Научная статья на тему '11. 1. Организационные проблемы общественного контроля деятельности органов внутренних дел'

11. 1. Организационные проблемы общественного контроля деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PUBLIC CONTROL / LAW ENFORCEMENT STRATEGY / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илюшкин Валерий Иванович

В представленной статье рассматриваются вопросы совершенствования организационных основ общественного контроля деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF PUBLIC CONTROL OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article explains how to improve the institutional framework for public control of the internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «11. 1. Организационные проблемы общественного контроля деятельности органов внутренних дел»

11. РАЗНОЕ

11.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Илюшкин Валерий.Иванович., адъюнкт Академии управления МВД России

Контакты автора: 0001@63mail.ru

Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы совершенствования организационных основ общественного контроля деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: общественный контроль, правоохранительная стратегия, органы внутренних дел

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF PUBLIC CONTROL OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Iluskin Valery Ivanovich., associate Management Academy of Internal Affairs of Russia

Annotation: The article explains how to improve the institutional framework for public control of the internal affairs agencies.

Keywords: public control, law enforcement strategy, bodies of internal affairs

Не будет считаться преувеличением высказывание о том, что как только в обществе в 90-е - начале 2000 годов поднимался вопрос о необходимости установления общественного контроля за силовыми структурами, нередко приходилось наблюдать достаточно «болезненную» реакцию представителей последних даже на сам факт постановки этого вопроса [1]. Подобная реакция, как представляется, была детерминирована тем обстоятельством, что для многих понятие «контроль» ассоциировалось с насилием, командованием, со словами «уличить», «схватить», «поймать». И складывалось впечатление, что все оказались вдруг в плену содержания английского слова «control», раскрываемого через понятия «власть», «господство», «насилие». Очевидно, что такое представление о контроле не отражало многообразия и глубины его содержания, истинного предназначения.

Между тем в законопроект «О полиции» 2010 была включена ст.52, уточняющая цели, задачи, формы, методы, процедуры общественного контроля деятельности полиции. Кроме того, одна из отсылочных норм в законопроекте указывает на иной законопроект - «Об общественном контроле в Российской Федерации». Таким образом, актуализирована проблема разработки модели организационно-правового механизма общественного контроля деятельности полиции в условиях реформирования системы МВД России.

Общественный контроль силовых структур, органов внутренних дел, может рассматриваться в том числе, а может быть и, прежде всего, как совет, помощь, своевременная подсказка, доверие и т.п. При этом в качестве предмета общественного контроля может выступать не только повседневная деятельность орга-

нов внутренних дел, но и процессы, связанные с определением ее приоритетных направлений, стратегии.

Прежде чем остановиться на некоторых организационных аспектах общественного контроля применительно к процессам формирования стратегий деятельности органов внутренних дел, обратим внимание на то обстоятельство, что в понимании содержания, объема, круга субъектов общественного контроля силовых структур существуют различные подходы.

Так, например, авторы подготовленного в свое время проекта федерального закона «О гражданском контроле и управлении военной организацией и деятельностью в Российской Федерации» [2] в перечень субъектов гражданского контроля включили Президента Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственную Думу); органы государственной власти субъектов Российской Федерации; Уполномоченного Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам военнослужащих; гражданского Министра обороны; прокуратуру Российской Федерации; судебную власть Российской Федерации; общественные объединения, политические партии и движения; научноисследовательские учреждения; средства массовой информации; граждан Российской Федерации. Не оспаривая право авторов упомянутого законопроекта оперировать таким широким кругом субъектов гражданского контроля применительно к функционированию военной организации, отметим, что мы функционирование гражданского контроля связываем, прежде всего, с деятельностью негосударственных, общественных организаций, неформальных объединений граждан, отдельных граждан.

Тезис о возможности и даже целесообразности протекания процессов формирования правоохранительных стратегий в условиях контроля со стороны общества не покажется радикальным, если подойти к его пониманию со стороны, по крайней мере, двух позиций. Для этого достаточно, во-первых, вспомнить о том, что термин “социальный контроль” - а гражданский контроль рассматривается как разновидность контроля социального, - был введен в научный оборот французским социологом и криминологом Тардом. Изначально основное предназначение социального контроля, по мнению Тарда, заключалось в воздействии на личность правонарушителя, которое обеспечивало участие последнего в общественно полезной деятельности.

В дальнейшем объем содержания термина «социальный контроль» был расширен до понимания его как средства социализации личности. Иными словами, социальный контроль обеспечивает «включение» индивида в широкий спектр общественных отношений. Применительно к организациям, такое «включение» происходит в результате процессов институциализа-ции. Содержание и характер процессов формирования, становления, развития организаций, а значит и разработка-реализация стратегий организаций, по вполне понятным причинам не могут и не должны находиться вне поля зрения общества, тем более тогда, когда речь идет о защите прав и законных интересов граждан, обеспечении общественной безопасности. И в этом смысле общественный контроль выступает как

Бизнес в законе

1 '2011

средство институционализации конкретной организованной социальной системы.

Например, ревизия содержания функционирования полиции многих западноевропейских государств и США, повлекшая разработку качественно новых приоритетов деятельности, была вызвана активной позицией демократических сил, продемонстрировавших неудовлетворенность методами и средствами работы полицейских структур. Тогда, в 60-х годах прошлого столетия, после участия полиции в акциях подавления массовых выступлений широких слоев населения, в обществе остро встали проблемы адекватности применения силы со стороны полицейских формирований. На протяжении многих лет после этого, процессы реформирования полицейских сил были в центре внимания общественности.

С позиций теории управления общественный контроль необходимо рассматривать как средство «обратной связи», призванное обеспечить адекватную реакцию управляющей подсистемы на изменения, происходящие в объекте управленческого воздействия. При этом в качестве средства обратной связи, применительно к проблеме формирования стратегий правоохранительной деятельности, общественный контроль выполняет как минимум две важные функции - информационную и профилактическую.

В результате реализации информационной функции формируется более полное представление о состоянии общественных отношений, их качественных характеристиках, степени и характере угроз безопасности, как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Очевидно, что не без демонстрации позиции общества по проблемам организованной преступности, терроризма, наркоситуации, миграционных процессов были сформированы и обозначены приоритеты деятельности МВД России на ближайшую перспективу.

Основное предназначение профилактической функции общественного контроля, как представляется, заключается в том, чтобы удержать субъектов принятия стратегических решений при формировании стратегии деятельности от недостаточно обоснованных и слабо продуманных, преждевременных шагов, реализация которых не только не приблизит к ожидаемому результату, но и отдалит его, вызвав различного рода деструктивные последствия.

Реализация функций общественного контроля применительно к выработке правоохранительных стратегий может осуществляться в различных формах:

- участие в процедурах обсуждения законопроектов, касающихся вопросов правоохранительной деятельности, в том числе и деятельности органов внутренних дел (об организации и структуре правоохранительных органов; о порядке прохождения службы в правоохранительных органах и т.д.);

- участие в подготовке федеральных целевых программ и контроле их реализации [3];

- проведение семинаров, «круглых столов» по актуальным вопросам правоохранительной проблематики;

- публикация материалов в средствах массовой информации, отражающих тенденции, характеризующие состояние и перспективы развития правоохранительных структур;

- направление в органы государственной власти писем, заявлений, предложений по оптимизации деятельности органов внутренних дел;

- проведение в рамках правового поля общественномассовых мероприятий и акций, демонстрирующих отношение граждан к наиболее важным вопросам правоохранительной практики и др.

Формирование стратегий правоохранительной деятельности в целом и приоритетов деятельности органов внутренних дел в частности - сложный, многогранный и ответственный процесс, связанный, прежде всего, с функционированием органов государственной власти, определяющих векторы государственной политики во всех сферах жизни общества. В этот процесс вовлечен конкретно обозначенный круг субъектов, порядок деятельности и компетенция которых определены различными нормативно-правовыми актами. На первый взгляд создается впечатление, что этот, в высокой степени формализованный процесс, лишен присутствия субъектов общественного контроля. Но анализ практики функционирования субъектов выработки правоохранительной стратегии, положений, регламентирующих их деятельность, позволяют говорить о том, что даже на самом высоком уровне принятия стратегических решений, в процесс формирования правоохранительной стратегии, пусть не в столь явном виде, но все-таки включено гражданское общество.

Так, например, в качестве одного из основных субъектов формирования государственной политики в области внешней и внутренней безопасности выступает Совет Безопасности, возглавляемый Президентом Российской Федерации. К функциям Совета Безопасности, при их рассмотрении через призму формирования стратегий обеспечения правопорядка, относятся:

- организация и координация разработки стратегии в области внутренней безопасности Российской Федерации;

- накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации;

- выработка рекомендаций по совершенствованию системы безопасности;

- организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации;

- осуществление контроля реализации таких программ;

- оценка эффективности федеральных целевых программ обеспечения безопасности;

- организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства [4].

Реализация этих функций осуществляется строго определенным кругом должностных лиц, основная часть которых представлена руководителями министерств и ведомств, непосредственно занимающихся вопросами обеспечения внутренней и внешней безопасности государства. Но что характерно: в составе Совета Безопасности практически всегда находятся руководители структур, деятельность которых, по сути, должна выстраиваться соответственно потребностям, интересам, запросам общества. Речь идет о руководителях палат Федерального собрания Российской Федерации - Председателе Государственной Думы и Председателе Совета Федерации.[5] При этом следует отметить, что последний указ Президента Российской Федерации, утвердивший обновленный состав Совета Безопасности [6], повысил статус руководителей палат, наделив их правом решающего голоса при рассмотрении выносимых на заседание Совета Безопас-

ности вопросов. Обратив внимание на это обстоятельство, мы понимаем, что реальная деятельность конкретных должностных лиц не всегда и не в полной мере может отражать интересы гражданского общества (это предмет другого и, конечно, не поверхностного исследования). Но факт остается фактом: возможность для реализации функций общественного контроля при выработке стратегий в правоохранительной сфере на самом высоком уровне принятия стратегических решений формально существует.

Список литературы:

1. Проявляться такая реакция может в различных формах, в том числе и в виде неявки на мероприятия, проведение которых предполагает обсуждение проблем гражданского контроля силовых структур. Так было, например, в 2001 году, когда в дискуссии по поводу проекта закона «Гражданская экспертиза и гражданский контроль», предметом которой была тема контроля закрытых учреждений, принял участие только замминистра юстиции.

2. Согласно статьи 1 законопроекта, гражданский контроль над военной организацией и деятельностью представляет систему установлений, государственных и общественных институтов, а также осуществляемых ими мер, обеспечивающую законность и целесообразность функционирования военной организации Российской Федерации, соответствие ее деятельности Конституции Российской Федерации, федеральным законам, включая Федеральный закон «О федеральном бюджете Российской Федерации», иным законодательным актам, указам и распоряжениям Верховного Главнокомандующего, основным направлениям военной политики и военной доктрины, концепциям и планам военного строительства, федеральным государственным программам вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, концепции военной реформы и международным договорам в области обороны и безопасности.

3. Например, 11.12.01 г. при полпредстве в Южном федеральном округе был сформирован экспертный совет некоммерческих общественных организаций, в состав которого вошло более десяти общественных деятелей - экспертов в области экологии, прав человека, прав потребителей. Назначение совета - осуществление гражданского контроля за реализацией крупнейших целевых программ Южного округа.

4. См. подробнее: Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 949.

5. Например, в период с 2001 года по 2004 год состав Совета Безопасности обновлялся 5 раз.

6. Указ Президента РФ от 24.04.04 № 561 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации».

РЕЦЕНЗИЯ

Статья посвящена крайне актуальной проблеме -созданию организационных и правовых основ общественного контроля деятельности органов внутренних дел. Значимость статьи многократно возрастает в связи с обсуждением в Государственной думе законопроекта «О полиции».

Автором достаточно подробно рассматриваются предпосылки актуализации исследуемой проблемы в российском обществе и государстве. Достаточно интересной представляется попытка автора показать, что в качестве предмета общественного контроля должна выступать не только повседневная деятельность органов внутренних дел, но и процессы, связанные с определением ее приоритетных направлений, стратегии.

Заслуживает внимания стремление автора описать трудность и препятствия на пути формирования пра-

вовых основ общественного контроля правоохранительных органов.

К положительным сторонам статьи следует отнести рассмотрение различных точек зрения на проблему общественного контроля в отечественной и зарубежной литературе. В частности, автор акцентирует внимание на творчестве французского социолога и криминолога Тарда. Илюшкин В.И. последовательно отстаивает мысль о том, что общественный контроль следует рассматривать как средство обратной связи между обществом и полицией. Кроме того, применительно к проблеме формирования стратегий правоохранительной деятельности, гражданский контроль выполняет как минимум две важные функции - информационную и профилактическую.

В результате реализации информационной функции формируется более полное представление о состоянии общественных отношений. Основное предназначение профилактической функции общественного контроля заключается в том, чтобы удержать субъектов принятия стратегических решений при формировании стратегии деятельности от недостаточно обоснованных и слабо продуманных, преждевременных шагов Изложение материала в статье аргументировано, логично, последовательно.

Рекомендую статью Илюшкина В.И. к опубликованию в открытой печати.

Академия управления МВД России кафедра теории и социологии управления ОВД, доцент

к.ю.н. Ю.М. Рашевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.