Научная статья на тему 'Особенности восприятия времени подростками, воспитывающимися в разных социальных условиях'

Особенности восприятия времени подростками, воспитывающимися в разных социальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1425
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутеева Елена Николаевна

Статья посвящена изучению субъективного восприятия времени подростками 13-17 лет, проживающих в семье и учреждениях закрытого типа. Для диагностики используется рисуночная методика. Проводится сравнительный анализ восприятия времени подростками по показателям: открытость времени, концепция времени, связность времени. Показано, что открытость времени, связность времени значимо ниже в группе подростков из закрытых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of time perception by adolescents brought up in the different social conditions

The article is devoted to the study of the subjective perception of time by teenagers aged 13-17 years old, living in the family and in institutions of the closed type. For diagnosis there should be used the drawing techniques. It is conducted the comparative analysis of the perception of time by the young people in terms of the openness of time, the concept of time, the image of time, the connection of time. The research shows that the openness of the time, the time connection is significantly lower in the group of teenagers from the closed institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия времени подростками, воспитывающимися в разных социальных условиях»

УДК 159.922.6

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКАМИ,

ВОСПИТЫВАЮЩИМИСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Елена Николаевна Кутеева, педагог-психолог, Лицей, г. Пенза

Аннотация

Статья посвящена изучению субъективного восприятия времени подростками 13-17 лет, проживающих в семье и учреждениях закрытого типа. Для диагностики используется рисуночная методика. Проводится сравнительный анализ восприятия времени подростками по показателям: открытость времени, концепция времени, связность времени. Показано, что открытость времени, связность времени значимо ниже в группе подростков из закрытых учреждений.

Ключевые слова: восприятие времени, психологическое время, подростковый возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p337-341

FEATURES OF TIME PERCEPTION BY ADOLESCENTS BROUGHT UP IN THE DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

Elena Nikolaevna Kuteeva, the educational psychologist, Lyceum, Penza

Annotation

The article is devoted to the study of the subjective perception of time by teenagers aged 13-17 years old, living in the family and in institutions of the closed type. For diagnosis there should be used the drawing techniques. It is conducted the comparative analysis of the perception of time by the young people in terms of the openness of time, the concept of time, the image of time, the connection of time. The research shows that the openness of the time, the time connection is significantly lower in the group of teenagers from the closed institutions.

Keywords: perception of time, psychological time, adolescence.

Проблема восприятия времени является одной из наиболее интересных и важных в теоретической и практической психологии. Особую значимость изучение субъективных характеристик восприятия прошлого, настоящего и будущего приобретает в подростковом возрасте - периоде личного, профессионального и жизненного самоопределения. Особенности субъективного восприятия собственного времени являются одной из важнейших индивидуально-личностных характеристик.

В зарубежной психологии категория психологического времени была разработана К. Левиным и рассматривалась как временная перспектива - целостность видения человеком психологического прошлого, настоящего и будущего [1]. В отечественной психологии проблема времени была рассмотрена в трудах Д.Г. Элькина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроника и др. Время - часть образа мира, имеющаяся у человека в виде устойчивой системы оценок, значений и смыслов. Чем шире временные возможности личности, тем успешнее она адаптируется к окружающей действительности [3].

Основой нашего исследования является биографический подход, согласно которому время - координата жизненного пути. Мы основываемся на положении Б.Г. Ананьева, согласно которому восприятие - непосредственно чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды. (Ананьев Б.Г., 1968). Восприятие хронологического и психологического времени - частный случай процесса восприятия. Оно субъективно, является фактором и продуктом индивидуального развития.

Подростковый возраст - важный этап становления системы временных связей, в котором восприятие и переживание времени начинает носить осознанный характер. Время переживается как нечто живое, конкретное, связанное со значимыми событиями и мотивами. Временная перспектива удлиняется, усиливается эмоциональный окрас ее частей [3, 7, 8].

Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что вне семьи развитие подростков идет по особому пути, формируются специфические черты характера, поведения и личности [6]. Условия проживания подростков в учреждениях, особенности взаимодействия с сотрудниками учреждения оказывают влияние на эмоциональную, личностную, социальную сферы. Для развития подростков большое значение имеет социальная среда учреждения. Также важным является взаимодействие подростков с персоналом учреждения: от того, насколько удается воспитанникам установить эмоциональный контакт с воспитателями учреждения, зависит проявление их социальной адаптивности [4]. Индивидуально-личностные особенности подростков из учреждений обусловлены особенностями жизненной среды, в которой они воспитывались ранее [4]. Сказанное позволяет предположить, что особенности субъективного восприятия времени у подростков зависят от условий их проживания в учреждениях и от того, в каких социальных условиях они жили ранее. Целостность временной перспективы нарушена, актуальность настоящего снижена, наиболее важным временным периодом является прошлое. В восприятии будущего преобладает оптимизм и привлекательность[4, 7].

Изучение субъективного восприятия времени рисуночной методикой дает возможность понять особенности взаимодействия подростков со временем. Это может быть полезным для практической психологии и теоретических исследований.

Цель данного исследования - изучение восприятия времени подростками, проживающими в семье и в учреждениях закрытого типа. Задача: сравнительный анализ восприятия времени у подростков из учреждений и семьи.

Мы предположили, что восприятие времени обусловлено социальной ситуацией развития: различно у подростков из семей и из учреждений.

В качестве метода исследования использована «Графическая методика изучения отношения ко времени» Ю.К. Стрелкова [5]. Она позволяет представить актуальную для субъекта идею времени, отражает скрытые и наиболее значимые для респондента особенности взаимодействия со временем. В основе методики лежит трехуровневая концепция времени Т.Н. Денисовой, согласно которой время в сознании подростков представлено как точечный, циклический или глобальный процесс. Характеристики точечного времени: ограниченность желаемой или действительной ситуацией; слабая взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, время ограничено событиями жизни испытуемого; имеет начало и конец; может иметь пустоты: выпадение прошлого, настоящего или будущего. Циклическое время характеризуется: наличием замкнутого цикла, повторяющегося без изменений; внутри цикла есть развитие от прошлого к будущему; время имеет одно направление; есть начальная точка отсчета и конечная точка развития, переходящие одна в другую; есть идея бесконечности. Характеристики глобального времени: не зависит от времени жизни конкретного субъекта или исторической эпохи; было до них и будет после них; имеет одно или несколько направлений; развивается, движется, расширяется; имеет объем.

Методика относится к рисуночным методикам. Рисунок - это автопортрет, детали которого имеют личное значение и дают информацию о развитии и проявлении психики человека, отражают развитие личностной и социальной сферы, дают возможность для изучения процессов индивидуального развития [2], в рисунке отражается самое важное для респондента. Самовыражение при помощи рисунка является более символичным и менее специфичным, чем слова. Во время рисования активизируются воспоминания, фантазия, снижается уровень психологической защиты [5]; испытуемые защищены от

непосредственной конфронтации с эмоционально нагруженной информацией, что вызывает у них меньшее беспокойство [3].

Испытуемым была предъявлена инструкция: «Нарисуйте время, как вы его себе представляете. Затем разделите рисунок на прошлое, настоящее и будущее». Параметры методики:

1) открытость времени, изучается по величине рисунка;

2) наличие цвета: монохромные и цветные. Цветной рисунок свидетельствует о восприятии времени большим, объемным, сложным;

3) связность времени - последовательность хронологического времени. Время считается связным, если рисунок разделен на темпоральные периоды последовательно (прошлое, настоящее и будущее). Время в восприятии человека несвязно, если темпоральные периоды расположены не по порядку, либо, если отсутствует один или несколько из них;

4) тип восприятия времени (точечное, циклическое, глобальное). Уровень точечного времени представлен рисунками, отображающими чрезмерно эгоцентрическое восприятие времени с несвязанными, как правило, между собой прошлым, настоящим и будущим.

Уровень циклического времени представлен изображениями определенного цикла развития растений, цикла человеческой жизни, а также изображениями круга, часов, изображениями фигур наподобие восьмерки. Уровень глобального времени чаще всего представлен в рисунках изображениями спирали, стрелы в центре спирали, изображениями космоса.

В исследовании приняли участие 336 подростков в возрасте 13-17 лет: 150 подростков из учреждений, 186 - из семей.

В группе подростков из учреждений 69% подростков 13-14 лет и 64% подростков 15-17 лет воспринимают время как точечный процесс (табл.1). Подростки недостаточно опираются на прошлый опыт, слабы в планировании, зависимы от определенных моментов своей жизни. Их время разорвано, состоит из хронологических интервалов без их взаимосвязи. 31% средних и 33% старших подростков из учреждений воспринимают время как циклический процесс. Они в ограниченных пределах опираются на прошлый опыт и планируют будущее. 0% средних и 3% старших подростков воспринимают время глобальным.

Таблица 1

Концепции времени подростков из учреждений и семьи,%_

Показатель 13-14 уч. 13-14 сем. 15-17 уч. 15-17сем.

Точечное 69 63 64 45

Циклическое 31 37 33 43

Глобальное 0 0 3 12

Обозначения: здесь и далее уч. - Учреждение; сем. - Семья.

В группах подростков из семей 63%средних и 45% старших подростков воспринимают время точечным процессом. 37% средних и 43% старших подростков воспринимают время циклическим процессом: они способны планировать будущее, опираясь на прошлый опыт. Концепция глобального времени представлена у 0% средних и 12% старших подростков из семей: они воспринимают время ярким, многогранным, процессом, способны планировать будущее с учетом настоящего.

Сравнительный анализ групп подростков из учреждений и семей выявил различия в концепции времени подростками: подростки из учреждений чаще, чем подростки из семей воспринимают время точечным процессом.

В группе подростков из учреждений у 14% средних и 30% старших подростков рисунки большие (20*20 см, занимают весь лист или % листа) (таблица 2), что свидетельствует об их открытости времени.

Однако, сравнительный анализ показывает, что подростки из семей более открыты

времени, чем их сверстники из учреждений (таблица 2).

Таблица 2

_Размер рисунков в группах подростков, %_

Показатель 13-14 уч. 13-14 сем 15-17 уч. 15-17 сем.

Большой 14 25 30 42

Средний 60 64 49 50

Маленький 26 11 21 8

Подростки из учреждений и семей воспринимают время большим, крупномасштабным, ярким, сложным (об этом говорит количество цветных рисунков в группах испытуемых) (таблица 3).

Таблица 3

Восприятие времени подростками: распределение (%) респондентов в зависимости

от количеств цветов и связности прошлого, настоящего и будущего

Показатель 13-14, уч. 13-14, сем. 15-17, уч. 15-17, сем.

Количество цветов монохромный 41 37 50 42

цветной 59 63 50 58

Есть все темпоральные периоды 47 88 55 93

Связность времени правильная последовательность периодов времени 17 60 28 83

нарушенная последовательность периодов 26 28 27 10

отсутствует 1 временной период 11 7 29 6

отсутствует 2 временных периода 9 5 16 2

Устремленность в прошлое 6 1 9 0

Устремленность в настоящее 1 3 3 0

Устремленность в будущее 3 1 5 2

В группе средних подростков из учреждений в рисунках 47% респондентов изображены все темпоральные периоды. При этом количество рисунков с правильной последовательностью хронологических периодов составляет 17%, с нарушенной последовательностью- 26%. На рисунках 11% респондентов отсутствует один период времени. На рисунках 9% подростков отсутствует два временных периода. При этом 6% подростков устремлены в прошлое (на рисунках только прошлое), 1% - в настоящее, 3% - устремлены в будущее. Таким образом, наиболее важным периодом для многих подростков данной группы является прошлое. В группе старших подростков из учреждений на рисунках 55% респондентов изображены все темпоральные периоды, при этом количество рисунков с правильной последовательностью временных периодов составляет 28%. На 27% рисунков правильная последовательность нарушена. На рисунках 29% респондентов изображены два временных периода, на рисунках 16% респондентов - один период времени. 9% респондентов устремлены в прошлое, 3% - в настоящее, 6% -в будущее.

В группе 13-14 лет из семей на 88% рисунков изображены все временные периоды: в правильной последовательности на 60% рисунков, в неправильной последовательности - на 28% рисунков. В 7% рисунков отсутствует один временной период, в 5% рисунков - два периода. 1% подростков устремлен в прошлое, 3% в настоящее и 1% в будущее. В группе 15-17 лет из семей на рисунках 93% подростков изображены все периоды времени: на рис.83% респондентов в правильной последовательности, на 10% - в неправильной. На рисунках 6% подростков отсутствует один период, на рисунках 2% подростков - два периода времени. 2% подростков устремлен в будущее. Сравнительный анализ групп подростков из семьи показал, что подростки 15-17 лет чаще воспринимают время связным процессом, в котором прошлое сменяется настоящим, а настоящее - будущим.

Сравнительный анализ групп подростков из учреждений и семей показал: подростки из учреждений реже воспринимают время связным процессом, чаще имеют выпадения периодов времени. Они чаще, чем их сверстники из семей устремлены в прошлое.

Таким образом, между группами подростков из учреждений и семей выявлены различия в восприятии времени: концепции времени, открытости ему и связности времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. Личностная организация времени жизни / К.А. Абульханова-Славская // Мир психологии. - 2011. - № 3 (67). - С. 93-104.

2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М. : Когито-центр, 2006. -

336 с.

3. Денисова, Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология / Т.Н. Денисова ; Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда : [б.и.], 2008. - 162 с.

4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. - Прага : Авиценум, 1984. - 334 с.

5. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко [и др.] ; под ред. Ю.К. Стрелкова. -М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

6. Прихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 5-12.

7. Толстых, Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез : монография / Н.Н. Толстых. -Смоленск, Москва : Универсум, 2010. - 312 с.

8. Michel, F. Concept of time in the perception of children and adolescents / F. Michel, F. Harb, M. Hidalgo // Trends psychiatry psychotherapy. - 2012. - Vol. 34 (1). - P. 38-41.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (2011), "Personal time life", World of psychology, No. 3 (67), pp. 93-104.

2. Ed. Kopytin, A.I. (2006), Art therapy - new horizons, Kogito-Centr, Moscow.

3. Denisova, T.N. (2008), The time in the world of human rights: norm and pathology, Vologda.

4. Langeymer, J. and Mateychik, Z. (1984), Psychical deprivation in childhood, publishing house "Avicenum", Prague.

5. Ed. Strelkov, Yu.K. (2003), Question on engineering psychology and ergonomics, Publishing center "Academy", Moscow.

6. Prikhozhan, A.M. and Tolstykh, N.N. (2009), "Features of development of personality of children brought up in conditions of maternal deprivation", Psychological science and education, No. 3, pp. 5-12.

7. Tolstykh, N.N. (2010), Chronotype: culture and ontogenesis. Monograph, Universum, Smolensk-Moscow.

8. Michel, F., Harb, F. and Hidalgo, M. (2012), "The concept of time in the perception of children and adolescents", Trends psychiatry psychotherapy, Vol.34 (1), pp. 38-41.

Контактная информация: elenae806@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.04.2016

УДК 157.973

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Асоль Николаевна Малахова, аспирант, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова,

Санкт-Петербург

Аннотация

В исследовании изучались особенности эмоционально-личностной, когнитивной и поведенческих компонентов невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отстало-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.