Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность по формированию у молодежи призывного возраста ценностных отношений к военной службе'

Педагогическая деятельность по формированию у молодежи призывного возраста ценностных отношений к военной службе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3397
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЗЫВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность по формированию у молодежи призывного возраста ценностных отношений к военной службе»

Е.А. Андреев.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МОЛОДЕЖИ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

В современных условиях в общественном сознании россиян происходит формирование новых ценностей и переосмысление старых. Сегодня наблюдается, особенно у молодежи, неуклонный рост интереса к получению знаний, умений и навыков, способствующих росту, прежде всего, материального благосостояния человека. Вместе с тем люди задумываются и над тем, какое место в их жизни занимают моральные и духовные ценности. В наши дни проблема духовности привлекает не только богословов, историков, культурологов, философов, обсуждающих ее в основном в контексте анализа религиозных и историкокультурных корней российского и западного самосознания. Не меньший интерес она представляет и для педагогической деятельности. Мы полагаем, что педагогическая деятельность представляет собой организованный, целенаправленный, координированный процесс, направленный на воспитание, обучение и образование человеческой личности. Результатом педагогической деятельности является гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально адекватная личность, способная к самообучению и самовоспитанию. Другая сторона педагогической деятельности - стихийная, обусловленная тем, что человек подвергается влиянию различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие. Уделяя пристальное внимание стихийной педагогической деятельности, мы имеем в виду то, что Интернет, некоторые средства массовой информации, неформальные молодежные организации и объединения, буквально наводнены рекомендациями молодым людям призывного возраста как лучше уклониться от исполнения обязанностей военной службы, что значительно снижает эффективность официальной педагогической деятельности. Организуя официальную педагогическую деятельность, мы понимаем, что сложные и противоречивые процессы, происходящие в России, как никогда прежде требуют от молодого человека понимания фундаментальных факторов своего существования. В педагогической деятельности по подготовке молодежи призывного возраста и формирования у нее ценностных отношений к военной службе в армии важное значение имеет понимание того, что успешное решение этой проблемы возможно лишь в процессе ее комплексного исследования. Человек - уникальное

творение Вселенной. Именно поэтому во все времена он интересовал представителей самых различных областей науки. Сегодня изучением человека заняты представители нескольких десятков научных дисциплин, каждая из которых имеет в качестве своего предмета тот или иной аспект человеческого существования. И, хотя такая дифференциация научных исследований может рассматриваться в целом как явление позитивное, способствующее углублению знаний, совершенствованию специальных методик и познавательных средств, применяемых определенной отраслью науки, не стоит забывать и о том, что есть и обратная сторона: именно дифференциация зачастую препятствует формированию целостного образа личности молодого человека. Поэтому становится очевидным, что для создания целостного образа молодого человека призывного возраста необходимы какие-то общие параметры, правила, позволяющие синтезировать имеющие уже знания о нем всех занимающихся этим наук. Вместе с тем нам должно быть, очевидно, и другое: такие параметры и правила должны соответствовать природе молодого человека, а не быть плодом нашего умозрительного теоретизирования. Практическая педагогическая деятельность по подготовке молодежи призывного возраста к военной службе в армии и проведенные в этой области научного знания исследования позволяют нам с большой долей уверенности констатировать: природа современного молодого человека призывного возраста проявляется в различных аспектах, но в чем-то обнаруживаются принципиально значимые качества, определяющие все остальные. Выявить эти главенствующие качества и означает постичь личность молодого человека призывного возраста и определить уровень его физической и духовной готовности к военной службе в армии. Но, спрашивается, какие качества следует считать специфическими, и есть ли в молодом человеке призывного возраста какое-то внутреннее ядро, констатирующее его духовную готовность к исполнению обязанностей военной службы в армии? Как свидетельствует история, в разные эпохи ученые самых разных отраслей науки отвечали на этот вопрос по-разному. В современных условиях, на фоне углубляющегося кризиса индустриальной, рационалистической цивилизации все более наглядно раскрывается роль и значение ценностей в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Это, в свою очередь обуславливает и радикальные перемены в понимании сущности молодого человека. Он не просто отражает в своем сознании объективную реальность, а всегда воспринимает и осознает внешний мир в его значении для себя, т.е. под углом зрения определенных ценностей. Следовательно, ценности вы-

ступают первичной формой ценностных отношений молодого человека к окружающей его действительности. Сущность ценностей не в их фактичности, а в их значимости для современного молодого человека вообще и для молодого человека, который станет в армейский строй для исполнения обязанностей военной службы в частности. В педагогической деятельности по подготовке молодежи призывного возраста и формирования у нее ценностных отношений к военной службе с помощью определенных педагогических условий должна выделяться иерархия ценностей, которая проявляет себя как реальная сила, побуждающая их к честному и добросовестному служению в Вооруженных Силах Российской Федерации. Эти ценности и должны быть регулятором внутренних и внешних поведенческих реакций молодых людей призывного возраста, их душевных движений и отношений к военной службе. Разумеется, мы должны понимать, что призывника можно охарактеризовать через совокупность его представлений о военной службе в армии, знаний, навыков и умений, интеллектуальных и иных способностей. Однако, с точки зрения современной педагогики, в том числе и военной, этого недостаточно, т.к. этих качеств недостаточно, чтобы определить его подготовленность к исполнению воинского долга. Для более полной оценки важно знать: что для него дорого и важно, к чему он стремится, без чего не мыслит своей жизни? В общем, это и можно назвать системой ценностей, с которыми молодой человек себя идентифицирует. Высший смысл педагогической деятельности по подготовке молодежи призывного возраста к военной службе в армии заключается в том, чтобы создать такие педагогические условия, при которых молодой человек призывного возраста был бы самым теснейшим образом связан с высшими ценностями. Причем не только был связан, но и осознавал их смысл. Речь идет о смысле, как важнейшем свойстве бытия молодого человека, которое побуждает его к действию в соответствии с такими высшими ценностями: патриотизм, призвание вооруженного защитника Отечества, долг, честь, добро, совесть, вера и верность, доверие, уважение человеческого достоинства. Возрождение духовных ценностей российского воинства, культивирование боевых традиций служения Родине являются сегодня важнейшими направлениями оборонной политики Российской Федерации. События на Северном Кавказе, вооруженные конфликты в других регионах мира в очередной раз высветили особую значимость духовного фактора в военном противоборстве. Наша армия испокон веку была сильна духом - искусством командования, высокими нравственными и боевыми качествами личного состава, постоянным поддержанием в его среде

священного пламени патриотизма, долга и чести. Наш солдат добывает победы не только оружием, но и духом, и волей своей. Они тверже металла, они помогают выходить из любых испытаний, сохраняя совесть и честь, сохраняя гордость за наше прошлое и настоящее, за национальное достоинство державы. Нельзя забывать, что душа армии выковывается веками, преемственными усилиями многих поколений ратных людей, постоянным поддержанием духовной связи со славным прошлым Отечества. Нам кажется, что пора не только в связи с юбилеями и памятными датами надлежит обращаться к суворовским началам обучения и воспитания, но и действительно восстановить духовную связь народа с Российской армией. Готовить современную молодежь к военной службе в суворовском духе с пользой для России, во имя ее чести и славы. Следует вспомнить главный завет Суворова: «Потомство мое, прошу брать пример: всякое дело начинать с благословением Божьим, до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель, которые суть моим символом... Я проливал кровь ручьями... Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во всю жизнь мою никого не сделал несчастным». Бог, Отечество, Честь, Слава, Победа - путеводные звезды Суворова. Смысл жизни (главный жизненный принцип) военного человека, каковым он себя считал, источник силы духа виделись ему только в «отечественности», т.е. в честном, добросовестном служении Родине. Ради этого он готов был пожертвовать своею жизнью, не допустить ни при каких обстоятельствах бесчестия. Суворов гениально предвидел, что от характера военного развития России, от крепости и качества российской вооруженной силы, воспитанности и обученности армии, искоренения в ней невежества - самого опасного, по мнению полководца, зла, - от морального духа войск и достоинств личного состава зависела, и будет зависеть судьба Отечества. Как бесценный дар оставил А.В. Суворов в наследство людям, осуществляющим педагогическую деятельность по подготовке молодого поколения россиян и формированию у них ценностных отношений к военной службе в армии, качества, без которых эта деятельность не имеет смысла. Их много. Перечислим наиболее важные из них.

Бесстрашие - отсутствие страха, робости. В русской армии бесстрашный воин считался идеалом бойца.

Безлукавие - неспособность действовать лживо, коварно, злонамеренно, притворно, подло, хитро, двулично, криводушно. Худой прок службы лукавой -говорил А. Суворов.

Бескорыстие - отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу, желания скоплять богатство, приобретать что-то неправо; отсутствие стремления к личной выгоде, к наживе; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и «возмездий» за добрые дела.

Благоразумие - осмотрительность в поступках, обдуманность в действиях.

Благородство - самоотверженность, безукоризненная честность, высокое достоинство, способность жертвовать личными интересами в пользу других.

Великодушие - совокупность высоких душевных качеств и возвышенных чувств; самоотверженность, доброжелательность, снисходительность, милосердие.

Вера - твердая убежденность в существовании Бога; постоянство в убеждениях, взглядах, доверие в отношениях. Отсутствие веры приводит не только к поражению войск, но часто и к гибели государств.

Воля - способность властвовать над собой, сознательно и независимо управлять своими поступками и действиями; способность неуклонно добиваться осуществления поставленных целей и желаний; активная, деятельная сторона душевной жизни человека, проявляющаяся в его преднамеренных действиях.

Выносливость - способность переносить физические нагрузки и нравственные потрясения, много выносить, терпение, стойкость, закаленность.

Героизм - способность к совершению подвига мужества, стойкости, самоотвержения; доблестное поведение на военном поприще в борьбе за общие высокие цели.

Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения, сознание своей силы, значения, превосходства.

Гуманность - чуткое, проникнутое любовью и уважением отношение к человеку, забота о его благе и достоинстве.

Дисциплина - выражение военной нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия;

Добросовестность - честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность - главная черта характера военнослужащего во все времена.

Долг воинский - душевное состояние и нравственная обязанность военнослужащего перед Богом и Отечеством; честное и неуклонное исполнение обязанностей по защите интересов, территории, чести и достоинства России.

Дух воинский - внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооруженной силы как организации людей. Сила души армии, союз ума, сердца (нравственности) и воли (энергии). В военном деле «дух преобладает над материей». Дух армии есть состояние психики, сохраняющее свой облик на протяжении веков.

Духовность - способность руководствоваться нематериальными интересами, высшими понятиями и чувствами, проявлять силу духа.

Идеализм (идейность) — приверженность к высоким нравственным идеалам и идеям служения, руководящая деятельностью армии, мыслями и поступками воина.

Инициатива - предприимчивость; умение самостоятельно действовать в нужный момент, в сложной обстановке, но в рамках поставленной задачи.

Исполнительность - способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения.

Культурность - уровень умственного и нравственного развития, образованности офицера и солдата; способность усваивать достижения общей и военной культуры; соответствие требованиям современного военного дела, высшему уровню его развития.

Любовь к военному делу - сильная привязанность и призвание к военному делу, военной службе, военной профессии, основанные на понимании чувства долга, высокого звания воина, на достоинстве, общих целях и интересах.

Мужество - стойкость в беде, борьбе. Присутствие духа в сражении, опасности, несчастье.

Настойчивость - стойкость в намерениях. Неотступность в требованиях, твердость в достижении целей, успеха, значимого результата.

Находчивость - умение легко выходить из затруднений, отыскивать и обнаруживать пути решения возникающих проблем, не терять присутствия духа.

Неутомимость - незнание устали, сильная выносливость, упорство, настойчивость, усердие.

Нравственность - высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблю-

дение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали.

Отвага - способность действовать с риском и в условиях опасности. Бесстрашие, храбрость, смелость, решимость, предприимчивость. Надежда, уверенность в удаче, отсутствие робости, уныния.

Ответственность - возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности.

Патриотизм - сознательная любовь к Отечеству в интересах его улучшения и защиты. Готовность к любым жертвам и подвигам во имя Родины.

Победоносность - способность достигать успеха в бою, сражении, войне в целом, добиваться полного поражения противника, обладать непобедимостью и превосходством.

Повиновение - беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение.

Порядочность - неспособность на низкие поступки, благородство, честность.

Правдивость - неприятие лжи, стремление к законности, справедливости, порядку, истине, правильному поведению с точки зрения морали; прямодушие.

Профессионализм - знание своего дела, мастерство и корпоративная солидарность; отношение к военной службе как к роду трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся основным источником существования; специализация.

Преданность - постоянство в своих чувствах, привязанностях. Любовь к Отечеству; отношение к военному делу и своему долгу истовое, верное, усердное (всей душой); приверженность и уважение, правдивая, прямая покорность.

Решительность - готовность своевременно и быстро принимать решения, не колебаться в их исполнении; способность действовать не рассуждая, по вдохновению и наитию, находя при этом правильные решения; твердость, смелость, непоколебимость.

Рыцарство - самоотверженность, благородство и великодушие в поступках; честное и твердое заступничество за святое дело; обладание качествами истинного воина и победителя; воинское мастерство, большое мужество и высокие нравственные достоинства.

Самостоятельность - деятельность по собственному почину, личной инициативе; проявление творчества в военном деле; свобода и независимость в рамках служебной необходимости.

Самолюбие - вера в свои силы и достоинства; любовь и уважение к себе как к значимой личности, способной внести существенный вклад в развитие военного дела, в достижение успеха на войне. Истинное самолюбие (не путать с себялюбием, эгоизмом!) является источником воинских доблестей.

Самоотверженность - готовность жертвовать собой во имя общего блага; способность жить для других, поборов в себе личные интересы и все мирские страсти.

Служение - самоотверженное занятие полезным для общества делом; искренняя жажда дела; служба не по найму, не по повинности, а по долгу и совести. При таком отношении военное дело становится призванием, а войско громадным военным монастырем, где кристаллизуется алмаз высших военных доблестей.

Совесть - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка. Чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее ото лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения; честность, добросовестность. Совесть - важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть.

Сознательность - способность правильно понимать и оценивать обстановку; убежденность в истине и правильное ее понимание; обладание сознанием и разумом; принципиальность; чувство долга.

Справедливость - способность действовать беспристрастно, в соответствии с моральными нормами, истиной и требованиями законов; законность, правильность, верность. Борьба за справедливое, правое дело придает войску дух и мужество.

Стойкость - непоколебимость, упорство, твердость в словах, убеждениях и на деле; прочность, устойчивость, неспособность к разложению; готовность не отступать перед трудностями, длительное сохранение приобретенных свойств.

Товарищество - родственное по духу, глубоко дружественное содружество военнослужащих на основе ратного труда.

Храбрость - мужество и решительность в поступках, умение преодолевать страх; смелость и отвага; дерзание, стремление к новому, доблесть.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Честность (правдивость) - неспособность ко лжи, бесчестным поступкам.

Чистосердечность - открытость, искренность, откровенность, простодушие. Доброжелательность, щедрость, прямодушие, а не криводушие.

Русские военные мыслители обращали внимание и на воспитание таких элементов воинского духа, как способность преодолевать чувство самосохранения, сильная воля, твердость характера, храбрость, энергия, настойчивость. Уверенность в себе, душевный подъем, стремительность, мужество. Дисциплина, ясность сознания, хладнокровие, душевное равновесие. Терпеливость, воодушевление, бодрость, готовность жертвовать собою для общего дела1.

Призывник должен понимать, что человек - высшая ценность, его благо -основная цель всякого общества (при всей известной истории множественности ценностей и целей). Высшая ценность - именно человек, единственный носитель разума и духа, реальный творец цивилизации, материальной и духовной культуры, самого себя. И эту высшую ценность он обязан защищать с оружием в руках во время прохождения военной службы в армии. В этом и проявляется духовная ценность военной службы. Здесь уместно напомнить, что духовность армии естественным путем вырастает из духовности общества, при этом имея свои особенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем И.А. Ильиным. Во-первых, армия- это сосредоточенное воплощение государственной силы, государственной власти, как элемент государственного бытия, как организованное множество людей, систематически воспитывающих себя к победе и ради неё - к смерти и убиению во имя государственной цели; во- вторых, каждый воин должен носить в душе в сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное принятие. Поэтому служение в Вооруженных Силах должно быть проникнуто живым вдохновением государственности; в-третьих, родовая черта воина: он есть гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия, связавший свое дело с вопросом о личной жизни и смерти, что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых не возможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Отсюда - воин, должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела и черпать свои силы и решимость в самой государственной цели и воли к ней; в- четвертых, военная подготовка нелепа и гибельна без духовного воспитания человека, армия вне достоинства и

чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели.

Специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением всех духовных и физических сил, с возможностью самопожертвования во имя Родины определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед2.

В многообразии современных подходов к проблеме формирования ценностных отношений можно выделить, по меньшей мере, четыре основных направления.

Первое направление - поиски корней духовности не столько в самом человеке, особенностях его личности и склонности к рефлексии, сколько в продуктах жизнедеятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества в памятниках старины, произведениях науки и искусства. Следовательно, истоки духовности человека надо искать не в значениях, а за ними - в глубинном смысле поступков людей, исторических событий, эпохи и т.п.

Второе направление исследований - изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние - это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия.

В рамках третьего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Развитие и самореализация духовного «Я» субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности - истину, добро, красоту. Появление у человека хотя бы приблизительного осознанного представления о последних свидетельствует не только о признании субъективной значимости духовных ценностей (соответственно интеллектуальных, этических и эстетических), но и о психологической готовности к их усвоению и формированию. Духовное состояние личностной свободы возникает у человека при осознании им наличия внешних возможностей выбора и сформированной внутренней готовности осуществить этот выбор.

Четвертое, религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге. Итак, проблема духовности занимает существенное место, как в психологии, так и в теологии. Верующие и неверующие ученые решительным образом расходятся лишь в одном пункте - в вопросе о первоисточнике духовного (Бог или человек). В остальном светские психологические и богословские труды удивительно сходны: основным предметом внимания их авторов являются особенности внутреннего мира человека, его самосознания и субъективных путей восхождения к духовным вершинам бытия. За более чем двухтысячелетнюю историю существования христианства лучшие умы человечества не смогли представить убедительных доказательств ни существования Бога, ни его отсутствия. Одни люди верят в это, другие - нет. Поэтому можно предположить что, единственный конструктивный путь изучения проблемы духовности человека - не конфронтация, а взаимное дополнение результатов поисков и размышлений светских ученых и богословов . Исследовав взгляды выдающихся ученых психологов, педагогов, социологов, теологов А. С. Арсеньева, В. П. Иванова, М. Вебера, В.В. Зеньковского, В.В. Знакова, Е.И. Исаева, И. А. Ильина, Д. А. Леонтьева, В.Ф. Петренко, В. А. Пономаренко, С. А. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, К. Д. Ушинского, 3. Фрейда, В. Д. Шадрикова, К. Юнга и других, полагаем, что анализ общего и особенного в определении понятия духовности с позиций светского и православного воззрений определил необходимость интегрирования в них того рационального, что может служить объектом целенаправленного педагогического влияния на воспитание ценностных отношений молодежи к реалиям современной действительности, в том числе и к военной службе в армии. Во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы подготовки молодежи призывного возраста, ее ценностных отношений к военной службе, воспитания военнослужащих, поддержания высокого уровня дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач педагогической деятельности. В последние десять лет существенно изменился социальный портрет молодежи, готовящейся стать в армейский строй. Вооруженные Силы продолжают комплектоваться за счет призывников, родители которых относятся к малообеспеченным слоям населения. Анализ качественных характеристик призывников Рязанской области показывает, что они из года в год ухудшаются. Среди молодого пополнения, по-

ступающего на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось состояние физического и психического здоровья. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретает рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. В составе пополнения, влившегося в воинские коллективы до 40 процентов нигде не работавших и нигде не учившихся молодых людей. Для сравнения в 1989 г. таких призывников было всего 10 %. На молодое поколение серьезное влияние оказывает криминогенная обстановка в стране. Если к упомянутым показателям добавить цифры, подтверждающие рост с каждым годом числа граждан призывного возраста, имевших приводы в милицию (11,5%), регулярно употреблявших спиртные напитки и пиво (79%), имевших судимость (11,0%), увеличение количества молодежи, имеющей психические расстройства (19,4%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и обмена веществ (8,5%), вирусного гепатита и ВИЧ-инфекции (4,5%), костно-мышечной системы (17,0%), то можно себе представить насколько актуальна проблема подготовки молодежи призывного возраста и формирования ценностных отношений не только к службе в армии, но к созидательной деятельности вообще в процессе дальнейшей жизни . В связи с этим полагаем, что сегодня категория духовности представляется как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, как творческая сила и источник формирования ценностей совместной жизни людей, саморазвития и стремления к идеалу. Настало время вернуться назад, обратиться к фундаментальным трудам русских ученых, изучавших сущностное состояние духовного мира и души человека, воспитание духовных и нравственных ценностей его бытия в различные исторические периоды. При этом необходимо контекстное использование светского и религиозного методологических подходов в анализе сущностных оснований личности, взаимосвязи в ней духовного, душевного и телесного. Эта задача необыкновенно сложна и требует в данном отношении глубокого осмысления. Нам следует более глубоко и более детально анализировать в данном отношении философско-педагогическую мысль светских ученых и ученых-богословов, в трудах которых рассматриваются те природные свойства, которые свойственны человеку с момента его рождения. А именно: высшие смыслы бытия - дух, духовность, душа, разум, совесть, истина, добро, красота, воля, свобода выбора своего пути движения к духовному идеалу; потребности любить и быть любимым, верить во что-либо, познавать и осмысливать окружающий мир и самого себя,

ощущать смысл жизни, общения, признания окружающими. Осмысление содержательной сущности этих феноменов определяет педагогику их воспитания и развития. Наша педагогическая деятельность по формированию у современной молодежи ценностных отношений к военной службе будет эффективной, если будет синтезировать в себе единство науки, образования, религии и культуры. Поэтому в педагогическом арсенале деятельности по формированию у современной молодежи ценностных отношений к военной службе в армии всегда должны быть наставления: почитай отца и мать твоих, люби других людей, будь добрым, не делай зла, не делай людям того, чего не желаешь себе, будь честен, будь справедлив, проявляй заботу о больных и слабых, заботься о младших, умей отвечать за свои поступки, познай самого себя, самосовершенствуйся, будь мужественным, сохраняй душевное спокойствие, невозмутимость, присутствие духа, закаляйся духовно и физически и другие5. Наличие у каждого молодого человека таких духовных ценностей и проявление их в конкретной деятельности и есть свидетельство его готовности к самореализации как личности, настоящего патриота и защитника своей семьи и Отечества. Как актуально, в связи с этим, звучат сегодня слова выдающегося русского философа И.А. Ильина «Наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности... Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно. И мы найдем его»6. Незадолго до смерти он писал, что образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации . Иван Александрович был убежден, что Россию обновит и освободит не поколение безответственных шкурников и честолюбцев, а поколение, принявшее духовность и признание, стремящееся к совершенству. Каждому человеку, желающему творить культуру, необходимо чувство благого и ответственного служения, чувство признанности и ответственности. Но, кроме того, людям творческим должно быть присуще и чувство собственного несовершенства, ибо именно оно не позволяет им мириться со всем, что происходит в себе и в мире, обязывает искать верные пути, ре-

шать новые проблемы и творить на пользу общества, оно постоянно приучает их к трудолюбию, дисциплине и вдохновению.

1 См: Стратегия духа: основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомиро-ва.// Российский военный сборник. М.: Русский путь, 2000. С. 135 - 168.

2 См: Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Категории нравственности и образованности в творческом наследии И.А. Ильина. М., 2006. С. 31 - 33.

3 См: Знаков В.В. Духовность в зеркале психологического знания и религиозной веры. // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 107 - 108.

4 См: Андреев Е.А. Социальный портрет призывников Рязанской области и их готовность к исполнению обязанностей военной службы // Сборник научных трудов. Рязань: РВАИ, 2007. № 17. С. 332 - 337.

5 См: Чернилевский Д.В. Дискуссии и обсуждения. // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 174.

6 См: Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 19931995. Т. I. С. 39.

7 См: Ильин И.А. Долой политическое доктринерство // Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993-1995. Т. II. С. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.