Искусство. Искусствоведение темы научных статей

Анималистический жанр в ХХ веке. Взгляды художников на мир животных. Вопросы анималистического искусства в их теории

В статье освещаются вопросы анималистического искусства, его жанровой специфики, взгляды художников XX в. на мир животных, само искусство изображения зверей как интересную, познавательную область и не менее ценную, чем изображение человека.

ВАКRSCI
Архитектурные особенности бурятских буддийских храмов

В статье рассматриваются архитектурные особенности бурятских храмов и их отличие от образцов буддийского зодчества Монголии и Тибета.

ВАК
Компьютерные технологии в современной живописи

Описаны методы работы современных художников-живописцев с применением фотографической и компьютерной техники. Проанализировано понятие «компьютерное искусство», включающее в себя как произведения традиционного искусства, перенесенные в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.

ВАК
Феномен оперного голоса

Статья посвящена роли певческого голоса в оперном искусстве, а также анализируются типы и природа оперных голосов, их роль в оперном спектакле, приводятся примеры творчества выдающихся певцов, рассматриваются факторы, влияющие на функционирование оперного голоса.This article describes the role of singing voice in opera. Types and nature of opera voices and their role in opera are analyzed. The author gives examples of famous singers' art, reviews the factors influencing the opera voice.

ВАКRSCI
Образы классического художественного наследия в современном искусстве: социальные и эстетические аспекты

Использование классического художественного наследия в современном искусстве. Современное искусство рассматривается как сфера культурно-исторической памяти. История искусства демонстрирует «вечные образы». А художественный процесс способы их использования, например заимствование, цитация и др.

ВАК
Фортепианный цикл Чайковского оp. 72 (к проблеме исполнительской интерпретации)

Статья Пак Ги Хван посвящена весьма актуальной для современного фортепианного исполнительства и педагогики проблеме. Фортепианный опус 72 П. И. Чайковского содержит восемнадцать замечательных пьес, большинство из которых пианисты редко включают в свои концертные программы, недостаточно используется этот опус и в педагогической практике. В настоящей статье рассматривается история создания сборника и его структура.

ВАКRSCI
Искусство текстиля XXI В. : направления развития

Искусство текстиля XXI в. тесно связано с творческими находками художников ХХ в. В настоящее время выделяется два направления развития этого вида творчества «декоративное» и «концептуальное». Анализируются особенности объектов текстильного искусства обоих направлений.

ВАК
Сопоставительный анализ основ китайской и европейской живописи

В статье рассматриваются характерные особенности и проводится сопоставительный анализ основ китайской традиционной и западноевропейской живописи: художественные методы, композиционные принципы, стили, жанры, техники, способы оформления.

ВАКRSCI
Развитие аттической вазописи в период поздней архаики. Чернофигурная и краснофигурная роспись

Статья посвящена позднеархаической аттической вазописи, теме малоизученной. Это время параллельного развития двух техник: чернои новой, краснофигурной. Этот период (530-480 г. до н.э.) может быть разделен на две части: время конкуренции и усложненного стиля (530-510 г. до н.э.) и время упрощения и линеарного стиля (510-480 г. до н.э.). В результате, это привело к становлению строгого стиля, первого классического стиля в аттической вазописи.

ВАКRSCI
Народные художественные промыслы Подмосковья (Гжель, Жостово, Федоскино): история возникновения и развития

Автор сравнивает основные этапы становления и развития трех наиболее широко известных промыслов Подмосковья: Жостово, Гжель и Федоскино, проводит аналогии с зарубежными производствами. В статье описаны периоды расцвета и упадка производств, рассмотрены причины данных изменений, а также современное положение народных художественных промыслов.

ВАК
Анализ функциональных возможностей современного искусства

В статье рассмотрен функциональный потенциал современного искусства в конкретных формах его реального существования. Анализируется современная художественная практика, которая способствует выработке ее новых изобразительных и выразительных возможностей.

Мифологические образы и сюжеты в оперном театре первой половины XX века

В работе рассматриваются мифологические образы и сюжеты оперного театра первой половины ХХ века. Доказывается, что достаточно устойчивый интерес к мифу, обнаруживающийся во многих стилевых направлениях, имеет вполне определенные культурно-исторические предпосылки. Значение мифа, в частности, проявляется в его воздействии на само строение произведений музыкального театра, их смысловую организацию.

ВАКRSCI
Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве)

В статье ставится проблема чувства ритма, обосновываются причины музыкально-ритмической неспособности и указываются оптимальные пути её преодоления. Ритмофоника (слоговая система чтения ритма) и ритмографика (письменный шрифт для записи ритма) рассматриваются в применении не только к музыке, но и к другим видам деятельности.

ВАКRSCI
«Условный театр» В. Мейерхольда до 1917 года: рождение и трансформация

В статье рассматривается специфика формирования сценического языка В. Э. Мейерхольда до 1917 года, связанная с обращением художника к условным театральным формам. Особое внимание уделено соотношению элементов, присущих традиционным театральным эпохам, и их трансформации в режиссёрском языке Мейерхольда, которая ведёт к расширению семантики и функций сценической условности, вписанной в культурный контекст России начала ХХ века.

Первый концерт для виолончели с оркестром Д. Шостаковича: вопросы интерпретации

Виолончельные концерты Д.Д. Шостаковича широко востребованы в исполнительской, конкурсной и учебной практике. В данной статье исследуется Концерт для виолончели с оркестром № 1 (Es-dur, соч. 107) Д.Д. Шостаковича. Автор рассматривает особенности концертного стиля Д. Шостаковича, значение Виолончельного концерта № 1 в мировой виолончельной литературе, анализирует его содержание, драматургию и музыкальную форму.

ВАК
Эротические рисунки С. М. Эйзенштейна (коллекция Москвина)

Статья посвящена коллекции эротических рисунков С. М. Эйзенштейна, сформированной после его смерти и получившей название «коллекции Москвина». Эти рисунки, созданные в 1930-х середине 1940-х гг., представляют самостоятельную художественную ценность, а история создания коллекции является своеобразным отражением изменений, происходивших в сфере общественной морали.

ВАКRSCI
О специфике средств художественной выразительности произведений искусства

В статье рассматривается проблема специфики средств художественной культуры. Подчеркивается положение о своеобразии художественных отношений, характере их развертывания и механизме функционирования. Проводится классификация средств художественной культуры, выделяется особенность применения средств художественной выразительности в искусстве.

ВАК
Отечественная историография истории кино 1941-1945 годов на рубеже ХХ-XXI веков

В статье рассматриваются исследования 1990 начала 2000-х годов, посвященные изучению истории кино эпохи Великой Отечественной войны. Выявлены проблематика и особенности данного направления в российской историографии. The article views the researches of the 1990s and the early 2000s dedicated to the history of cinema of the time of the Great Patriotic War. The problematics and particularities of this direction of the Russian historiography are shown.

ВАКRSCI
«Чудный сон живой любви. . . »: о тайнах оперы Глинки «Руслан и Людмила»

Опера Глинки «Руслан и Людмила» рассматривается с точки зрения мифопоэтического мышления. Внутреннее напряжение, скрытое за ее символами, снимает вопрос о ее статичности и затянутости. Система «однокоренных мотивов», основанных на «мотиве обольщения», образует интертекстуальные связи оперы с «Вальсом-фантазией» Глинки и поэзией Пушкина. В результате открывается значение пары Ратмир-Горислава.

ВАК
Музыка и живопись первой половины XX века: параллели и взаимодействия

Цель статьи рассмотреть музыку и живопись конца XIX начала XX века как виды искусства, взаимодействие которых способствует преобразованию музыкального языка. Предметом исследования является творчество композиторов начала ХХ века А.Шенберга, А.Скрябина, Н.Рославца. Введение цвета превращает их музыкальные произведения в сложный текст, чья информационная система строится на получении сообщения с помощью внемузыкальных факторов.

ВАК
Место органической архитектуры в творчестве Сантьяго Калатравы

Статья анализирует степень реализации принципов органического формообразования в архитектуре С. Калатравы. Основное место занимает анализ архитектурных объектов Города Искусств и Наук в Валенсии, Испания.

ВАК
Романская скульптура Сент-Фуа в Конке и проблемы пространственной структуры храмов на путях паломников

Скульптурное убранство романской церкви Сент-Фуа в Конке, включающее тимпан портала на тему «Страшного Суда» и рельефы капителей интерьера и клуатра, формируют подчиненное определенным закономерностям, логично выстроенное и тщательно продуманное пространство храма.

ВАК
Сравнительная характеристика музыки Востока и Запада

В настоящее время цивилизация Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры и искусства Востока. Однако в области музыки многие наследия остаются неизвестными широкой публике. При этом внешнее несходство становится причиной представления об обособленности духовной культуры.

ВАКRSCI
Сказочно-мифологический жанр в русской художественной культуре ХХ века

В статье анализируется творчество отечественных художников, чье творчество было обращено к сказочно-мифологическому жанру в создании станковых работ, книжных иллюстраций, театральных декораций, эскизов костюмов.

ВАК
<< >>
наверх