Литература. Литературоведение. Устное народное творчество темы научных статей

В поисках идиллии: дом Ростовых в романе Л. Толстого «Война и мир»

Творческий путь Л. Толстого от повести «Детство» к роману «Война и мир» отмечен поисками идиллии, утраченной Николенькой Иртеньевым. Идиллический мир с его родовыми чертами возникает в повести «Семейное счастие», однако идиллия утрачивается ее персонажами. Подлинное обретение идиллии происходит в романе «Война и мир» и связывается с домом Ростовых, художественно родственным дому Иртеньевых. Свойственное А.С. Пушкину сознание утопичности идиллии заменяется у Л.

ВАК
Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы)

В данной статье описываются жанровые особенности литературной сказки, выявляются отличительные признаки жанра. Литературная сказка рассматривается как самостоятельный жанр, характеризующийся такими особенностями, как ярко выраженное игровое начало, опора на фольклор, наличие образа автора и некоторые другие.

ВАК
«Богатырская голова» в «Повести о Еруслане Лазаревиче»: происхождение образа

Показано, что образ волшебной головы в «Повести о Еруслане Лазаревиче» является результатом переосмысления популярной метафоры тюркского фольклора, восходящей к мировой универсалии «холм голова». Объединение восточных, русских и рыцарских мотивов, отразившееся в истории сказания о Еруслане, показывает, каким непростым путём развивалась сказочная рукописная повесть.

ВАК
Идея дома в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Анализ важнейшей культурной универсалии через оппозиции дом мир, дом свобода, дом счастье с привлечением литературного и исторического контекстов позволяет обнаружить принадлежность главных героев к противоположным аксиологическим системам, что открывает новые возможности для интерпретации финала романа.

ВАК
Снегурочка в «Весенней сказке» А. Н. Островского: истоки и интерпретация образа

Выявляются мифологические и фольклорные истоки образа Снегурочки. Определяется место героини в системе образов пьесы А.Н. Островского, сочетающей реалистические художественные принципы с романтическими и фольклорными традициями. Исследуется психологизация образа драматургом. Рассматриваются вариации литературоведческих трактовок образа героини и различные интерпретации нравственно-психологического конфликта и финала пьесы.

Композиционный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Целостный анализ литературного произведения, и в особенности выявление содержательности художественной формы его, таит немалые трудности для преподавателя литературы.

ВАК
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ «ПОЭТИКА НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА» (заключительный урок по теме «Народная песня»)

В статье представлена разработка урока-исследования для учащихся в 8 классе «Поэтика народной лирической песни: опыт сопоставительного анализа».

О генерале Иволгине и Наполеоне

Представлена попытка реконструкции биографии одного из героев романа Ф.М.Достоевского «Идиот», генерала Иволгина. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему наполеонизма этого героя и объясняет многие детали в его рассказе о 1812 годе. Изучение наполеонизма этого героя с учетом культурно-исторической основы общеевропейской наполеоновской легенды раскрывает новые смыслы в романе «Идиот».

ВАК
«Не обвиняй меня, Всесильный. ». Анализ «Молитвы» (1829) М. Ю. Лермонтова

В статье рассматривается одно из ранних стихотворений М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1829), представляющее собой творческое переосмысление канона сакрального жанра. В стихотворении впервые в лирике поэта получает наиболее полное выражение образ лирического героя, наделенного комплексом «лермонтовского человека», мучительно осмысляющего свои отношения с Богом.

Лингвистические средства создания комического эффекта в сказках

На материале русской и английской сказки анализируются лингвостилистические приёмы, обеспечивающие достижение комического эффекта. Рассматривается типология языковых средств создания комизма. Выделяются основные уровни и приёмы создания комического эффекта, характерные для языка сказки.

ВАК
К вопросу о конфликте в романе «Отцы и дети»

Статья посвящена проблемам школьной практики анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Исследование предлагает новый подход к изучению этого произведения, которое объединяет не один, а несколько конфликтов: идеологический, возрастной, любовный. Автор предлагает инновационную структуру урока, особо подчеркивая неоднозначность выводов и предоставляя фрагменты анализа произведения.

Учебник для «Человека читающего» (сухих И. Н. Литература: учебник для 10 класса. М. , 2008)

В статье рецензируется оригинальная концепция учебника по литературе для 10 класса общеобразовательной школы. Частный вопрос включен в рамки широкой актуальной проблемы невосприимчивости современными учениками как учебников по литературе, так и самой учебной дисциплины. Анализируется структура учебника и состав учебно-методического комплекса, авторская установка, манера подачи материала, интересный, «нескучный» подход в постижении литературы как для ученика, так и для учителя.

«Кто заключил в себе талант, тот чище должен быть душою» (изучение повести Н. В. Гоголя «Портрет» в 8-м классе)

В статье предложена система уроков по изучению повести Н.В. Гоголя «Портрет» в 8 классе средней школы, раскрыта пошаговая логика каждого из уроков-бесед. Повесть Гоголя рассматривается как произведение об ответственности художника за собственный талант; произведение сопоставляется с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда.

Детская литература: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений

Статья акцентирует внимание читателей на важности детской литературы для преемственности поколений. Автор считает нынешних студентов детьми разрыва традиций в результате коренных преобразований в стране. Выход из сложившейся ситуации автор видит в принятии на себя ответственности вузами. Помочь в этом может учебник И. Н. Арзамасцевой, С. А. Николаевой «Детская литература». Автор рассматривает разделы учебника, его задачи, проблемы и достоинства, а также отмечает некоторые недостатки.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах. . . »: анализ стихотворения А. Ахматовой «Мужество»

В статье обстоятельно рассматривается творческая деятельность А. Ахматовой в годы Великой Отечественной войны, уточняется специфика мироощущения поэта. Описывается история создания цикла «Ветер войны», в контексте которого исследуется стихотворение «Мужество», Автором выявляются центральные мотивы и образы стихотворения, особенности стиля и поэтической речи, делается вывод о художественном своеобразии и концепции этого поэтического текста.

Выразительные средства русского языка: тропы и фигуры речи (практические задания)

В статье предлагаются различные варианты заданий по анализу выразительных средств, представленных в специфическиых текстах. Задания подобного рода позволяют, с одной стороны, получить теоретические знания о выразительных средствах, а, с другой, развивать аналитические навыки, определяя функции языковых единиц в специфических текстах (прежде всего, в произведениях художественной литературы), включая роль тропов и фигур речи в сюжетостроении.

Мотив "дом-антидом" в пьесе М.Булгакова "Зойкина квартира"

Автор раскрывает специфику мотива «Дом-Антидом» в пьесе «Зойкина квартира» М. Булгакова, выявляя отличие Дома от Антидома в его творчестве. Образ Дом-Антидома поможет уяснить процесс возникновения антиутопического пространства в художественном мире М. Булгакова. The author shows the specifics of the motive «House Anti-House» in M. Bulgakov's play «Zoya's apartment» («Zoykina kvartira»), revealing the difference between «House» and «Anti-House».

ВАКRSCI
Семейные ценности в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Анализируются ценностные ориентации персонажей романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», связанные с христианским идеалом семьи. Рассматриваются образы семей Гриневых, Мироновых и нарождающейся семьи Петра Гринева и Маши Мироновой. Особое внимание обращено на один из ведущих мотивов произведения мотив воспитания. Утверждается родственность образов семьи в романе христианскому идеалу семьи.

ВАК
К вопросу об исторической основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Статья посвящена повести «Тарас Бульба» (1835), в которой Гоголь реализовал идею «поэтической истории» своего народа. На основании различных исторических сведений он фактически создал новый миф о козаках как воинах, сохранивших в Европе христианство, возводя их происхождение к Древней Руси и Великой Степи, к норманнам и средневековым рыцарям, сближая с героями Ветхого и Нового Завета, с историческими деятелями и святыми.

ВАКRSCI
>>
наверх