Философия темы научных статей

КАК СЕГОДНЯ ОСВАИВАТЬ АНТИЧНУЮ ФИЛОСОФИЮ? (К ВЫХОДУ НОВОГО УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ)

В статье рассматриваются различные исследовательские стратегии и практики осмысления античной философии в отечественной вузовской учебной литературе советского и постсоветского периодов. Особое внимание уделяется анализу учебного пособия для академического бакалавриата «Истории античной философии», изданного под редакцией Р. В. Светлова в 2016 г. На примере данного учебника показывается процесс формирования нового историко-философского канона.

ВАК
К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО КРАСОТЫ

В статье рассматривается историческая перспектива осмысления предметного мира (предметной культуры) в западной и отечественной философской традиции. Показано, что выявление общих закономерностей эстетического восприятия предметного мира происходит через призму соотношения пользы и красоты. С переходом к машинному производству элементов предметного мира познанием законов его устройства занимается философии дизайна и философия техники.

ВАК
ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ДИСКУРСА ЭНЕРГИИ» В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье рассматривается феномен диалектики в православной мысли, а также «дискурс энергии» как важный источник интеллектуального и экзистенциального опыта для современного человека. Дан анализ концепции диалектики в трудах «раннего» А. Ф. Лосева. Особое внимание уделено «внутренним механизмам» диалектической саморефлексии «верующего разума» и его парадоксальному «апофатическому» проявлению.

ВАК
«СЕРЬЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ»: ТВОРЧЕСТВО И НАСИЛИЕ В СВЕТЕ КАНТОВСКОЙ АНАЛИТИКИ ВОЗВЫШЕННОГО

В статье исследуются проблемы свободы и ее реализации в истории искусства в контексте анализа теоретических принципов эстетики возвышенного И. Канта. Философская реконструкция кантовской стратегии концептуализации возвышенного (sublime) позволяет не только фиксировать апории художественного творчества современности, но и проследить векторы трансформации философских принципов концептуализации взаимоотношения творчества и власти в эстетике ХХ в.

ВАК
ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В РЕНЕССАНСНОЙ И РАННЕРЕФОРМАЦИОННОЙ МЫСЛИ

Эпоха Ренессанса и Реформации в европейской культуре имела неоднозначное влияние на осмысление темы судьбы, которая обрела и философское, и конфессиональное звучание. Анализ взаимоотношения религиозных и философских трактовок судьбы требует рассматривать их с учетом как гуманистических, так и реформационных учений. Формирование нового взгляда на человеческую деятельность и переоценка места человека в мире привели к изменениям в понимании природы человека.

ВАК
ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ГЛАЗАМИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕОКАНТИАНЦЕВ

В статье рассмотрены взгляды главы петербургской школы неокантианства Александра Введенского на проблему взаимоотношения религиозных представлений с этической сферой жизнедеятельности людей. Особое внимание уделено философско-этическому обоснованию психологии религии. Психология религии представлена как междисциплинарная наука, базирующаяся на изысканиях в области философии, психологии, этики, социологии и религиоведения. The article considers the views of the head of St.

ВАК
КОНЦЕПЦИЯ «ПОЮЩЕГО СЕРДЦА» В ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА

В статье рассматривается концепция «поющего сердца» в философии И. А. Ильина. Эта концепция не только удачная метафора автора, но осмысление на философском уровне ментальности русского человека на протяжении веков, в пении, выражавшем различные состояния души. В ракурсе данной концепции написана статья И. Ильина «Художественное призвание Шаляпина», где философ даёт тонкие и музыкально точные характеристики выдающемуся русскому певцу.

ВАК
CORPUS CHRISTI: ОНТОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА В ПАМЯТНИКАХ РАННЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Современные исследования памятников ранней христианской письменности (II-III вв.) ограничиваются либо структурно-организационными и этическими вопросами, либо рассматривают литургическое содержание. Статья посвящена онтологической специфике мышления в памятниках христианской агиографической и литургической письменности, которая редко становится объектом философской критики.

ВАК
О ПОНЯТИИ СИМВОЛА В ТРУДАХ ЕВАГРИЯ ПОНТИЙСКОГО

В статье обсуждается понятие символа в корпусе сочинений Евагрия Понтийского (IV в.) на основе контекстного анализа словоупотреблений. Показаны основные контексты, в которых возникает необходимость символизма, различены символы в космологии, психологии, библейской экзегезе, а также обсуждаются литургические символы. Уделено внимание метафоре, уподобляющей весь космос написанному Богом письму, как образной манифестации символического принципа в основе религиозной онтологии.

ВАК
ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА КУЛЬТУР: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В статье рассмотрена проблема межкультурного диалога в широком аспекте (Запад-Восток) с точки зрения восприятия субъектов сознания; изучаются лингво-культурологические, религиоведческие аспекты диалога культур. The article is devoted to the problem of the intercultural dialogue of the West and the East in terms of the perception of subjects of consciousness; the author examines the issue of the dialogue between cultures in terms of cultural linguistics and religious studies.

ВАК
ПОРОЖДАЮЩИЕ МОДЕЛИ В АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКЕ. ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Статья продолжает обсуждение понятия «порождающая модель» в контексте истории античной эстетики. В ней анализируется предложенная А.Ф.Лосевым трактовка произведений античного искусства как своеобразных порождающих моделей.The article continues the discussion of the concept of "generative model" in the context of the history of ancient aesthetics. It analyzes the proposed by A.F.Losev interpretation of ancient artworks as an especial generative models.

Проблема религиозности в секулярном мире

Современный секулярный человек утратил опыт жизни в религии, хотя его религиозные потребности остались. При непроработанности сферы духа они начинают приобретать уродливые формы. Зрелая религиозность не возникает сама собой, для нее необходима внутренняя напряженная работа духа. Проблема современной религиозности является следствием кризиса духовности.

ВАК
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ СТРАННИЧЕСТВА

Статья посвящена рассмотрению феномена странничества в русской культуре и его социокультурных смыслов.

ВАК
ФИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ

В контексте современной социокультурной, ноосферной и экологической ситуации проблема здоровья человека и общества приобретает более широкий контекст: здоровье становится не просто медицинской категорией, но и входит в понятийный аппарат социально-гуманитарных наук, в частности обретает философский и культурологический аспекты.

ВАК
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

Онтологическая разработка проблемы типологии личности находится в центре исследовательской парадигмы социально-философского познания и перспективна в своей актуальности. Определен генезис типологии человека в истории философии, выявлена сущность философской концептуализации типа человека. Обоснован социально-онтологический уровень анализа концепта «тип человека типология личности» в контексте категории «типологическое».

ВАК
Социальная сущность науки и ее духовные проблемы

Статья посвящена осмыслению духовных проблем науки. Наука, согласно автору, имеет социальную сущность. Наука служит не познанию, не истине, а социальной пользе. Исходя из того, что общество безразлично к вопросам духовности, автор обосновывает идею о том, что это порождает серьезные проблемы духовного плана. А их следствием являются нежелательные явления в современном обществе.

ВАК
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГУМАННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА

В контексте компаративистского подхода автор анализирует формы проявления гуманности в различные исторические периоды и в различных культурных традициях, позволяющий сделать вывод о том, что гуманность является «культурной универсалией», а следовательно, неотъемлемой частью человеческой культуры на протяжении всего ее существования.

ВАК
СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ТРАКТОВОК И РАЗНООБРАЗИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Автор статьи анализирует эволюцию научных интерпретаций понятия и явления «социальная рациональность», показывая, что современная социальная наука направляет вектор исследования к сфере повседневности, где применение процессов рационализации расширяется и начинает связываться с процессами технологизации. Автор уделяет внимание научной аналитике рациональности по отношению к сферам жизни общества.

ВАК
Пауль Тиллих об изобразительном искусстве и архитектуре

В предложенном исследовании была предпринята попытка отразить важнейшие идеи выдающегося протестантского мыслителя ХХ века Пауля Тиллиха, успешно работавшего «на границе» богословия, философии, что типично для классической немецкой экзистенциалистской философии и либерального богословия.

ТЕРМИН «ВОИПОСТАСНОЕ» В ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА

В статье рассматривается значение терминов «воипостасное» и «воипостасная сущность» в работах дифизитских богословов первой половины VI столетия Иоанна Грамматика Кесарийского и Леонтия Византийского, которые первыми стали употреблять их для защиты халкидонитской христологии. Автор показывает, что у Леонтия Византийского этому термину соответствует новое понятие, принципиально отличное от понятия «ипостась».

ВАК
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И СМЫСЛЫ САМОТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

В статье речь идет о том, что постижение философско-антропологического смысла самотрансцендирования свободы есть по сути дела решение вопроса об отличии человека от других живых существ и органического мира в целом. Свобода есть сверхфизическая ноуменальная основа человеческого измерения бытия. Обладая свободой, человек, наделенный разумом, всегда имеет потенциальную возможность свободы от своего тела, характера, национальности, природных законов и религиозных догматов.

ВАК
наверх