Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ШКОЛЬНИКОВ 11-15 ЛЕТ С НОЗОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ШКОЛЬНИКОВ 11-15 ЛЕТ С НОЗОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
дифференциация / нозологии / физическая культура / физические нагрузки / школьники / здоровье / differentiation / nosologies / physical education / physica l activity / students / health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бублей Т.А.

В данной статье рассмотрены особенности дифференциации физических нагрузок школьников 11-15 лет с нозологиями на уроках физической культуры. Изложены материалы собственных исследований по состоянию здоровья детей, определены их морфофункциональные, соматотипологические показатели, уровень физического здоровья по методике Апанасенка. Описаны результаты анкетирования учащихся с целью определения мотивационного состояния к занятиям и экспертного опроса учителей по вопросам организации уроков по физической культуре. Обоснована эффективность применения дифференцированного обучения физических упражнений школьников с нозологиями как действенный способ сохранения их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бублей Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DIFFERENTIAL PHYSICAL ACTIVITIES FOR PUPILS AGED 11-15 WITH NOSOLOGIES AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION

This article describes the features of differentiation of physical activity students 11-15 years nosologies at physical training lessons. Set out materials on their own research of the health of children identified by their morphological and functional, somatotypological indicators, the level of physical fitness by Apanasenko procedure. The results of the survey of students to determine the motivational state of their studies and expert survey of teachers on the organization of the lessons of physical culture. The efficiency of use of the differentiated training exercise with students nosologies as an effective way to preserve their health.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ШКОЛЬНИКОВ 11-15 ЛЕТ С НОЗОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Бублей Т.А.

преподаватель Национального педагогического университета

имени М.П. Драгоманова

ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ШКОЛЬНИКОВ 11-15 ЛЕТ С НОЗОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

PECULIARITIES OF DIFFERENTIAL PHYSICAL ACTIVITIES FOR PUPILS AGED 11-15 WITH NOSOLOGIES AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION

Bubley T., teacher at the National Pedagogical Dragomanov University

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности дифференциации физических нагрузок школьников 11-15 лет с нозологиями на уроках физической культуры. Изложены материалы собственных исследований по состоянию здоровья детей, определены их морфофункциональные, соматотипологические показатели, уровень физического здоровья по методике Апанасенка. Описаны результаты анкетирования учащихся с целью определения мотивационного состояния к занятиям и экспертного опроса учителей по вопросам организации уроков по физической культуре. Обоснована эффективность применения дифференцированного обучения физических упражнений школьников с нозологиями как действенный способ сохранения их здоровья.

ABSTRACT

This article describes the features of differentiation of physical activity students 11-15 years nosologies at physical training lessons. Set out materials on their own research of the health of children identified by their morphological and functional, somatotypological indicators, the level of physical fitness by Apanasenko procedure. The results of the survey of students to determine the motivational state of their studies and expert survey of teachers on the organization of the lessons of physical culture. The efficiency of use of the differentiated training exercise with students nosologies as an effective way to preserve their health.

Ключевые слова: дифференциация, нозологии, физическая культура, физические нагрузки, школьники, здоровье.

Keywords: differentiation, nosologies, physical education, physica l activity, students, health.

По данным ВОЗ состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящегося в процессе развития, в большей степени подвергается воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

Глобальные экологические проблемы, экономические и общественно-культурные проблемы, безразличное отношение к физической культуре и спорту лишают человека самого ценного - здоровья. Хотя наше государство уделяет большое внимание физическому воспитанию нации. Как свидетельство этого внимания, принятая 12 сентября 1998 Целевая комплексная программа «Физическое воспитание-здоровье нации». Она предусматривает конкретные меры по внедрению физической культуры в повседневную жизнь и быт населения Украины, как средства улучшения и укрепления здоровья. Однако, статистика состояния здоровья школьников, в частности, подросткового возраста сегодня достаточно неутешительная.

По данным Министерства здравоохранения в 50% школьников наблюдаются функциональные нарушения различных систем организма, а в 42% -различные хронические заболевания. В первый класс вступают лишь 27% здоровых детей. Остается высокий уровень общей заболеваемости детей, который за последние годы вырос более чем на 20%. Этому способствуют рост и распространение

гиподинамии, резкое ухудшение экологии, увеличение стрессовых ситуаций, низкий уровень медицинской помощи, осложнения учебных программ, недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов по данной проблеме. Наибольший процент занимают болезни сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и иммунной систем, а также нарушения функции опорно-двигательного аппарата. Все это приводит к снижению активной жизнедеятельности человека, сокращение продолжительности жизни и вызывает беспокойство за будущее нации.

Заболеваемость детей, не занимающихся физическими упражнениями на 24% выше, чем у детей, которые регулярно посещают занятия по физической культуре. У детей четко прослеживаются неблагоприятные тенденции параметров физического развития: снижение темпов роста, дефицит морфологических и отставание функциональных показателей от возрастных норм, повышение уровня общей заболеваемости и т.д. [3, с 52].

По данным Украинского института социальных исследований среди подростков здоровыми можно считать лишь 20%. Кроме того, уже в начальной школе каждый 3-4 ребенок имеет различные отклонения в состоянии здоровья, а в основной школе этот показатель значительно возрастает и только 25% выпускников общеобразовательных учебных заведений можно отнести к разряду здоровых людей [2, с. 32].

Итак, на сегодняшний день проблема состояния здоровья школьников 11 -15 лет с нозологиями

является весьма актуальной и требует повышенного внимания со стороны специалистов, ученых данной сферы и поиска новых методик для решения этого вопроса.

Цель исследования - провести анализ литературных источников и статистических данных по заболеваниям учеников 11-15 лет, определить особенности дифференциации физических нагрузок школьников с нозологиями на уроках физической культуры.

Методы исследования - анализ литературных источников, анкетирование, экспертный опрос, морфофизиологические измерения и функциональные пробы для определения показателей физического состояния, соматоскопия для визуальной оценки соматотипологических статуса.

На современном этапе развития украинского общества большое значение приобретает поиск новых путей позитивного влияния на улучшение физического развития школьников 11 -15 лет, особенно, нозологиям и формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью.

В последнее время в связи с увеличением умственной деятельности, активизацией творческой работы уровень здоровья детей резко ухудшается, поэтому, сегодня, остро встал вопрос о внедрении в повседневную жизнь учащихся физической культуры. Научными деятелями давно доказано, что систематическое выполнение физических упражнений способствует эффективному восстановлению не только физических, нервно-психических возможностей организма, но и повышает умственную работоспособность, способствует улучшению успеваемости школьников [1, с. 45].

Реальности сегодняшнего дня указывают на то, что длительное время наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья населения Украины. По данным государственных учреждений и различных ученых, в настоящее время каждый пятый ребенок рождается с отклонениями в состоянии здоровья; у 90% школьников диагностируют различные заболевания. Существенно возросло количество нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Резко «молодеют» хронические болезни сердца, гипертония, неврозы, осте-опороз, артрит, ожирение и т.д. [3, с. 68 ].

С целью изучения современного состояния проблемы исследования и определения особенностей дифференциации физических нагрузок школьников с нозологиями было проведено экспертный опрос и анкетирование. Среди учеников 11 -15 лет с отклонениями в состоянии здоровья было проведено анкетирование с целью определения соответствия содержания уроков физической культуры интересам, потребностям и возможностям школьников, а также изучение мотивации подростков к двигательной активности. Анкетирование проводилось в школах Винницкой, Черниговской, Сумской, Полтавской, Львовской областей и школах г.. Киев общим количеством 217 человек. Для этого были разработаны соответствующие анкеты, которые содержали 14 вопросов для учеников и 11 вопросов для учителей физической культуры.

Результаты исследования позволили получить информацию о мотивационном состоянии школьников, физкультурно -спортивных интересов, выявления и анализа причинно-следственной связи между субъективной оценкой содержания уроков физической культуры и успешностью обучения физических упражнений.

Нами также был проведен экспертный опрос среди учителей физической культуры, целью которого было обобщение опыта практической работы по физическому воспитанию учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, изучение наличия знаний, методических умений и практических навыков обучения физическим упражнениям учащихся с но-зологиями, определение особенностей организации и методики преподавания предмета «Физическая культура» для учащихся с ослабленным здоровьем. В опросе приняли участие 22 респондента из 10 средних общеобразовательных учебных заведений.

Обработав данные с помощью методов математической статистики, мы получили следующие результаты: мотивация детей к занятиям физическими упражнениями в 5 классе составила 35,2% у мальчиков и 39% у девочек; в 6 классе - 48,3% у девушек и 49% у мужчин; в 7 классе - 60% мальчики и 40% девочки; в 8 классе наблюдается ухудшение показателей как у мальчиков так и у девочек 28, 6% и 30,2% соответственно; в 9 классе только 25% девочек проявляют интерес к занятиям физической культурой и 27,5% мужчин.

Кроме того, анализ полученных данных показал, что большинство школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья (76%) не заинтересованы в содержании уроков по физической культуре и лишь 23% учащихся имеют спортивно -физкультурные интересы: занимаются самостоятельно, выполняют домашние задания, посещают спортивные кружки.

По результатам экспертного опроса можно утверждать, что большинство учителей физической культуры (85%) имеют соответствующие методические знания и практический опыт в работе с учащимися, имеющими нозологические проявления. Однако почти (90%) опрошенных отмечают несоответствие условий для занятий с детьми, имеющие заболевания, и недостаточно новейших программ разработанных для занятий физической культурой не только с учетом нозологий, но и индивидуальных, морфофизиологических и психосоматотипо-логичних показателей.

В ходе исследования нами было определено факторы, которые влияют на успешность процесса обучения физических упражнений школьников, имеющих нозологические проявления: показатели физического здоровья - проводилась методика Апа-насенко. Анализ результатов измерения морфо-функциональных показателей учащихся в 5-9 классах с нозологиями подтверждает общую проблему неудовлетворительного состояния их физического здоровья.

Данный факт, по нашему мнению, вызван, несовершенством программы по физической культуре для школьников с нозологиями, которая бы

учитывала дифференциацию физических упражнений не только за болезнями, но и с учетом сомато-типологических, морфофункциональных и психофизиологических особенностей учащихся 5-9 классов.

Уровень физического здоровья и успешность физической деятельности школьников в основном зависит от индивидуальных способностей, определяются психофизиологическими показателями развития организма [4]. Психофизиологические характеристики организма школьников 11-15 лет с отклонениями в состоянии здоровья обусловлены свойствами нервных процессов, особенностями развития психики, моторики и сенсорных систем. Нами было проведено диагностику психофизиологических особенностей развития организма школьников-подростков с нозологиями, которые условно можно разделить на следующие группы:

• моторные психомоторные показатели (сила кисти, теппинг-тест, ощущение силовых параметров движений - точность воспроизведения половины и четверти собственных мышечных усилий, ощущение временных параметров движений - точность воспроизведения длинных (10 с) отрезков времени, ощущение пространственных параметров движений;

• скорость сенсомоторных реакций - реакция на движущийся объект; особенности нервно-психических процессов психическая устойчивость, характеристики внимания - объем, распределение, переключение, свойства памяти - уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Кроме определения показателей соматического здоровья и психофизиологических характеристик в ходе эксперимента нами было проведено компьютерное тестирование для определения нозо-логий у детей. На основе данного тестирования сделано анализ и дифференциацию изучаемых по болезням, что необходимо учитывать при дифференциации физических нагрузок на уроках физической культуры.

В результате мы получили следующие данные: заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиотическая осанка, нарушение осанки) - 67,2%, желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит, панкреатит, холецистит) - 21,2%, болезни дыхательной системы (бронхит, гайморит, бронхиальная астма) - 5,1%, заболевания сердечно -сосудистой системы (аритмия, врожденный порок сердца) - 3,2% и нервной системы (гипертония, гипотония ВСД).

Таким образом, сравнительный анализ особенностей соматического здоровья, психофизиологического развития организма школьников 11 -15 лет с отклонениями в состоянии здоровья и норм аналогичных показателей для здоровых детей позволил получить информацию о преимуществах и недостатках физического, психического здоровья детей-подростков.

Так, что касается моторных, психомоторных и сенсомоторных показателей, то скорость зрительно-двигательных реакций, способности к точ-

_25

ному воспроизведению специализированных параметров движений (пространства, времени и мышечных усилий) имеют недостаточный уровень развития. По развитию психических, то недостатки имеют свойства внимания, в частности ее объем, распределение и переключение.

Именно поэтому особое место при реализации задач физического воспитания занимает работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Они отличаются низкими показателями сопротивляемости организма, чаще заболеваниями, длительным течением болезни, низкий уровень физической подготовленности.

Неопределенность самой системы организации уроков физической культуры учащихся с отклонениями в состоянии здоровья вызывает определенное беспокойство. Подходы, практикуемые в этой системе, в частности, проведение совместных занятий со здоровыми детьми под руководством одного учителя, занятия учащихся с нозологиями на общих уроках или вообще, освобождение их от занятий физическим упражнениями оказываются необоснованными и неэффективными.

Поскольку таким детям можно и нужно заниматься двигательными действиями и выполнять оптимальные для них физические нагрузки, ведь научные исследования доказывают положительное влияние активной деятельности на состояние здоровья детей. Кроме того, совместные занятия под руководством одного учителя не принесут желаемого результата, потому что он вынужден будет распределять свое внимание на большое количество детей [4, с. 20].

Одной из эффективных методик является использование дифференциации физических нагрузок на уроках физической культуры. О эго важности и значении указывали в своих работах известные педагоги и ученые такие как: Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский. Существенный вклад в развитие данной проблемы сделали: И.М. Чередовать, Е.С. Рабунскому, И.Е.Унт, С.У. Гончаренко, А.И. Бугаев, М.И. Бурда и др. Также в последние годы проблеме дифференциации нагрузок уделяют все большее внимание представители отрасли физического воспитания (В. Арефьев, В. Кротов, О. Сугоняко, А. А. Безкопильний, А. В. Кузьмин А. В. Фурман) . Как компонент управления обучения, во время которого ученики делятся на группы по общим психическими особенностями, дифференцированный подход рассматривается в трудах В.В. Веселовой, Т.И. Дейниченко, Т.Ю. Круцевич, О.В. Скалий. О влиянии дифференцированного подхода на развитие физических качеств указывали в своих исследованиях Н.А. Огановська, А.В. Цьось и др. [1, с. 15]

Необходимость дифференциации физических нагрузок с учетом нозологического разделения на группы обусловлено тем, что каждое заболевание имеет свои особенности и непосредственно влияет на подбор содержания физических упражнений, методов, средств и форм обучения физических упражнений. Поэтому разработка и внедрение методики дифференцированного обучения на уроках

физической культуры школьников 11-15 лет с нозо-логиями является одним из эффективных путей решения данной проблемы.

Анализ литературных источников и научных трудов отечественных и зарубежных ученых показал, что дифференциация физических нагрузок у школьников 11 -15 лет с нозологиями на уроках физической культуры требует дальнейшего совершенствования, а необходимость повышения оздоровительной направленности содержания занятий и рационального дозирования физических нагрузок требует дифференциации не только по медицинским показателям, но и по индивидуально-типологическими особенностями морфофункциональных показателей школьников одного возраста и пола. Кроме того, результаты исследования указывают, что показатели физического здоровья детей достаточно низкие. Поэтому научного обоснования и совершенствования требует разработка учебной программы по предмету «Физическая культура» для учащихся 5-9 классов с отклонениями в состоянии здоровья, в основе которой является учет мировых концепций здоровья, современных аспектов повышения психофизических кондиций подростков, а

также формирование основ здорового образа жизни.

Список литература

1. Арефьев В .Г. Основы теории и методики физического воспитания / В.Г. Арефьев // Учебник. -Каменец-Подольский ЧП Буйницкий А.А., 2011. -С. 368.

2. Дудина А.А. Ситуационный анализ состояния охраны здоровья детей и подростков в Украине / А.А. Дудина // Вестник социальной гигиены и организации здравоохранения Украины, 2007. - №4. -С. 32-38.

3. Иванова Л.И., Сущенко Л.П. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: теория и методика: [учеб. пособие] / Л.И. Иванова, Л.П. Сущенко. - М .: ООО «Козари», 2012. - С. 214.

4. Омельченко Т.К. Коррекция к нозологических этапов организма детей младшего школьного возраста в процессе физкультурно-оздоровительных занятий: Автореф. дис .. канд. наук по физическому. вых. и спорта / Т.Г. Омельченко. - 2013. - С. 20.

Гвоздш С.П.

Одеський нацюнальний унгверситет 1мет 1.1. Мечникова, зав1дувач кафедри медичних знань

та безпеки життедгяльностг, к.пед.н., доцент

ПЕДАГОГ1ЧН1 УМОВИ ФОРМУВАННЯ КУЛЬТУРИ БЕЗПЕЧНО1 ЖИТТСД1ЯЛЬНОСТ1 МАЙБУТН1Х ФАХ1ВЦ1В СОЦ1ОНОМ1ЧНИХ СПЕЦ1АЛЬНОСТЕЙ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SAFE LIFE AND ACTIVITY CULTURE OF THE FUTURE SOCIONOMIC PROFESSIONS EXPERTS

Gvozdii S., candidate of Pedagogical Sciences, PhD, Associate Professor, Head of the Department of Medical Knowledge and Safety of Life and Activity of Odessa I. I. Mechnikov National University

АННОТАЦ1Я

Автором обгрунтовуються педагопчш умови формування культури безпечно! життeдiяльносri май-бутшх фах1вщв соцiономiчних спещальностей. Подано визначення «педагопчш умови», шд якими ро-зумieться необхщний i достатнш комплекс об'ективних обставин освинього процесу у вищих навчальних закладах, ввд яких залежить ефектившсть падготовки до безпеки життя i професшно! дiяльностi та формування культури безпечно! житгeдiяльностi майбутнього фахiвця соцiономiчних спецiальностей. Для формування культури безпечно! житгeдiяльностi таких фахiвцiв визначеш педагогiчнi умови: представления ще! безпечно! житгeдiяльностi як наскрiзно! лшп у структуруваннi змiсту дисциплiн з безпеки; прагматична орieнтацiя змюту й навчально! дiяльностi студента; практична перевiрки та використання у влас-ному досвщ засвоено! iнформацi! тд час навчально-виховного процесу дисциплiн про безпеку людини.

ABSTRACT

The author substantiates pedagogical conditions of formation of culture of safe life and activity of the future socionomic specialties experts. It is proposed the definition of "pedagogical conditions". They are understood as a necessary and sufficient set of objective circumstances of the educational process in higher educational institutions, which determine the effectiveness of training to safe life and professional activity, and build a culture of safe life and activity of the future socionomic specialties expert. To build a culture of safe life and activity such professionals determined pedagogical conditions: the idea of representation as a safe life through the line in structuring the content of the safety disciplines; pragmatic orientation of content and learning activities of the student; practical testing and use in their own experience assimilated information during the educational process of the disciplines of human safety.

Ключовi слова: культура безпечно! життед!яльносп, соцiономiчнi спещальносп, педагопчш умови.

Keywords: culture of safe life and activity, socionomic specialties, pedagogical conditions.

Питання безпеки i захисту особистосп, колек- носп та в рiзних надзвичайних ситуащях природ-тиву, сощуму у повсякденш, щд час трудово! дiяль- ного, техногенного, сощально-полиичного, воен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.