Научная статья на тему 'Задача управления конфигурацией крыла самолета'

Задача управления конфигурацией крыла самолета Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача управления конфигурацией крыла самолета»

Секция синергетических технологий управления и моделирования

УДК 681.51

Я.В. Черников

ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ КОНФИГУРАЦИЕЙ КРЫЛА САМОЛЕТА

В настоящее время при разработке алгоритмов управления движением летательного аппарата (ЛА), как правило, используются упрощенные математические модели [1]. При этом пространственное движение ЛА разделяется на движение в вертикальной и горизонтальной плоскостях и используется линеаризация. В автопилотах для различных режимов используются различные линейные модели, адекватные в данном режиме. Это значительно снижает адекватность математического описания реального движения ЛА, а также снижает эффективность разработанных алгоритмов. Таким ообразом, целесообразно использовать нелинейные модели, наиболее полно отражающие динамику движения ЛА. Такая постановка задачи требует привлечения принципиально нового метода синтеза автоматических регуляторов.

Эффективным средством управления движением ЛА является изменение аэродинамических коэффициентов. Данные коэффициенты изменяются за счет изменения геометрии крыла и хвостового оперения. Поскольку крыло и хвостовое оперение состоят из нескольких органов управления (элероны, закрылки, интерцепторы, рули направления и высоты и т.п.), то необходимо согласованно перемещать органы в требуемое для выполнения маневра положение, причем согласованные законы изменения органов должны реализовывать требуемые для данного маневра аэродинамические коэффициенты [2]. Таким образом, требуется синтезировать многосвязную нелинейную систему управления многомерным объектом. Задача синтеза в приведенной постановке в полной мере решается методом аналитического конструирования агрегированных регуляторов [3]. Согласно данному методу, желаемое многообразие представляет собой связь аэродинамических коэффициентов с переменными состояния (скорость движения ЛА, угол атаки, угол крена и т.п.) движения ЛА для каждого маневра. В качестве маневров рассматриваются наиболее характерные режимы полета (взлет, разворот и посадка) и предотвращение критических режимов при движении ЛА на границе возникновения критических режимов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буков В.Н. Адаптивные прогнозирующие системы управления полетом. М.: Наука, 1987.

2. Пашковский И.М. Динамика и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1987.

3. КолесниковА.А. Синергетическая теория управления. М.: Энергоатомиздат, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.