Искусство. Искусствоведение темы научных статей

Философия культуры в современном Азербайджане

Качественный скачок интеллектуального развития общества, поиски и экспериментирование в музыкальных композициях приводят азербайджанских композиторов к новым художественным находкам, оригинальным удачам. Лучшие национальные составляющие философии культуры и мировых достижений композиторского искусства, философские идеи, трансформированные в эстетические критерии и идеалы, реализуются в творчестве художника и превращаются в материальную силу, в конечном итоге становясь философией культуры.

ВАК
Сквозь железный занавес: репрезентация изобразительного искусства США в журнале «Америка» в эпоху Холодной войны
Год2012

Артикульт

Cc small

Статья посвящена исследованию стратегий и тактик репрезентации американского изобразительного искусства в официальном печатном органе Информационного агентства США, журнале «Америка». Автор, изучив более четырехсот номеров журнала, вышедших в период с 1945 по 1989 годы, предлагает периодизацию политики издательства в отношении изобразительного искусства, подкрепляя свои доводы наиболее показательными материалами «Америки».

Языковые «Лики» немецкого романтизма: восхождение к Gesamtkunstwerk Р. Вагнера
Год2011

Артикульт

Cc small

Музыкальная теория немецкого романтизма рассматривается как часть более крупного языкового проекта, который, будучи эстетизирован поздними романтиками, породил идеи о Gesamtkunstwerk. Языковой проект романтиков исследован как продолжение классической поэтики и теории речи, при психологизации поэтики и историзации речи.

"Хижина в лесу" как попытка вывести жанр ужасов из кризиса новых идей
Год2013

Артикульт

Cc small

Статья посвящена игровому фильму «Хижина в лесу» Дрю Годдарда анализу его содержания, толкованию сюжетных составляющих и попытке выявить его место в жанре ужасов. Автор выясняет, создает ли фильм реальные предпосылки для нового вектора в развитии жанра или просто суммирует его прошлые достижения.

Музыкальный быт и звуковые эксперименты в школе Баухауз (1919-1933 гг. )
Год2012

Артикульт

Cc small

Баухауз – «школа строительства», школа дизайна и прикладного искусства Вальтера Гропиуса, широко известная своей особой стилистикой интерьеров, прикладных предметов быта, и в меньшей степени, своей музыкальной средой. Звуковые репрезентации в Баухаузе имели разные формы, носили экспериментальный характер и основывались на передовых идеях своего времени.

Мимесис и визуализация образа в иллюстративной эпопее Б. А. Дехтерёва
Год2012

Артикульт

Cc small

В статье уточняется ряд важных эпизодов из истории советской книжной иллюстрации. На примере творчества и идей Б.А. Дехтерёва установлена связь между трактовкой мимесиса в советской науке 1920-х гг. и выбором стратегии при решении конкретных задач.

Аллегория и Аллография: к проблеме музыкального иносказания
Год2011

Артикульт

Cc small

Несмотря на то, что рассуждения о метафизической природе музыки, которыми испокон веков занимались философы, зачастую носят аллегорический характер, сам термин «аллегория» применительно к музыке используется и в философии, и в науке крайне редко. В данной статье показывается, что о музыкальной аллегории как о сознательном намерении композитора правомочно говорить только применительно к письменной музыке. Большинство памятников «аллегорической музыки» относится к XVII в.

Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке
Год2013

Артикульт

Cc small

Статья посвящена анализу состояния современной британской популярной музыки, емко названное известным британским музыкальным критиком Саймоном Рейнольдсом «ретроманией». Автор рассматривает такую модель обращения с прошлым, ее составляющие и особенности культурной формы. В плоскости исследования находятся процессы, переориентирующие и коренным образом меняющие структуру самого музыкального высказывания.

Фигура автора после «Смерти автора»
Год2013

Артикульт

Cc small

Проблематика данной статьи связана с трансформацией понимания роли «художника-творца» в конце XX-начале XXI в. Анализируется понятие «авторства» в искусстве современности в контексте постисторического представления о «субъективности», «анонимности», «индивидуальности», «неидентичности». Предпринята попытка критически осмыслить идею «смерти автора», проследить истоки и логику произошедших в художественном мире метаморфоз.

О некоторых концептуальных подходах подготовки специалистов по народно-певческим направлениям

Автор статьи актуализирует вопросы этнической культуры. В рамках феномена «национальная культура» рассматривается явление фолклоризма. В работе проводится глубокий анализ целей, задач и содержания деятельности по подготовке кадров для национальных культур как в терапевтическом, так и в практическом аспектах.

ВАК
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII - начала XX века

В статье предпринята попытка искусствоведческой реконструкции «итальянского текста» в отечественном изобразительном искусстве XVIII-XIX вв. Выделяются и анализируются произведения живописи и графики, художественно фиксирующие архитектурные и исторические достопримечательности замечательных городов Италии: Рима, Флоренции, Венеции и Неаполя. В рамках искусствоведческого ракурса осмысливаются особенности, присущие поэтике исторического города в целом.

ВАК
О становлении национальной архитектуры республики Мордовия

В статье проанализирована проблема национальной специфики архитектурного облика столицы Мордовии. Указывается на отставание реальной практики архитектурно-дизайнерского проектирования от требований времени. Приводятся примеры художественно-стилистического поиска национального образа некоторых общественных зданий Саранска.

ВАК
Упражнение «Витраж» в структуре курса «Основы композиции»

В статье даются практические рекомендации для выполнения упражнения по теме «Витраж» в пропедевтическом курсе композиции. Световая композиция включается в интерьер целостную среду внутреннего пространства различного функционального назначения. Световая композиция должна вписаться в ансамбль интерьера (центр композиции, соразмерность, колористика, освещение).

ВАК
О методологии анализа музыки Г.А. Канчели

Данная статья посвящена выявлению специфики методологии анализа музыкальных сочинений одного из выдающихся композиторов XX—XXI столетий Гии Александровича Канчели. Для раскрытия и постижения содержания музыки Г.А. Канчели в настоящей статье предлагается и обосновывается применение интонационно-семантического типа анализа, направленного на раскрытие генезиса тематизма произведений и исторически сформированной интонационной семантики (жанровой, тональной, фактурной, тембровой).

ВАК
Композиция «О Тебе радуется» в литургическом контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов второй половины ХVII века

Cтатья посвящена проблеме декорации алтарных частей храмов Верхнего Поволжья второй половины XVII столетия. До настоящего времени эта тема почти не привлекала внимания исследователей, обращавшихся главным образом к анализу алтарных росписей более раннего периода (XI-XVI вв.). Данное исследование ставит целью выяснить, с чем было связано и в чем заключалось идейное переосмысление композиции О Тебе радуется (известной в иконописи и фресковой живописи уже с конца XV в.

Раскин и Моррис: проблемы эстетики

Статья посвящена рассмотрению эстетических взглядов двух великих английских писателей и художников девят­надцатого века Джона Раскина и Уильяма Морриса. В качестве материала исследования использованы произведения Раскина, среди которых «Современные художники», «Семь светочей архитектуры», «Камни Венеции», «Прозерпина», «Лекции об искусстве», а также статьи и лекции Морриса, посвященные искусству.

ВАКRSCI
ПОРТРЕТЫ В.Л. БОРОВИКОВСКОГО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1800-Х ГОДОВ: К ПРОБЛЕМЕ «ПОРТРЕТ И СТИЛЬ» НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ
Год2016

Артикульт

Cc small

Целью статьи является изучение нескольких женских портретов В.Л. Боровиковского первой половины 1800-х годов, рассмотрение которых позволяет выявить важную методологическую проблему роль стилистических определений для описания конкретных произведений в ситуации параллельного существования разных художественных тенденций (классицизм, романтизм, сентиментализм).

Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в свидетельствах Люси Липпард
Год2013

Артикульт

Cc small

В статье исследуются взгляды арт-критикаи куратораЛюси Липпард на тенденцию утрачивания значения материальной формы в произведениях концептуального искусства, которую она назвала «дематериализацией артобъекта». Теоретические обоснования Липпард сопоставляются с ее кураторской практикой, объясняя ее выбор нестандартной методологии исследования и формы представления результатов.

Соприкасаясь с образами
Год2013

Артикульт

Cc small

Комментированный перевод статьи одного из крупнейших теоретиков современного искусства, комментируетсяместо этого текста в современной теории, демонстрируются радикальные черты новейшей теории.

Имперские символы в декоративно-прикладном искусстве Кавказа

В статье идет речь о проникновении имперских символов в круг сюжетов, используемых кавказскими мастерами декоративно прикладного искусства. Выявляются причины появления и способы интерпретации этих символов. Анализируются вещевые памятники из фондов РЭМ и ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. Отмечается, что всплеск и актуализация своеобразной моды на использование имперских символов в предметах традиционной материальной культуры на Кавказе относится к началу ХХ века.

Эксперимент с нормой: стиль модерн в архитектуре и прикладном искусстве

Статья посвящена специфике художественного стиля модерн, его исторической обусловленности и проявлению в архитектуре, интерьере и декоративно-прикладном искусстве конца XIX-начала XXв. Исследуются проявления универсальности стиля модерн и его связи с национальным искусством.

Развитие фарфоровой пластики на Императорском фарфоровом заводе во 2-ой пол. Xix В. : А. Шпис

В статье реконструируется творческая биография скульптора Императорского фарфорового завода А. К. Шписа, обстоятельства становления его карьеры в России. На протяжении 47 лет он возглавлял скульптурное отделение фарфорового предприятия и явился автором большинства изделий, созданных в эпоху “историзма”.

ВАК
Искусство художественной эмиграции: реабилитация творческого наследия скульптора К. К. Рауш фон Траубенберга в 1920-е -1930-е гг

Статья посвящена обзору деятельности скульптора К. Рауш фон Траубенберга в эмиграции в Европе в 1920-1930е гг. Автор приводит архивные документы, реконструирующие все этапы его работы этого периода. В статье подробно изучается личность скульптора, эволюцию его творческой деятельности позднего периода, исследуются ключевые факторы в развитии его карьеры.

ВАК
Столетие мебельного искусства мастеров семейства Жансельм

Статья рассказывает о мастерах знаменитой династии мебельщиков Франции – Жансельм. Три комплекта мебели работы этой семьи имеются в Большом собрании изящных искусств ASG.

«Вил и дракон» сцены из Книги Даниила

Статья посвящена иконографии редкого в истории искусств сюжета из Книги пророка Даниила и атрибуции фламандской шпалеры XVIIв. из Большого собрания изящных искусств ASG.

наверх