Литература. Литературоведение. Устное народное творчество темы научных статей

Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»

В ходе исследования своеобразия мифологического образа мира в пьесе драматурга выявляются истоки образа Берендеева царства: календарный обрядовый фольклор, представление о доме в системе языческого мировоззрения славян, местные предания города Переславль-Залесский. Углубляется представление об авторском идеале гармоничного существования общества, воплощенном в образе жизни берендеев.

Неореализм в литературе

Энциклопедическая статья о неореализме в литературе.

ВАК
План-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Представлен план-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

ПОЛУСУМАСШЕДШАЯ БАРЫНЯ, ЛЮДИ С ПЕСЬИМИ ГОЛОВАМИ И СВЯТОЙ ХРИСТОФОР В «ГРОЗЕ» ОСТРОВСКОГО (к вопросу о жанре пьесы)

В статье рассматривается один из самых нетривиальных персонажей хрестоматийной пьесы Островского – полусумасшедшая барыня. Этот персонаж и два его явления в пьесе представляются через соотнесение с известными легендами о святом Христофоре-псоглавце. В результате такого соотнесения делается вывод о жанровой специфике «Грозы» Островского, о том, что перед нами не бытовая драма, а трагедия.

ВАКESCI
Космогонические мифы и легенды татарского народа

Исследованы космогонические мифы и легенды татарского народа. Предпринята попытка реконструкций тюркской модели мира с привлечением данных археологии, татарских паремии и инонационального фольклора.

ВАК
Театр в первой главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина

В статье осуществлен тезаурусный анализ строф XVII–XXII первой главы «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, на основании которого выявлены первые по времени и существенные положения пушкинской концепции театра и сценичности.

ВАК
Образ Призрака в «Гамлете» У. Шекспира: на пути к «Готической» литературной традиции

Целью статьи явилось исследование инфернального образа Призрака Ghost в «Гамлете» У.Шекспира. Задачи исследования: определить роль образа Призрака отца Гамлета в сюжетном развитии и в системе образов трагедии; выявить в «Гамлете» признаки «сверхъестественной» образности, определившие английскую «готическую» традицию. Формально шекспировский Призрак, требующий мщения, соответствует условной модели Призрака-марионетки, распространенной на елизаветинской сцене.

ВАК
Аксиология русского дома в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Исследуются эстетика и поэтика изображения дома и быта русского дворянства начала XIX в., выстраивается ценностная система хронотопов дома — столичного и провинциального, с точек зрения автора и героя.

ВАК
Жанр синкретической повести в творчестве Н. С. Лескова. Очерк-трагедия «Леди Макбет Мценского уезда»

Для создания оригинального экстатического характера повести «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков синтезирует элементы различных художественных систем: сентиментализма, романтизма в рамках реалистического повествования; фольклорные и литературные традиции. Развитие сюжета и финал повести выстраиваются по законам драматического действия. Героиня Н.С.

Жанр автобиографии: понятие и особенности

Статья посвящена рассмотрению жанра автобиографии и его особенностей. Исследовав этот жанр, мы приходим к выводу, что автобиография имеет неоднозначный характер, совмещая многие, подчас противоположные особенности. Можно сделать обобщение, касающееся лишь типовой структуры этого жанра: автобиографические произведения чаще всего являются повествованиями от первого лица и пишутся умудрёнными жизнью авторами, и уже в первых строках читатель узнаёт, что речь пойдёт о жизни автора.

ВАК
«Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина: источники, контекст

В статье представлен сравнительный анализ древнерус-ского произведения «Повесть о царе Аггее, который пострадал от гордости», повести В.М. Гаршина «Сказание о гордом Аггее» и драматургической обработки Л.Н. Толстого. Писатели обратились к переработке сюжета повести примерно в одно время, но по-разному интерпретировали его.

ВАК
Детективный жанр: причины популярности

Предлагается обзор существующих мнений относительно места, занимаемого детективом в литературе и культуре в целом. На основе анализа точек зрения специалистов, занимающихся вопросами осмысления жанрового своеобразия таких произведений, решается задача выявления причин популярности детективов среди читателей. Кроме того, отмечается, что не только не ослабевает, но и возрастает интерес к изучению жанра детектива в научном сообществе литературоведов и лингвистов.

ВАК
"путешествие" как жанр художественной литературы: вопросы теории

Предметом исследования в данной статье является жанр путешествия. Обращение автора к трудам российских исследователей В. Гуминского, В. Михайлова, М. Шадриной, Е. Стеценко, Н. Масловой и других позволяет выявить подчас взаимоисключающие определения исследуемого жанра.

ВАК
"Целый мир от красоты…" (поэтический манифест Афанасия Фета)

Проведен сравнительный анализ стихотворения "Целый мир от красоты…" и статьи "О стихотворениях Ф. Тютчева" как некоего единого комплекса, в котором воплощены представления поэта о красоте. Сравнение поэтического произведения и теоретического высказывания основано на выявлении дополнительного смысла, который приобретает прозаическая идея в стихотворной форме. Особое внимание уделено ритмической и звуковой организации стиха, его синтаксической уплотненности и хронотопичности.

ВАК
Искусство как должное в романе Е. Замятина «Мы»

В романе Е. Замятина «Мы» выделяется «сюжет письма», открывающего метатекстовую структуру, оформляющего искусство как верховную реальность и культуросохраняющую функцию. В романе обнаруживается диалог автора с художественными языками эпохи. Создание героем романа текста реализует авторскую идею деонтологического, этического измерения творчества.

Литературный нарратив: текст и дискурс

На настоящем этапе научного знания наибольшим эвристическим потенциалом обладают модели текста, опирающиеся на понятие «дискурс». Автор статьи анализирует разные концепции дискурса, каждая из которых фокусирует внимание на каком-то одном из аспектов понятия, а также предпринимает попытку их интеграции.

ВАКRSCI
Дионисическое и аполлоническое женских портретов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Год2012

Rhema. Рема

Cc small

В статье рассматриваются портреты Аксиньи и Натальи – основных женских героинь романа М. А. Шолохова «Тихий дон» в аспекте дионисизма (языческие начала) и аполлонизма (православные начала).

ВАК
Композиционные особенности пьес А. Вампилова

В статье рассматривается драматургия А. Вампилова. Особое внимание уделяется композиции пьес писателя, как внешней, так и внутренней. Прослеживается корреляция между формальным построением отдельных произведений и их идейно-художественным содержанием в целом, позволяющая рассматривать творчество драматурга как особое явление «театр Вампилова».

ВАК
Принципы исследования публицистики на современном этапе

Публицистика трактуется как тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором высказывания. Публицистический дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения.

ScopusВАКRSCI
Звуковая символика в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

В статье раскрывается мастерство А.И. Куприна на уровне звуковой символики художественного слова в повести «Гранатовый браслет». При анализе звукового пространства писем Желткова были выявлены звукобуквенные доминанты, дана характеристика их символической коннотации. Вследствие этого было установлено, что фонетический ряд углубляет эмоционально-экспрессивную сторону посланий. Рассмотрение особенностей ритмики слова героя позволило полнее раскрыть художественный замысел писателя.

Современная литература в школе XXI века

Рассматриваются принципы включения произведений современной литературы в школьную программу. Отвергается идея о разделении массовой культуры и литературы, изучаемой в школе.

<< >>
наверх