Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования'

Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL SPACE / TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Дорохманова Маргарита Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме оказания помощи и сопровождения обучающихся в их профессиональном самоопределении. Авторы статьи предлагают пути организации процесса тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с использованием возможностей интеграции общего и дополнительного образования, а также технологий, выстроенных на основе событийного, личностно ориентированного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В., Дорохманова М. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15428. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15428

УДК 37.047

Горюнова Лилия Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону lvgorvunova@sfedu.ru

Дорохманова Маргарита Анатольевна,

студентка IV курса Института механики, математики и компьютерных наук им. Воровича ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону tvsenvsh@vandex.ru

Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме оказания помощи и сопровождения обучающихся в их профессиональном самоопределении. Авторы статьи предлагают пути организации процесса тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с использованием возможностей интеграции общего и дополнительного образования, а также технологий, выстроенных на основе событийного, личностно ориентированного подходов.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, профессиональное самоопределение, образовательное пространство.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Ведущую роль в формировании инновационной экономики страны играет система современного образования, модернизация которой ставит в качестве одной из ведущих задач самоопределение молодых людей в жизни и профессии. Важной жизненной ценностью российских граждан продолжает оставаться возможность получения образования на высоком качественном уровне. Модернизационные процессы, происходящие в современном отечественном образовании, требуют новых подходов к созданию целостной системы профессионального самоопределения обучающихся, основанной на организации пространства, способствующего выявлению, развитию и использованию способностей личности, ее активности, раскрытию ее жизненной ориентации и мотивационной сферы. За последние десятилетия представление о профессиональном самоопределении личности существенно изменилось. От современного выпускника общеобразовательной школы требуется сформированный на достаточно высоком уровне набор компетентностей, способствующих проявлению творческого подхода в деятельности, реализации профессиональной и социальной мобильности, продуктивной активности. В связи с этим профессиональное самоопределение есть важная научно-педагогическая проблема, тесно связанная с ценностной ориентацией обучающихся и требующая своего осмысления в меняющихся условиях функционирования системы образования и общества. Современная педагогическая наука имеет ряд парадигм образования, которые направлены на становление личности, ориентирующейся в мире ценностей (Л. П. Разбегаева, В. А. Сластенин); педагогическое сопровождение нравственного самоопределения личности (Е. В. Бондаревская, Е. И. Власова, В. В. Сериков). М. С. Каган, A. B. Кирьякова, Н. М. Шахмаев в своих

1

ISSN 2304-12QX

научно-методический электронный >курнал

Горюнова Л. В., Дорохманова М. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15428. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm. - ISSN 2304-120X.

работах раскрывают ценностный характер самоопределения. Основы самоопределения, формируемые в подростковом возрасте, исследуются в работах Л. И. Божович, М. Р. Гинзбурга, Т. В. Снегиревой. Профессиональное самоопределение личности стало предметом изучения А. Г. Асмолова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и др. Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению стало предметом исследований Н. В. Кирий, A. B. Мордовской. Воздействие социальных институтов на развитие профессионального самоопределения изучено Г. В. Даниловой, В. Ф. Сафиным.

Следует отметить, что для современного школьника выбор профессии есть серьезная жизненная проблема, связанная со сформировавшимися новыми требованиями работодателей, что, безусловно, требует особого внимания педагогов и социокультурного окружения обучающихся к организации сопровождения их профессионального самоопределения. Это детерминирует поиск новых механизмов, учитывающих и обеспечивающих социальную защищенность молодого поколения в пространстве многоуровневой профессиональной подготовки, способствующей проявлению личностной активности, свободному и успешному интегрированию в новый социум.

Мы считаем, что большим потенциалом в организации процесса профессионального самоопределения обучающихся обладает тьюторское сопровождение и именно оно может стать одним из ведущих направлений формирования образовательного пространства, с необходимыми условиями для самореализации и самоопределения обучающегося. Система тьюторского сопровождения обеспечит эффективную реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы с учетом профиля учебного заведения. Введение ФГОС школьного образования рассматривается нами как установка на успешность профессионального самоопределения выпускника. Главный принцип ФГОС общего образования - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора или, как утверждают М. Н. Абрамова, И. В. Вербицкая, Т. С. Чикова, личного профессионального плана [1]. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Для начинающих педагогов-тьюто-ров важно построить свою работу с учетом всех новшеств, которые на сегодняшний день актуальны. Опытные коллеги пересматривают свою систему работы и также выходят на новые образовательные стандарты.

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия: пространства взаимодействия общего и дополнительного образования; пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы; пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы.

Интеграция основного и дополнительного образования становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как ценностная составляющая образования современного человека и как зона его ближайшего развития. С принятием ФГОС роль дополнительного образования обучающихся существенно возрастает. Общая задача педагогов основного и дополнительного образования - выявление особенностей работы друг друга, оценивание преимуществ в каждом виде образования, использование их в своей профессиональной деятельности. Изменение требований к образовательным

2

ISSN 2304-120X

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В., Дорохманова М. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15428. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm. - ISSN 2304-120X.

программам ведет к пересмотру содержания дополнительных образовательных программ и разработке программ нового типа, отвечающих современным требованиям мировой культуры, российским традициям, региональным культурно-национальным особенностям, модернизационным процессам в сфере образования; преемственности с базовым образованием и соответствию современным образовательным технологиям. Интеграция систем основного и дополнительного образования должна привести к интеграции интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов. Интеграция интеллектуальных ресурсов приведет к формированию электронного методического фонда, дополнительных образовательных программ по направлениям деятельности. Объединение информационных ресурсов влечет за собой создание картотеки учебно-методической и специализированной литературы, позволит повысить степень доступности электронных учебно-методических ресурсов и обеспечит широкий доступ к банкам данных по профилю деятельности. Интеграция материально-технических ресурсов позволит обновить оборудование в учебных кабинетах, спортивных залах, компьютерных классах, а также фонды учебно-методической литературы, спортивного инвентаря и туристического снаряжения. В рамках реализации новых ФГОС основного общего образования можно использовать различные формы сотрудничества преподавателей систем общего и дополнительного образования детей: совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в образовательных организациях различных типов и видов; совместная работа учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, детьми «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья. Система дополнительного образования может предложить образовательным организациям новые формы и мероприятия взаимообучения специалистов, такие как мастер-классы, семинары-практикумы, проектные, модельные и обучающие семинары, заседания круглого стола, творческие мастерские, мониторинг деятельности руководителей кружков и объединений, диагностический инструментарий к дополнительным образовательным программам. Таким образом, результат интеграции общего и дополнительного образования должен обеспечить: целостность всей системы образования и в то же время ее многообразность и вариативность; формирование высокого уровня компетенций обучающихся, развитие их эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств; решение общих и индивидуальных проблем педагогов и обучающихся; более активное использование инновационных педагогических технологий и прогрессивных образовательных моделей; сохранение лучших практик, педагогических коллективов, способных к инновациям.

В рамках пространств, выстроенных на принципах интеграции, возникает возможность построения индивидуального образовательно-профессионального маршрута обучающегося, требующего организации тьюторского сопровождения его профессионального самоопределения. Заказ на организацию тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в интегрированном пространстве современных образовательных организаций обусловлен тем фактом, что позиция «тьютор» вошла в перечень педагогических профессий, а также идеями индивидуализации образования через реализацию обучающимися индивидуальных образовательных траекторий и профессиональных маршрутов. Тьюторское сопровождение как инновационная образовательная практика индивидуализации образования направлено на «выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учаще-

3

ISSN 2304-12QX

научно-методический электронный >курнал

Горюнова Л. В., Дорохманова М. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15428. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm. - ISSN 2304-120X.

гося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [2].

Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающегося в условиях интегрированного основного и дополнительного образования представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов диагностико-мотивационного; проектировочного; организационно-реализационного; аналитико-рефлексивного. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, отражающуюся как в содержании деятельности тьюторанта, так и в способах работы тьютора. Продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки - портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения. Тьютор, помогая обучающемуся организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов методы, технологии и их эффективность. Тьюторская деятельность по сопровождению обучающегося в его профессиональном самоопределении может быть реализована при помощи широкого арсенала средств проектной технологии, технологии «портфолио», технологии консалтинга, тренинговых технологий, технологий профессиональных проб, дистанционных образовательных технологий.

К основным направлениям тьюторской деятельности можно отнести: социальное направление, когда тьютор совместно с тьюторантом выявляет возможности окружающего обучающегося социума, образовательной организации с целью выявления степени их ресурсности для реализации индивидуальной профессионально-образовательной траектории; предметное направление, когда деятельность тьютора направлена на определение потенциала учебных предметов в профессиональном самоопределении обучающихся и реализацию междисциплинарных связей с целью расширения границ предметного знания обучающегося; антропологическое направление деятельности тьютора, направленное на создание условий, способствующих осознанию обучающимся своих профессиональных интересов, выявлению возможностей, потенциала, определению сильных и слабых сторон своей личности. Педагогическая деятельность тьютора в образовательной организации заключается в индивидуальной работе с обучающимися по выстраиванию траектории их движения в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования, что способствует их профессиональному самоопределению и самореализации в общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большую роль играют мотивация обучающегося на достижение желаемого и заявленного результата, сотрудничество тьютора как социального продюсера и тьюторанта с целью оказания помощи обучающемуся в реализации возможности на практике проверить правильность выбранного пути профессионального становления и развития. Итак, тьюторское сопровождение является необходимым для оказания помощи обучающемуся в формировании образа профессионального будущего и выстраивании адекватной программы его достижения. Организация тьюторского сопровождения происходит в пространстве общего и дополнительного образования образовательной организации, которое, в свою очередь, должно иметь особое наполнение, связанное с функционированием системы разноуровневого обучения, обеспечивающей обучающимся возможности выбора своего индивидуального уровня реализации сформированных компетенций, и с системой образовательных событий, ориентированных на создание условий для проектирования обучающимся своей личной образовательной истории.

4

ISSN 2304-120X

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В., Дорохманова М. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15428. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm. - ISSN 2304-120X.

Все это актуализирует необходимость системной организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования. Модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основывается на комплексном использовании всех вариантов деятельности тьютора: наставнической, консалтинговой, событийной, диспетчерской. Данная модель может состоять из нескольких компонентов: целевого, организационного, процессуального, оценочно-результативного. Одним из условий эффективности функционирования модели является расширение и организация образовательного пространства как пространства пробы себя в профессии. Т. М. Митрошкина предлагает в своем исследовании для расширения образовательного пространства организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся использовать технологию социального про-дюсирования [3], суть которой заключается в том, что при возникновении у обучающегося заказа к образованию через осознание и сформированное видение собственных проблем, связанных с профессиональным самоопределением, тьютор осуществляет посредническое действие между тьюторантом, образованием и обществом. Тьютор как бы проводит «экскурсию» по образовательному пространству, акцентируя внимание на те его элементы, которые можно задействовать в построении траектории развития в той или иной профессии, выбрать форму и место прохождения социальной практики, профессиональной пробы. Тьютор помогает обучающемуся организовать рефлексию своих претензий на профессиональное будущее, выбрать путь профессионального образования. В ходе реализации модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения тьютором активно используются современные образовательные технологии, такие как образовательное путешествие, профессиогра-фические экскурсии, дистанционные образовательные технологии и т. д. Используя положения событийного подхода [4], тьютор, организуя серию образовательных ситуаций-событий, в которые попадают их участники, создает условия для формирования у обучающихся навыков целеполагания своего развития, построения стратегий своего поведения, реализации индивидуальных траекторий профессионального становления и развития через образование.

Стратегия тьюторского сопровождения выбора профессии в системе общего и дополнительного образования направлена на содействие обучающемуся в формировании собственного профессионально-ориентационного поля, на создание условий для самореализации. В сознании обучающегося и в его личном опыте должны присутствовать критерии выбора своего профессионального пути: знания о своих личностных качествах, профессиональных интересах и возможностях, представления о будущем, о значимости и престижности профессии.

Таким образом, можно выделить в качестве основных следующие этапы организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения в условиях интеграции основного и дополнительного образования обучающихся: познавательный, оценочный, поведенческий. Результатом эффективного использования системы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения становится наличие у обучающихся позитивных жизненных планов и разработанный индивидуальный профессиональный маршрут.

Ссылки на источники

1. Абрамова М. Н., Вербицкая И. В., Чикова Т. С. Теория и практика профильного и профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профилизации старшей школы // Концепт. Самоопределение учащейся молодежи: проблемы и перспективы. - 2015. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95285.html.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В., Дорохманова М. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15428. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm. - ISSN 2304-120X.

2. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.

3. Митрошина Т. М. Социальное продюсирование как новая педагогическая технология: сайт Тьютор-ской ассоциации. - 2009. - URL: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html.

4. Горюнова Л. В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 38-44.

Lilia Goryunova,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Education and Pedagogic Sciences, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don lvgoryunova@sfedu.ru Margarita Dorohmanova,

Student of Institute of Mechanics, Mathematics and Computer Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don tvsenvsh@.vandex.ru

Tutor support of professional learners’ self-determination in condition of integration of general and additional education

Abstract. The paper is devoted to students’ assistance and support in their professional self-determination. The authors suggest the ways, in which the process of tutor support of professional self-determination of students with use of possibilities of integration of general and additional education and technologies built on the basis of event-driven, student-centered approaches.

Key words: tutor support, professional self-determination, educational space.

References

1. Abramova, M. N., Verbickaja, I. V. & Chikova, T. S. (2015). “Teorija i praktika profil'nogo i profession-al'nogo samoopredelenija starsheklassnikov v uslovijah profilizacii starshej shkoly”, Koncept. Samoopre-delenie uchashhejsja molodezhi: problemy i perspektivy. Available at: http://e-koncept.ru/tele-conf/95285.html (in Russian).

2. Kovaleva, T. M. (2010). Materialy kursa “Osnovy tjutorskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii”: lekcii 1-4, Pedagogicheskij universitet “Pervoe sentjabrja”, Moscow, 56 p. (in Russian).

3. Mitroshina, T. M. (2009). Social'noe prodjusirovanie kak novaja pedagogicheskaja tehnologija: sajt Tju-torskoj associacii. Available at: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html (in Russian).

4. Gorjunova, L. V. (2011). “Sobytijnost' kak osnova sovremennogo obrazovanija”, Izvestija Juzhnogo fed-eral'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 1, pp. 38-44 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 07.12.15 Получена положительная рецензия 08.12.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 08.12.15 Опубликована 10.12.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Горюнова Л. В., Дорохманова М. А., 2015

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.