Научная статья на тему 'ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИРИКИ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В ХОРЕ К.КАРАЕВА «ОСЕНЬ»'

ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИРИКИ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В ХОРЕ К.КАРАЕВА «ОСЕНЬ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
poetry / music / Nizami / Karaev / choir / lyrics. / поэзия / музыка / Низами / Караев / хор / лирика.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурбаналиева С.Ф.

В данной статье рассматривается хоровое произведение Кара Караева «Осень» на текст отрывка «Смерть Лейли» из поэмы «Лейли и Меджнун» великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви. Анализируются черты стиля великого азербайджанского композитора. Подчёркивается, что лирическое высказывание двух классиков объединяет душевная строгость, завуалированный тон выска-зывания. Проделанный анализ наглядно показывает как в хоре «Осень», как и в других произведениях Ка-ра Караева осуществлён синтез традиций Востока и Запада. Вместе с тем, произведения Кара Караева отличает яркость национальной специфики, основанная на глубоком осмыслении особенностей азербай-джанского народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMBODIMENT OF LYRICS BY NIZAMI GANJEVI IN K. KARAEV’S CHOIR “AUTUMN”

This article examines Kara Garayev’s choral work “Autumn” based on the text of the passage “The Death of Leyli” from the poem “Leyli and Majnun” by the great Azerbaijani poet and philosopher Nizami Ganjavi. The features of the style of the great Azerbaijani composer are analyzed. It is emphasized that the lyrical state-ment of the two classics is united by spiritual rigor and the veiled tone of the statement. The analysis performed clearly shows how in the choir “Autumn”, as in other works of Kara Karaev, a synthesis of the traditions of East and West was carried out. At the same time, the works of Kara Karayev are distinguished by the brightness of national specificity, based on a deep understanding of the characteristics of Azerbaijani folk art.

Текст научной работы на тему «ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИРИКИ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В ХОРЕ К.КАРАЕВА «ОСЕНЬ»»

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / CULTURAL studies

11

CULTURAL STUDIES

УДК: 7; 78

Гурбаналиева С.Ф.

Гянджинский Государственный Университет

Азербайджан DOI: 10.24412/2520-6990-2024-4197-11-15 ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИРИКИ НИЗАМИ ГЯВДЖЕВИ В ХОРЕ К.КАРАЕВА «ОСЕНЬ»

UDC: 7; 78

Gurbanalieva S.F.

Ganja State University, Azerbaijan

EMBODIMENT OF LYRICS BY NIZAMI GANJEVI IN K. KARAEV'S CHOIR "AUTUMN"

Аннотация.

В данной статье рассматривается хоровое произведение Кара Караева «Осень» на текст отрывка «Смерть Лейли» из поэмы «Лейли и Меджнун» великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви. Анализируются черты стиля великого азербайджанского композитора. Подчёркивается, что лирическое высказывание двух классиков объединяет душевная строгость, завуалированный тон высказывания. Проделанный анализ наглядно показывает как в хоре «Осень», как и в других произведениях Кара Караева осуществлён синтез традиций Востока и Запада. Вместе с тем, произведения Кара Караева отличает яркость национальной специфики, основанная на глубоком осмыслении особенностей азербайджанского народного творчества.

Abstract.

This article examines Kara Garayev's choral work "Autumn " based on the text of the passage "The Death ofLeyli" from the poem "Leyli and Majnun" by the great Azerbaijani poet and philosopher Nizami Ganjavi. The features of the style of the great Azerbaijani composer are analyzed. It is emphasized that the lyrical sta tement of the two classics is united by spiritual rigor and the veiled tone of the statement. The analysis performed clearly shows how in the choir "Autumn ", as in other works of Kara Karaev, a synthesis of the traditions of East and West was carried out. At the same time, the works of Kara Karayev are distinguished by the brightness of national specificity, based on a deep understanding of the characteristics of Azerbaijani folk art.

Keywords: poetry, music, Nizami, Karaev, choir, lyrics.

Ключевые слова: поэзия, музыка, Низами, Караев, хор, лирика.

Творчество выдающегося азербайджанского композитора Кара Караева (1918-1982) охватывает собой широкий жанровый, содержательный, стилистический спектр. Одним из аспектов деятельности композитора является хоровое творчество. Мастерство композитора сказалось в совершенном владении музыкальными средствами хорового искусства. К сказанному относится и хор «Осень» компо-зтора (1947).

Хор "Осень» Кара Караева одухотворен поэзией великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви (1141-1209) и является блестящим образцом интерпретации поэзии Низами Гянджеви в музыке. Композитор озвучил в лирической хоровой музыке отрывок «Смерть Лейлы» из поэмы Низами «Лейли и Меджнун» (1188).

Средневековая поэзия и современное музыкальное произведение органично слиты в хоре «Осень». Причины столь ярко выраженной гармонии стилей заключены в особенностях мироощущения. Последнее выражает себя в корреляции образов как символов эстетического познания мира Напомним также, что в поэтике Низами Гянджеви идея Природы становится и образцом красоты и олицетворением чистоты человеческой натуры.

Извечная философская идея Природа и Человек раскрывается Кара Караевым как утверждение эмоционального приоритета поэтического восприятия Природы. И это закономерно, ибо Низами Гян-джеви в своем творчестве утверждает ренессанс-ный гуманизм [3].

Поэзия Низами Гянджеви как эмоциональный источник постижения Природы является важной основой хора Кара Караева «Осень».

Несмотря на трагизм текста, хор «Осень» обладает романтическим обаянием, чему, безусловно, служит хоровая партитура, выстроенная как доверительный диалог духовного единения.

Безусловно, соответственно тексту, в музыке отражается глубокая, содержательная печаль, испо-ведальность и, в то же время, лирика, несущая в себе грани художественного воплощения.

Поэзия Низами Гянджеви является символом внутреннего мира человека эпохи Ренессанса. И в этом смысле К.Караевым было отражено главное -синтез, гармоничное сочетание динамики и мудрости.

«Глубокая связь между человеком и земной природой успешно осваивалась Низами в художественной культуре Ренессанса. Проблемы конечно-

12

СЦЬТШЛЬ ЗТШШБ / «ШИШФУШМ^ШШМаИ» ®4Ю7)), 2024

сти и бесконечности мира, космоса, жизни, пространства и времени органично вплетены в художественную ткань поэзии Низами. Каков он, наш мир, пытается выяснить Низами, используя интуитивно -познавательную функцию поэзии как надежный инструмент в той ее части, которая касается проблем мироздания и бесконечного» [5, с. 42].

Точно также как в поэзии Низами Гянджеви и в хоре Кара Караева функционирует вечная идея постижения мироздания через яркие характер и-стики. Объединяющим фактором является и, безусловно, лирика, ибо переживания лирического лежит в основе произведений и Низами Гянджеви, и Кара Караева. Художественная ценность лирики оказывается в центре эстетического познания произведений.

Подчеркнем, что закономерностью является факт обращения азербайджанских композиторов к поэзии Низами Гянджеви. Достаточно сказать, что нередко в своих произведениях Низами ассоциировал поэзию с музыкой. Сюда входит и усиление философских граней лирики, и особая роль в формировании человеческой личности, и эмоционально -психологическое воздействие. Главным же является единство музыки и Природы, неразделимость этих двух понятий в поэзии Низами Гянджеви. Музыка в поэтике Низами интерпретировалась как символ высокой духовности, как, прежде всего, одушевленная природная стихия, с только ей свой-

ственным особым типом движения. Все вышесказанное отразилось в структуре, музыкальном языке, фактуре хора «Осень», который отличает уравновешенность композиции, сочетание хоровых голосов, своеобразная трактовка ладоинтонационных сочетаний, мелодическая выразительность.

Трактовка текста Низами Гянджеви Кара Караевым проявила себя как гармоничное его постижение через индивидуальное и специфическое построение музыкального произведения.

Хор «Осень» отличает столь свойственная Кара Караеву философичность и тонкий лиризм, лирическая созерцательность. Здесь полно и концентрированно выражается эмоциональный мир композитора. Выразительность, яркость произведения базируется на всех уровнях структуры. Это и красота мелодического высказывания, и сочетание женских и мужских голосов, мастерское голосоведения вертикали. Отметим тонкость мелодического рисунка, гармоническую насыщенность голосов, нюансы ладоинтонационных сочетаний.

Начинается хор с тематизма, построенного на трёх синхронных позициях Верхний голос задаёт основу мелодического становления - восходящий скачок и хроматическое нисхождение. Второй голос повторяет ту же мелодическую ситуацию, но в пределах малой терции. Партия тенора более диа-тонична, ибо мелодическая структура опирается на ряд вариантных повторов.

Драматургия хора строится на органичной взаимосвязи диатонических структур. Чистые интервалы терции, кварты, квинты сочетаются с мягкими выразительными хроматическим ходами. Достаточно привести в пример первую тему хора. Причем, данный принцип выражает себя во всех голосах Диатоническая интервалика оттеняется хроматическим образованиями на протяжении всего произведения. Хроматика в условиях лирической созерцательности приобретает специфическую выразительность щемящей грусти. Описанная интонационная завязка проявляет себя на всех уровнях текста, обновляясь по мере развития произведения.

Отметим, что восходящие «возгласы», отличающиеся своим волевым характером - типичная интонационно стилистическая черта творческого почерка Кара Караева. Таким образом, единым является следующая особенность: полутоновое скольжение опирается на диатонические квартовые, квинтовые «возгласы».

Голоса, функционирующие в хоре имеют самостоятельные мело-гармонические структуры, вместе с тем, полифоническое единство благозвучно, а преобразования разнообразного материала находится в едином интонационном «ключе».

«шиитеимм-лэишаи» #4(197)), / ГОЬТиИАЬ 8ТШ1Б8

13

Кара Караевым в хэре «Осень» была избрана организация, отмечаемая прежде всего, единством ме-ловысказывания. Внутренняя динамика хора, его энергетика базируется на рассредоточенной хроматической системе, которая органично присутствует в тематизме. Лирическая углубленная сосредоточенность темы расцвечена разнообразием голосов. Содержательность ее характеризуется как погружение в семантику музыки хора. Подчеркнём стабильный семантический смысл основного тематизма.

Безусловно тональное мышление в хоре «Осень». Но каждый голос осуществляет свой ла-

тональность с тоникой на звуке фа. Учитывая ключевой знак си-бемоль, можно говорить о фа-мажоре, с присутствием многочисленных хроматических дополнений. Альтовый голос опирается на ре -минор. Учитывая «фригийскую» секунду ми-бемоль правомерна идентификация с ладом ре-шур. Мелодия в теноровой партии переменна, ибо имеет две тоники - звук ля и звук ре.

Покажем некоторые формульные лексемы хора:

дотональный потенциал. Так, сопрано опирается на

Краткость данных тематических ячеек имеют потенциал развития. Во-первых, драматургически музыкальное развитие движется к кульминации, где все голоса объединены в единый звуковой поток с высокой степенью идентификации. Во-вторых, в хоре осуществлён принцип монизма, развития из единого ядра. Поэтому, несмотря на высокую степень тематической «эмансипации», музыкальный текст отличается гармоничностью мелодического плетения. Этому способствуют мотивы вычленения, разного рода комбинаторика, вариантность.

э.

А.

Т.

В.

✓ п зо - уи - пиЬ, 8о - уи - пиЬ с1о - паг, с!о - па г.

а сЬ 80 - уи - уиЬ с!о - паг, во - уи - уи Ь с1о

я сЬ эо - уи - уиЬ с!о - паг, эо - /и - пи ск -

V

а сЬ эо - уи - уиЬ <1о - паг, эо - уи - пиЬ с!о

Принципы строения, намеченные в тематизме экспозиции, сочетание кратких тематических образований и протяженных мелодических разворотов сохраняется на протяжении всей хоровой партитуры.

Гармоничность многоголосного текста опирается также и на слияние функционально несущих структур. Так, опорные звуки голосов совпадают на отдельных участках формы в благозвучные аккорды, которые объединяют ладогармонические, интонационные соединения.

14

CULTURAL STUDIES / «ШИШФУЛУМ^ШШМаИ» #41197), 2024

Самостоятельность мелодического высказывания рождает насыщенность, уплотненность партитуры. Форму хора можно было бы охарактеризовать как «форму слитного монотематического движения» [Б.Асафьев]. В едином интонационном пространстве функционируют различные тональные ячейки. Выразительность этого стилистически яркого караевского приема усиливается в контексте хора, ибо мелодически разные построения звучат в разных голосах Караевское понимание процессуального начала опирается на прорастающие структуры. Так, избирая в качестве тематической основы определенную звуковысотную модель, К.Караев соединяет все голоса хора в одно гомогенное интонационное пространство. Отметим также и такой принцип развития как фазовый, ибо все элементы формы хора «Осень» распределены по микроструктурам.

Объединяет текст хора «Осень» единая содержательность лирики. Основой таинственного суггестивного воздействия хора является не только тембровое разнообразие голосов, но и их перепланировка в контексте многоголосной ткани. Усиление лирической экспрессии в кульминации придает в целом хору действенность и динамичность.

Особенность формы хора, безусловно, связана с содержанием, представляющим собой философское размышление о жизни и смерти, об угасании природы. Экспозиция констатирует приметы осени, полагает основной тематический материал, кульминация звучит драматично, но заключение умиротворяет содержательность. Композиционная идея хора «Осень» полностью соответствует поэтическому замыслу - от философской содержательно -сти в экспозиции к лирической экспрессии в кульминации к умиротворению в заключении хора. Форма развивается в сопоставлении экспозиции, кульминации и заключения. В хоре практически нет цезур, ибо цезура в одном голосе не останавливает движения в других голосах Тем не менее, в хоре явственна драматургия - от покоя к эмоциональному всплеску. Так, развитие приходит к своей кульминации, где все голоса сливаются в один хор.

В основе хора «Осень» лежат несколько тематических блоков, которые в течении всей формы хора вариантно воспроизводятся в синхронном, полифоническом звучании. Приоритетна вариантность тематических экспозиционных звеньев. Отметим, что полифонизация всей ткани хора «Осень» подчинена вариантным процессам. Иначе говоря, важным фактором драматургии является подчинение вертикали линеарным процессам. Такие полифонические средства как инверсия, рако-ход, имитация, сокращение или увеличение масштабов тем и т.д. полностью вытекают из мелодического мышления.

Именно вариантные процессы позволяют при всем тембровом, регистровом, тематическом разнообразии сохранять интонационную идею в едином русле. Вариантные процессы усиливаются в секвенциях, что обостряет эмоциональный уровень музыки. Отмечая вариантность как важное слагаемое в хоре «Осень» подчеркнем, что К.Караев не

копирует в своем творчестве типические принципы, сложившиеся в народном музыкальном сознании. Достижения родного искусства используются им свободно и многообразно. В арсенал вариантных приёмов К.Караев включает видоизмененный повтор кратких мотивов, сопоставление различных тональных ячеек в рамках единого интонационного пространства, характерные ритмические орнаментации отдельных оборотов музыкального текста, либо своеобразную перегармонизацию небольших мелодических построений в духе современных мастеров ХХ века [6].

Данная особенность была подчёркнута исследователями творчества Кара Караева: «Комбинаторика узкообъемных мелодических попевок и их красочное полутоновое «скольжение соседствует у него с более сложными, подчас многосоставными прорастаниями тематизма, что сообщает музыке композитора особый динамический импульс, цементируют и скрепляют форму его произведений на разном композиционном уровне» [6, с. 256].

Подчёркивая приоритет вариантных процессов в развитии хора «Осень», отметим существенные аспекты вариантности, ярко выраженные в стилистике Кара Караева:

1. Динамичные процессы интонационно -тематического прорастания;

2. Произрастание целого из единого зерна, приверженность принципу монизма;

3. Сохранение рефренных детерминантов на протяжении всей формы;

4. Сворачивание вариантных процессов на тонических опорах во всех голосах хора;

5. Превалирование вариантного обновления над тождеством.

Сказанное имеет огромное значение в кульминации, ибо трансформация тематического комплекса в кульминации направлена в сторону драматизации образа. Именно с этой целью связано и переинтонирование экспозиционных элементов, что переосмысляет первоначальный образ.

Так, в кульминации синтезируется караевское понимание развития. Тематизм экспозиции получает триединое воплощение:

- повтор - усиление

- повтор - изменение

- повтор - переосмысление.

Более того, динамизация кульминации отмечена не только экспрессией целого и объединением всех голосов. Отмечу обилие хроматизации тематических первоимпульсов, которые принимают характер самостоятельных мелодических линий. Такого рода модификация тематизма усиливает драматизм высказывания и требует разрядки.

Подчеркнем лаконичность экспонирования тематизма и сильный эмоциональный эффект кульминации. Сказанное относится к ярким чертам лирики К.Караева.

Движение к драматизации образа отмечено противопоставлением устремленности у цели и спадом. Постепенное нагнетание эмоциональной экспрессии к кульминации завершается кратким спуском к исходной опоре.

«шиитешим-лшшаи» ^тш, жт / cultural studies

15

В заключении, резюмируя, подчеркнем следу -ющее. В хоре « Осень» Кара Караев обратился к традиционному жанру профессиональной музыки. Данный жанр Кара Караев пополнил яркими красками своей стилистики, которая выразилась на всех уровнях хоровой партитуры. А именно, взаимосвязях тематической и тембровой драматургии, фактуре и формообразовании. Индивидуальность личности, оригинальность стиля, национальная специфика проявили себя в хоре «Осень» ярко и высокохудожественно.

Литература:

1. Алиев Р.М. Низами Гянджеви. Вступительное слово. В кн.: Собрание сочинений в 3 томах. Том первый. Баку, Азернешр, 1991, с. 5-59.

2. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Москва, Музыка, 1991, 320 с.

3. Гаджиев А.А. Ренессанс и поэзия Низами Гянджеви. Баку, Элм, 1980, 205 с.

4. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 2. Москва, Музыка, 2008, 528 с.

5. Курбаналиева С.Ф. Музыкальный мир Низами Гянджеви. Киев, Автограф, 2009, 264 с.

6. Пазычева И.В. Вариантность в азербайджанской музыке. Баку, Элм и тахсил, 2015, 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.