Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА.'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
eSports / physiological foundations / training / society / player / intellectual sports. / киберспорт / физиологические основы / тренировка / общество / игрок / интелектуальный спорт.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демеуов Ахан Калыбаевич, Алтаева Гульноза Нурсеитовна, Раимбекова Гульназ Султановна

Сегодняшний день компьютерные игры широко используются и становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества. Цель исследования оценка показателей физиологических состоя-ний организма киберспорту в процессе тренировки в соревновании. Так, работа по анализу физиологи-ческого состояния спортсменов киберспорта и созданию методик подготовки к конкурсам позволит улучшить статус киберспорту в обществе, а также повысить его популярность. Мы особенно рассчитываем на работу с другими методологиями и более продвинутыми инструментами анализа. Также было бы интересно выяснить, насколько тренировки изучаемых здесь игроков отличаются от тренировок киберспортсменов-любителей и казуальных игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демеуов Ахан Калыбаевич, Алтаева Гульноза Нурсеитовна, Раимбекова Гульназ Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ASSESSMENT OF INDICATORS OF PHYSIOLOGICAL CONDITIONS OF THE BODY OF INTELLECTUAL SPORTS ATHLETES.

Today, computer games are widely used and become a powerful tool for the development of human socie-ty. The purpose of the study is to assess the indicators of the physiological states of the eSports body during training in competition. Thus, work on analyzing the physiological state of e-sports athletes and creating methods for preparing for competitions will improve the status of e-sports in society, as well as increase its popularity. We especially look forward to working with other methodologies and more advanced analysis tools. It would also be interesting to find out how the training of the players studied here differs from the training of amateur eSports athletes and casual players.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА.»

38

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / <«g@IL[L®@U[]UM~J®UTMa[L» ®2WI)), 2024

physical education and sports

УДК 7.5527

Демеуов Ахан Калыбаевич, Алтаева Гульноза Нурсеитовна, Раимбекова Гульназ Султановна, Южно-Казахстанский университет имени МАуэзова.

г.Шымкент, Казахстан DOI: 10.24412/2520-6990-2024-2195-38-40 ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА.

Demeuov Ahan Kalybaevich, Altaeva Gulnoza Nurseitovna, Raimbekova Gulnaz Sultanovna

South Kazakhstan University named after M. Auezov.

Shymkent, Kazakhstan

STUDY OF ASSESSMENT OF INDICATORS OF PHYSIOLOGICAL CONDITIONS OF THE BODY

OF INTELLECTUAL SPORTS ATHLETES.

Аннотация.

Сегодняшний день компьютерные игры широко используются и становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества. Цель исследования - оценка показателей физиологических состояний организма киберспорту в процессе тренировки в соревновани и. Так, работа по анализу физиологического состояния спортсменов киберспорта и созданию методик подготовки к конкурсам позволит улучшить статус киберспорту в обществе, а также повысить его популярность.

Мы особенно рассчитываем на работу с другими методологиями и более продвинутыми инструментами анализа. Также было бы интересно выяснить, насколько тренировки изучаемых здесь игроков отличаются от тренировок киберспортсменов-любителей и казуальных игроков.

Abstract.

Today, computer games are widely used and become a powerful tool for the development of human society. The purpose of the study is to assess the indicators of the physiological states of the eSports body during training in competition. Thus, work on analyzing the physiological state of e-sports athletes and creating methods for preparingfor competitions will improve the status of e-sports in society, as well as increase its popularity.

We especially look forward to working with other methodologies and more advanced analysis tools. It would also be interesting to find out how the training of the players studied here differs from the training of amateur eSports athletes and casual players.

Keywords: eSports, physiologicalfoundations, training, society, player, intellectual sports. Ключевые слова: киберспорт, физиологические основы, тренировка, общество, игрок, интелектуальный спорт.

Сегодня главной теорией общественного развития является постиндустриальная теория информационного общества.

Особое значение дал Глава государства Ка-сым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана: Новая тенденция набирает обороты на фоне появления множества новых профессий, автоматизации и цифровизации большинства процессов. В таких реалиях личную конкурентоспособность можно обеспечить только неоднократной переквалификацией, освоением новых профессий.

Социальная трансформация охватывает основные сферы жизнедеятельности человека и порождает тенденцию к переосмыслению педагогических технологий.

Сегодня компьютерные игры широко используются и становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества. В настоящее время

накоплен определенный объем данных, характеризующих влияние компьютерных игр на психофизиологические особенности игроков (И. В. Стрельникова с соавт., 2014). Таким образом, работа над анализом физиологического состояния спортсменов интеллектуального вида спорта и созданием методов их подготовки к соревнованиям повышает статус киберспорта в обществе и способствует его популяризации.

Компьютерный спорт-один из наиболее активно развивающихся видов спорта. Можно сказать, что киберспорт поднялся на один уровень с такими дисциплинами, как футбол, баскетбол или хоккей, с которыми многие знакомы.

Для сравнения можно привести данные киберспорта в Казахстане: в республике Казахстан этот вид игр активное развитие получил в середине 2000-х А в 2018 году он был признан официальным

«шиитеимм-лэишаи» ®2Ю5)), 2024 / PHYSICAL education and sports

видом спорта. В январе 2019 года сообщалось, что в Казахстане будет создана киберспортивная академия для молодежи, а уже в январе 2020 три казах-станца попали в ТОП-30 самых популярных кибер-спортсменов СНГ.

Сегодня в Казахстане проводятся турниры по 15 кибердисциплинам. За 7 месяцев этого года в Республике прошло 129 состязаний, включая первый национальный Кубок страны.

Специфика интеллектуального вида спорта заключается в участии людей с ограниченными возможностями на соревнованиях, без ограничений.

Социальная сеть снижает физиологические ограничения и позволяет спортсменам интеллекту -ального вида спорта соревноваться с игроками из других мегаполисов или стран. Эти возможности еще и объединяются с развитием технологий и доступностью для каждого пользователя социальной сети.

Турниры которые спланируют в наши времена по сетевым играм ничем не различаются от крупнейших футбольных и хоккейных матчей. Огромные игорные площадки во всех крупнейших мегаполисах мира строятся преднамеренно для кибер-спортивных соревнований- они те же спорткомплексы.

И так можем сказать, что киберспорт быстро набирает востребованность, регулярно растут спонсорские инвестфонды и, безусловно, растет конкурентность в киберспорте. Казахстанские спортсмены по киберспортивным дисциплинам в основном различаются неустойчивостью своих выступлений и они не имеют достаточной высокообразованной спортивной активности.

Сейчас как, например, зарубежные коллективы уже которое время демонстрируют превосходные показатели в таком молодом виде интеллектуального спорта. Впрочем, желание достичь высочайших спортивных показателей принуждает спортсменов все больше и больше тренироваться, и проводить за компьютером чрезмерно много времени. Малоактивный режим жизни негативно влияет на самочувствие киберспортсмена - специалиста. Оптимизация режима труда и отдыха высококвалифицированных киберспортсменов является актуальной проблемой для профессионалов, функционирующих в сфере физиологии спорта. Интеллектуальному спорту свойственна низкая двигательная активность спортсменов во время игры и значимое преимущество над соперниками добивается как правило пародированием противника за счет скорости и гибкости умственного механизма. Основываясь из этой оценки, в данной работе мы характеризуем киберспорт к пятой группе видов спорта по Л. П. Матвееву.

Помимо гибкости умственного механизма, в большое количество дисциплин сетевого интеллектуального спорта от спортсменов порой понадобится высокая скорость восприимчивости в большинстве случаев игры, а также возможность как можно быстрее проанализировать создавшуюся игорную обстановку и принять достаточно адекватное решение относительно последующих действий

39

в короткие дедлайны. Как и каждый вид спорта, в киберспорте также необходимо формирование систематизированного метода к подготовке игроков для результативного выступления на турнирах Казахстан стал одним из стран, который признал киберспорт в качестве спортивной дисциплины (2018).

В данной исследовании мы изучили динамику физиологические особенности организма спортсменов киберспорта в тренировочном процессе (во время игровой тренировки). Это поможет выяснить эффективное и желательное психофизиологическое состояние для выступлений на турнирах Итоги научной работы разрешат углубить знания кибер-спортсменов, тренеров и педагогов для оптимальной спецподготовки к выступлениям на турнирах

Объектом исследования являются лица мужского пола от 21 до 23 лет, которые проводят соревнования по компьютерному спорту.

Предметом исследования является физиологические показатели тела испытуемых в процессе состязания.

Целью исследования является оценка показателей физиологических состояний организма ки-берспорту в процессе тренировки в соревновании. Так, работа по анализу физиологического состояния спортсменов киберспорта и созданию методик подготовки к конкурсам позволит улучшить статус киберспорту в обществе, а также повысить его популярность.

В ходе исследования были изучены такие физиологические показатели, как скорость сердечного сокращения, давление артерий, пульса, определялись время простых и сложных зрительно-моторных реакций и время реакций на движущиеся объекты.

В своем исследовании мы использовали относительно простые методики, которые не требуют применения сложных аппаратов, для исследования физиологических показателей испытуемых двух групп.

В дальнейшем мы исследуем тренировочные процедуры профессиональных киберспортсменов и игроков высокого уровня с дополнительным акцентом на их физические упражнения.

Независимо от этих ограничений, наши результаты должны послужить достойной основой для будущих исследований. Мы особенно рассчитываем на работу с другими методологиями и более продвинутыми инструментами анализа. Также было бы интересно выяснить, насколько тренировки изучаемых здесь игроков отличаются от тренировок киберспортсменов-любителей и казуальных игроков. Сравнительные исследования, касающиеся тренировок в киберспорте, автоспорте, стрелковом спорте, шахматах и других видах деятельности с одинаковыми соревновательными требованиями, вероятно, дали бы интересные результаты.

Список использованных литератур:

1. Агрести А. (2002). Categorical data analysis, New York, NY: Wiley. Cochran, W. G. (1954). Some

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / «Ш[[Ш@У[]УМ=^@У1Ша1» 2024

40_

methods for strengthening the common x 2 tests. Biometrics, 10(4), 417-451.

2. Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Беркутова ИЮ. (2016), "The influence of exercises performed with the use of training devices on the formation of vertical stability of disabled children", Bulletin of Sports Science, No. 4, pp. 44-50.

3. Иленко О.В. Левченко Т.С. (2019), "Psychological and pedagogical support of children with intellectual disabilities", University science, No. 2 (8), pp. 163-166.

4. Максимова С.Ю., Губарева Д.С. (2020), "Possibilities of motor rehabilitation of children with Down syndrome by means of musical and motor training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 213-217.

5. Микитюк И.В. (2021), "Psychological and pedagogical approaches to the development and education of preschool children with Down syndrome: problem, opinions, facts", Bulletin of Kaluga University, No. 3 (52), pp. 158-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.