтобы у европейских университетов была возможность действовать в соответствии с руководящим принципом автономии в сочетании с ответственностью. Университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и учащихся. Европейские высшие учебные заведения должны быть готовы к конкуренции дома, в Европе и в мире, но для этого они нуждаются в необходимой организационной свободе, ясных и благожелательных рамках регулирования и достаточном финансировании. В противном случае они не будут иметь возможности сотрудничать и соревноваться. Планы завершения создания зоны европейского высшего образования останутся невыполненными или приведут к неравной конкуренции, если во многих странах будет осуществляться автономное непосредственное регулирование деятельности, касающихся высшего образования.

Зона европейского высшего образования требует строительства системы образования на основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть строиться на демонстрации качества.

Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов. Она требует баланса между новшествами и традициями, академическими преимуществами, социальной и экономической необходимостью, связанностью программ и свободой выбора учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования так же, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг.

В Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Путь в будущее будет состоять в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и дисциплинарные различия.

Конкуренция, поддерживающая качество высшего образования, не исключает сотрудничество и не может быть сведена к концепции коммерции. Болонские соглашения подчеркивают, что университеты в некоторых странах Европы находятся еще не в том положении, чтобы конкурировать на равных, и, в частности, сталкиваются лицом к лицу с проблемой «утечки мозгов» в пределах Европы.

Университеты и другие высшие учебные заведения должны использовать все преимущества существую-

щего национального законодательства и европейских инструментов, нацеленных на облегчение академического и профессионального признания разделов курсов, степеней и других достижений так, чтобы граждане могли эффективно использовать свою квалификацию, умения и навыки во всей зоне европейского высшего образования.

Качество высшего образования и научных исследований является и должно быть определяющим фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы. Поскольку научные исследования являются движущей силой высшего образования, то и создание зоны европейского высшего образования должно идти одновременно и параллельно с созданием зоны европейских научных исследований.

Для большей гибкости в процессах обучения и получения квалификаций необходимо установление общих краеугольных камней квалификаций, поддержанных кредитной системой, обеспечивающей как перезачет-ную, так и накопительную функции. Вместе с взаимно признанными системами обеспечения качества такие договоренности облегчат доступ учащихся к европейскому рынку труда и расширят совместимость с миром труда, привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования. Повсеместное использование такой системы кредитов и приложений к диплому будет способствовать мобильности рынка труда. Повышение мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления, как это указанно в Болонской декларации, имеет максимальную важность.

Чтобы обеспечить единство измерения в высшем образовании требует сблизить модули, курсы и программы по однотипным специальностям.

В соответствии с подписанным соглашением европейские высшие учебные заведения должны:

- инициировать и поддерживать прогресс в совместных попытках провести переоценку высшего образования и научных исследований для всей Европы;

- реорганизовать и омолодить программы и высшее образование в целом; развивать и базировать высшее образование на основе научных исследований;

- принимать взаимоприемлемые механизмы для оценки, гарантии и подтверждения качества;

- полагаться на общие стандарты европейского измерения и обеспечивать совместимость разных институтов, программ и степеней;

- содействовать мобильности учащихся, персонала и возможности трудоустройства выпускников в Европе;

- поддерживать усилия по модернизации университетов в странах, где существуют большие проблемы вхождения в зону европейского высшего образования;

- проводить изменения, будучи открытыми, притягательными и конкурентоспособными дома, в Европе и в мире;

- продолжить считать необходимым, чтобы высшее образование было ответственно перед обществом.

Развитие российского общества, интеграции России в мировую экономику, развитие рыночных отношений в нашей стране - все это неизбежно приведет российскую систему образования к сближению с подобными системами других стран. Однако такое сближение должно строиться с учетом национального опыта и достижений национальных учебных школ. «Индивидуальность в единстве» - должно стать основным принципом.

Изложенные выше особенности функционирования системы высшего профессионального образования в

России и отмеченные имеющиеся существенные негативные явления свидетельствуют о необходимости принятия необходимых мер по совершенствованию содержательных форм и методов реорганизации и повышения эффективности деятельности всех элементов образовательной сферы.

Исходя из проведенного анализа, организационное совершенствование системы образования, на наш взгляд, должно рассматриваться в следующих направлениях:

- повышение роли государства в руководстве системой образования, особенно в части обеспечения оптимального соответствия численности выпускаемых из вузов специалистов их реальной жизненной востребованности;

- пересмотр отношения к социальному и экономическому статусу профессорско-преподавательского состава, к созданию необходимых условий для плодотворной научной и педагогической деятельности с доведением оплаты их труда до уровня заработной платы самых востребованных специалистов в народном хозяйстве;

- укрепление связей между образованием, экономикой, наукой и культурой, как неразрывными составляющими, обеспечивающими процесс развития цивилизованного, богатого материально и духовно общества;

- объединение образовательного и воспитательного процессов в неразрывную взаимосвязь по задачам и методам решения проблемы формирования каждой личности с высоким профессиональным и духовным уровнем востребованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.