Литература. Литературоведение. Устное народное творчество темы научных статей

«Корзина с еловыми шишками» К. Г. Паустовского

в новелле Паустовского «Корзина с еловыми шишками» эпический сюжет встречи в лесу великого композитора Грига с девочкой, которой он обещает посвятить музыку, оборачивается лирическим сюжетом пробуждения души Дагни. В новелле лирический сюжет составляют мотив сказки и пейзаж.

Басни М. В. Ломоносова в истории русской литературы

Научный руководитель: к.п.н., преп. Шешнева И.В. С Ломоносова начинается наша русская литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим»./ А. С. Пушкин подчеркивал необычайное разнообразие его интересов: /«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Система персонажей романов И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (сравнительный анализ)

В статье дан сравнительный анализ системы персонажей романов И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, показана типологическая близость романов обоих писателей, рассмотрен ряд текстуальных совпадений их произведений.

«Герой нашего времени» в современной прозе

Статья посвящена проблемам современной литературы, в частности обращению писателей конца XX нач. XXI века к героям классики. Отмечая интертекстуальность произведений, автор анализирует образы «героев времени» в современной литературе (на материале романов «Андеграунд, или герой нашего времени» В. Маканина, «Generation „П» В.

«Диалектика души» как отражение духовной сущности человека в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (на примере образа Константина Левина)

В статье раскрывается неразрывная связь этико-философских воззрений и метода Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» на примере внутренних монологов Константина Левина.

ВАКRSCI
Дискурсный анализ рассказа А. Еники «Туган туфрак» («Родная земля»)

Статья написана с целью прочтения рассказа А.Еники «Туган туфрак» («Родная земля», 1959) в аспекте дискурсного анализа.

ВАК
Мифологема «Дом» в произведениях В. Розанова

В творчестве В. Розанова тема дома особая. В традицию русской литературы символизировать образа дома писатель внёс своё содержание. Его дом мифологема, порождающая сюжет о возможности осуществления гармонии. Он награждён эпитетами «тёплый», «благословенный». Именно такой дом может стать и домашним храмом. Мемориальные квартиры Гёте, Лермонтова, посещённые Розановым, понимаются им как воплощение мировосприятия их знаменитых обитателей.

ВАК
Художественные особенности "утиной охоты" А. Вампилова

Статья посвящена исследованию ряда поэтических особенностей "Утиной охоты", центральной пьесы театра А. Вампилова: рассматривается организация системы образов, функции главного героя, способы определения его субъективности, характер взаимодействия с окружением. Также ставится вопрос о соотношении временных пластов пьесы: сценического и внесценического прошлого, актуального настоящего, возможного будущего.

ВАК
Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого

Анализируется понятие «образ автора» в художественном тексте. Понятие определяется в ряду смежных понятий компонентов текста, на основе которых возможно выявление признаков, формирующих образ автора произведения. Формулируются критерии разграничения языковых компонентов текста, относящихся к поверхностному или глубинному (смысловому) уровню его структуры.

ВАК
Мотив «Живого портрета» в повести Н. В. Гоголя «Портрет»: Текст и контекст

Рассмотрен мотив «живого портрета» в повести Н.В. Гоголя «Портрет»как репрезентант историко-литературного процесса 1820-1840-х гг., включающий в себя комплекс антропологических и онтологических проблем, отражающих этико-эстетические и философские вопросы времени. Контекстуальный материал (творчество Ч. Метьюрина, О. Бальзака, Э.Т.А. Гофмана, М.Ю. Лермонтова, Э.

ВАКRSCIESCI
Анализ мифосимвола «Дом» в новелле Э. По «Падение дома Ашеров»

В художественной концепции Эдгара По миф и символ имеют первостепенное значение: они выполняют роль своеобразного кода, позволяющего дешифровать подтекст его произведений. Мифосимвол «дом» является одним из центральных в поэтике Э. По. Посредством данного мифосимвола автор раскрывает свое понимание проблемы взаимодействия человека с окружающим миром. В статье анализируется роль мифосимвола «дом» в новелле «Падение дома Ашеров».

ВАК
Культурологический анализ персонажей немецкой волшебной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Рассматривается проблема персонажей на примере двух волшебных сказок неродственных культур с точки зрения генетического подхода В.Я. Проппа. Уделено внимание культурному пространству обеих сказок.

ВАК
Агафья Матвеевна Пшеницына: портрет в дверном проеме

В статье рассматриваются формы представления образа женщины и женского мира в романе И. А. Гончарова.

ВАК
Проблема семьи в романе И. А. Гончарова “Обломов” в контексте традиции древнерусской литературы (Обломов и Ольга)

Статья посвящена проблеме семьи в романе И.А. Гончарова “Обломов”. Взаимоотношения главных героев – Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской – анализируются с позиции традиций русской литературы, что позволяет говорить о западноевропейских корнях гончаровской философии любви, несмотря на наличие православного контекста, свойственного древнерусской культуре в восприятии любовных и семейных отношений.The article focuses on the problem of family in I.A. Goncharov’s novel “Oblomov”.

ВАК
Отличительные особенности жанра английской народной баллады

В статье рассматривается английская баллада как жанр народной поэзии, имеющий ряд характерных стилистических особенностей, своеобразную композиционную структуру, собственный тип сюжетосложения.

ВАК
Русская эпическая традиция

Одним из богатых и самобытных жанров русского фольклора является героический эпос. В данной статье сделана попытка показать общую картину русской эпической традиции, которая во многом определяется природой эпического творчества носителей русского эпоса.

ВАК
Метатекст

В статье рассматривается понятие «метатекст».

ВАК
Слово Пушкина в опере Мусоргского «Борис Годунов»

Задача статьи проследить процесс воплощения слова Пушкина в художественном тексте оперы Мусоргского «Борис Годунов» (первая версия). Особое внимание уделено использованию различных стилей речи в трагедии и опере.

ВАКRSCI
Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец» в контексте позднего творчества поэта

Определяется место последней кавказской поэмы М.Ю. Лермонтова «Беглец» в зрелом творчестве поэта, осмысляются взаимоотношения романтических и реалистических тенденций и их проявление в художественной структуре, анализируются смысловые акценты, рассматривается характер рецепции раннего наследия в поэме «Беглец».

ВАК
<< >>
наверх