Психология темы научных статей

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психического развития человека в период школьного обучения. Показаны тенденции психического развития обучающихся на разных этапах выявлены тенденции, раннее не получившие осмысления в научной литературе. Приведено обоснование целесообразности рассмотрения проблем школьной адаптации в качестве методологической основы организации психологического сопровождения обучающихся.

ВАК
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ВОЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ

В статье говорится об эмоциональной сфере лиц пенсионных возрастов: гражданских и военных пенсионеров. Рассмотрены основные эмоциональные состояния гражданских и военных пенсионеров благодаря опроснику по изучению эмоциональной направленности личности (опросник Додонова), теста социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (СПА) и авторской анкеты.

ВАК
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Б.Г. АНАНЬЕВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Особенностью подхода Ананьева был фокус на проблемах психологии развития человека. Как прикладные, так и теоретические вопросы рассматривались в свете представления о человеке как о непрерывно развивающемся существе. Ананьев еще в 1960-е годы заложил в России основы таких направлений, как акмеология наука о развитии человека в период взрослости, и онтопсихология наука о целостном цикле человеческого развития, которые существенно позже, лишь в конце ХХ века, начали развиваться на Западе.

ВАК
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Признаками психолого-акмеологических факторов развития коммуникативной культуры преподавателя высшей школы являются: освоение и предъявление студентам новейших результатов науки, представленной в учебной дисциплине; владение и применение акметехнологий организации взаимодействия студентов с объектами деятельности и познания; построение общения на духовно-нравственных принципах взаимодействия друг с другом; современные способы обучения, требующие привлечения студентов к соучастию в научно-исследовательской и преподавательской деятельности: конструированию сообщений, владению и применению компьютерных технологий для предъявления информации и контроля усвоения; организация непосредственного взаимодействия студентов между собой в процессе обучения, опирающиеся на консультирование и тренинговую работу. It is proved that the markers of psychological and akmeological factors of communicative culture of higher school teacher are: the development and presentation of the latest achievements of science to the students; application of akmeological organization of interaction of students with the objects of activity and knowledge; building communion on the spiritual and moral principles of interaction with each other; modern teaching methods that require students to attract partnership in research and teaching activities: construction the reports, ownership and use of computer technology for the presentation of information and control of assimilation; direct organization of interaction of students with each other in the learning process based on consulting and training work.

ВАК
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ ПРОЖИВАНИЯ

В статье дан анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и ценностей студентов выпускников университета и общеобразовательных школ г. Пскова с особенностями их восприятия и отношения к 60 региону РФ как фактора формирования намерений относительно самореализации в Псковской области.

ВАК
КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ РАЗВИТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, КОРРЕКЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье рассматривается категоризация психолого-акмеологических понятий. Представлены категории уровней коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности, акмеологической культуры, природных и творческих потенциалов, антиципации, интеграции и дифференциации. Раскрыты категории путей их развития, самореализации, самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации коммуникативной культуры в созидаемых продуктах в самих себе и учащихся будущих бакалаврах, магистрах, специалистах.

ВАК
ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА ПОЛИТИКА В СВЯЗИ С ПОЛОМ

В статье анализируется процесс политического восприятия, описаны подходы к анализу образа политического деятеля. Структура образа политического лидера рассматривается с позиции триединства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

ВАК
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается малоизученная проблема акмеологии и педагогической психологии создание систем воспитания организационных лидеров: изучаются теоретические основы разработки методического аппарата мониторинга потенциальных организационных лидеров среди студентов. Обоснована необходимость применения акмеологического подхода для построения теоретической модели оценки лидерских возможностей у студентов.

ВАК
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА ПРОКРАСТИНАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

В статье произведен обзор существующих исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе. Рассматривается понятие, природа и компоненты прокрастинации с позиции как зарубежных, так и отечественных психологов. Подвергаются анализу основные теоретические подходы к пониманию данного феномена. The article presents a review of existing studies of the phenomenon of procrastination in retrospect.

ВАК
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье дается анализ личностных особенностей студентов вуза и их соответствия системе профессионально важных качеств специалистов инженерных, психологических и экономических профессий. Результаты исследования позволили установить как соответствие личностных особенностей студентов системе профессионально важных качеств специалистов, так и качества, препятствующие эффективности их будущей профессиональной деятельности.

ВАК
ФЕНОМЕН СОЗАВИСИМОСТИ: МЕДИКО-ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В данной статье рассмотрены подходы к определению понятия «созависимость» в отечественной и зарубежной литературе. Проанализированы характерные особенности и специфика определения обозначенного феномена с точки зрения медицины, психологии и социологии. Значительное внимание уделяется выяснению особенностей проявления анализируемой формы зависимости, причинам и механизмам ее формирования.

ВАК
СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Оказание эффективной помощи несовершеннолетним в кризисных ситуациях является комплексной задачей для специалистов разных специальностей. С целью установления закономерностей оказания кризисной психологической помощи подросткам с антивитальными переживаниями и аутоагрессивным поведением в зависимости от этапа развития кризисного состояния обследовано 60 подростков, обращавшихся за помощью к психотерапевту в медицинские и психологические службы г. Москвы. Из них 24 юноши и 36 девушек.

ВАК
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 7-18 ЛЕТ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ

Особенности структуры интеллекта и взаимосвязи со стратегиями принятия решения у детей и подростков позволяют судить о формировании мыслительной деятельности и осуществлять направленное влияние образовательной среды на становление интеллектуальных функций школьников.

ВАК
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ НА ОЖИДАНИЯ РОССИЙСКИХ ПАЦИЕНТОВ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ

В данном обзоре авторы показывают связь между особенностями типа культуры, социальными факторами окружения и представлениями и ожиданиями пациентов от психотерапии. В российской психологической науке практически не уделяется внимание изучению ожиданий пациентов от психотерапии. Между тем от конвергенции между ожиданиями пациента и тем, что пациенту предлагает психотерапевт, часто зависит успех терапии.

ВАК
Нуминозное в религиозном опыте при психических расстройствах

На основе учения немецкого религиоведа Рудольфа Отто о нуминозном исследуются религиозные переживания в структуре религиозного опыта при психических расстройствах.

ВАК
ОСОБЕННОСТИ ЧЕРТ И СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДОВ КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Г. КРАСНОЯРСКА)

Наибольшей статичностью из всей совокупности психологических особенностей, характеризующих этнос, обладает психический склад, включающий национальный характер, национальный темперамент и специфические особенности направленности личности. В данной работе изучены особенности проявления свойств темперамента и дана его типологическая характеристика у студентов в возрасте от 17 до 22 лет (387 респондентов), национальность которых относится к кавказской и славянской этническим группам.

ВАК
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В РАМКАХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье представлены результаты исследования, направленного на диагностику готовности к школе воспитанников частной дошкольной организации «ЛЭДС». Основной целью данного исследования была оценка эффективности программы дошкольного образования, направленной на подготовку к школе воспитанников данной организации. Содержание статьи отражает оценку исследуемого явления по основным критериям.

ЭТАПЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье рассматривается поэтапное воздействие экстремизма на религиозное сознание человека, то каким образом индивид становится экстремистом, и чем для него становится религия.

ИГРА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия психолога-педагога в работе с детьми, вопросы установления контакта и налаживания игрового взаимодействия с ребенком.

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БОРЦОВ

В статье рассматриваются результаты исследования влияния акцентуаций характера на спортивные достижения спортсменов-борцов. Обсуждается взаимосвязь акцентуаций характера со стажем, квалификацией спортсменов и разной частотой побед на региональных и российских соревнованиях. Знание доминирующих психотипов тренерами и спортсменами позволяет предвидеть и планировать стабильные спортивные достижения на соревнованиях высокого уровня.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассмотрены аспекты толерантности и контроль гнева как социально-психологические особенности межкультурной компетентности. Показаны результаты исследования влияния этих особенностей на уровень межкультурной компетентности на примере Иркутской области. В эксперименте приняли участие представители русской и бурятской национальностей, являющиеся коренными жителями данного региона.

ВАК
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В работе показана необходимость целевой коррекционной работы по совершенствованию стиля отношений между родителями и детьми с нарушением зрения. Была создана и внедрена соответствующая психолого-педагогическая программа, организовано тестирование психологической культуры по методике О.И. Моткова; родительским отношениям по методике А.Л. Варга, В.В. Столина.

ВАК
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости клиентов геронтологического возраста, находящихся в отделении дневного пребывания Комплексного центра социального обслуживания населения. Исследование проводилось по трем методикам: «САН»; «Шкала тревожности Дж. Тейлор»; «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона».

ВАК
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ В КОНЕКТСЕ ПРОФЕССИОГЕНЕЗА

В статье обоснована актуальность изучения проблемы профессиогенеза педагогических работников в современном дополнительном профессиональном образовании. Раскрыто содержание понятия «профессиогенез» и обосновано использование понятия «уровень профессиональной востребованности» в качестве критерия этапа профессиогенеза. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной востребованности и жизненных сценариев у современных женщин.

ВАК
РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ

авторами данной статьи предпринята попытка провести анализ исследований отечественных и зарубежных психологов на предмет обоснованности и адекватности применения метода экспериментальной психосемантики к изучению морали в обыденном сознании профессиональных групп.

наверх