Литература. Литературоведение. Устное народное творчество темы научных статей

ЗАХАР ПРИЛЕПИН О ЛЕОНИДЕ ЛЕОНОВЕ: К ВОПРОСУ О ЛИТЕРАТУРНЫХ ОРИЕНТИРАХ ПИСАТЕЛЯ

Исследуя причины писательского интереса Захара Прилепина к творчеству Леонида Леонова, автор статьи доказывает, что через познание сложного пути становления маститого писателя, специфики его художественного мира леоновский биограф получает возможность внимательнее всмотреться в себя, свой стиль, осуществить корректировку собственных творческих исканий.

ВАК
ЧЕХОВ ИЛИ НЕ ЧЕХОВ? ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРАХ ЕКАТЕРИНБУРГА

В статье анализируются три спектакля, поставленные в Екатеринбурге по произведениям Чехова. Две первые постановки (театр Коляды, Центр современной драматургии) являются примером того, как постмодернистско-позитивистская реконструкция классических текстов приводит к травестированию и оплощению их смыслов. В подобных интерпретациях нивелируется специфика чеховской драматургии и обесцениваются открытия художника в понимании им мира и человека.

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В РОМАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Настоящее исследование посвящено репрезентации хронотопических (время-пространство) категорий в лирико-психологи-ческом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Индивидуально-авторские представления о пространстве и времени формируют собственную оригинальную модель художественной реальности писателя-романиста.

ВАК
О СТАТУСЕ РЕДАКЦИОННЫХ СТАТЕЙ В ИЗДАНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО

В изданиях, которые редактировал Ф. М. Достоевский в 1860–1870-е гг. («Время», «Эпоха», «Гражданин»), опубликовано много анонимных статей. Традиционные методики их атрибуции зачастую безуспешны. В обсуждении этой проблемы исследователи обычно пытаются однозначно решить, кому принадлежит та или иная статья, но не учитывают специфику и практику журналистской и редакторской работы того времени, требования и условия публикации статей, их жанровые особенности.

МЕЙНСТРИМ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В литературе и издательском деле мейнстрим анализируется с позиций культурологического подхода как явление объективное, целостное, автономное, очевидное и универсальное.

ВАК
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ В ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ КАЗАКОВ НА ТЕРЕКЕ
Год2016

KANT

Cc small

В статье анализируется специфичность философии бытия, отраженная в песенном фольклоре казаков на Тереке. Философия казачьего быта, связанного с войной и военной службой, нашла отражение в песенном фольклоре казаков, отобразив основные исторические факты их военной службы. Тема войны и военной службы преломилась через призму семейно-бытового, социального и душевного восприятия, сосредоточив основное внимание на выявлении героико-патриотических мотивов, мотивов разлуки и гибели на чужбине.

ВАК
НЕЙРОЭСТЕТИКА И ФАСЦИНАЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЛА-ЛА-ЛЕНД»)

В статье произведено сравнение принципов нейроэстетики и фасцинации, действующих в процессе восприятия художественных явлений. В качестве примера культурного явления послужил фильм-мюзикл "Ла-Ла Ленд" (2017).

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20-Х - 40-Х ГОДАХ XX ВЕКА

В данной статье рассмотрена трансформация культурно-ценностных ориентиров советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х 40-х годах XX века. Ведущие тенденции, характерные для читательских приоритетов молодых людей в рассматриваемый период, выявляются на основании результатов социологических исследований, проводимых в библиотеках СССР.This article is considered to the transformation of cultural and valuable landmark in fiction from the 1920-s to the end of 40-s.

ВАК
МИР ЧЕХОВСКИХ РАССКАЗОВ

Прошло уже более века со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение. Антон Павлович Чехов величайший русский писатель, творчество которого и проблемы, которые поднимает он в своих произведениях, являются актуальными и в наши дни. Жанр короткого рассказа позволил ему создать мозаичную картину современного писателю мира.

ВАК
«ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ» КАК КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА РУССКОЙ МЕЖВОЕННОЙ ЭМИГРАЦИИ

В статье, основанной на обширном опубликованном и архивном материалах, детально воссоздается структура складывавшейся в диаспоре «парадигмы веры», причины и механизмы ее формирования и различные варианты ее отображения в публицистическом и художественном творчестве эмиграции.

ВАК
LYRICAL PROSE AND WAYS OF ITS DEFINITION

В статье автор определяет основные признаки и черты лирической прозы как одного из жанров современной таджикской литературы на примере произведений известных писателей Дж.Икрами, П. Толиса, А. Шукухи, Ф. Муњаммадиева, А. Бахори, Ю. Акобирова, Сорбона и Саттора Турсуна.

ВАК
Духовное наследие иркутских писателей (по материалам личных фондов писателей, хранящихся в государственном архиве Иркутской области)

Дан архивоведческий обзор хранящихся в ГАИО фондов личного происхождения писателей и драматургов Иркутской области ХХ в. В обзоре представлены краткие биографические справки писателей М. Д. Сергеева, Ю. Н. Бессонова, П. Г. Маляревского, П. П. Петрова и др.

ВАК
МЕСТО И РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЦИТАТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ БАЛЕТНОМ ЛИБРЕТТО XX ВЕКА

Статья посвящена проблеме использования литературной цитаты в отечественном балетном либретто XX века. На основе анализа изданных сценариев были классифицированы роли, которые могла в них играть цитата, приведены подтверждающие примеры и сделаны выводы.

наверх