Научная статья на тему 'Сущностная характеристика этнокультурной компетентности студентов вуза'

Сущностная характеристика этнокультурной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
компетентность / компетенции / этнокультурная компетентность / этническая толерантность / межэтническое взаимодействие / межэтническое взаимопонимание / competence / competence / cultural competence / ethnic tolerance / interethnic interaction / and ethnic understanding

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малова Диана Владимировна

В данной статье раскрывается сущность и содержание этнокультурной компетентности студентов вуза, рассматриваются сопряженные с этим понятием дефиниции, а также определены автором критерии ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малова Диана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

This article reveals the essence and content of ethno-cultural competence of students of the University, discusses the related concept definitions and identified the author of the criteria of its formation.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика этнокультурной компетентности студентов вуза»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______________________

исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении нравственной позиции и готовности к нравственному поступку; воплощение нравственного потенциала в деянии. Главным же стратегическим аспектом выбора является предпочтение нравственных ценностей [2, с.10]. Следовательно, актуализация нравственных ценностей в процессе воспитания выступает важным фактором нравственного самоопределения.

Список использованной литературы:

1. Воробьева, А.Е.Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореф. дисс....канд. псих. наук.- Москва,2010.-26 с.

2. Дереча, И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников: автореф. дисс... канд.пед.наук.- Тюмень, 2005. - 21 с.

3. Купрейченко, А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Дис....доктора псих. наук.-М., 2010.-445 с.

4. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Дисс.. ..доктора пед. наук. - Ульяновск,2003.- 442 с.

5. Шереметова, Г.П. Понятие социального самоопределения личности и его сущность [Электронный ресурс]/ Г.П. Шереметова.- Режим доступа: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2243 (07.04.15)

©И.Х. Кутейникова,2015

УДК 37

Малова Диана Владимировна

Магистр социально-культурной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: ^gi^^^^ma^!^ Diana Malova Master of social and cultural activities Chuvash state Institute of culture and arts E-mail: сhgiki.onitr@mail.ru

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА THE ESSENCE AND CONTENT OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность и содержание этнокультурной компетентности студентов вуза, рассматриваются сопряженные с этим понятием дефиниции, а также определены автором критерии ее сформированности.

Abstract

This article reveals the essence and content of ethno-cultural competence of students of the University, discusses the related concept definitions and identified the author of the criteria of its formation.

Ключевые слова

компетентность, компетенции, этнокультурная компетентность, этническая толерантность, межэтническое

взаимодействие, межэтническое взаимопонимание.

Keywords

competence, competence, cultural competence, ethnic tolerance, interethnic interaction, and ethnic understanding.

241

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

В настоящее время в системе высшего образования происходит переосмысление целей и задач. Образовательный процесс строится на усвоение студентом общих и профессиональных компетенций, а также на умении их применять в своей профессиональной деятельности, оказавшись за стенами вуза. Поэтому обращение педагогов к компетентностному и культуротворческому подходу в процессе обучения является вполне закономерном процессом [1].

На сегодняшний день существует множество определений понятия «этнокультурная компетентность», это связано с ее многосоставностью проблематики. К тому же для современной науки термин «этнокультурная компетентность» является новым, поэтому на данном этапе его разработанности нет единой трактовки. Рассмотрим происхождение словосочетания «этнокультурная компетентность» с морфологической точки зрения. Слово «этно» происходит от греч. ethnos — народ [11]. Значение слова «этнический» по Ожегову — относящийся к происхождению какого-нибудь народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей [10]. «Компетентность» происходит от лат. competens (competentis) — надлежащий [12]. Самое популярное толкование по Ожегову «компетентный» — знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области [10]. Следовательно, «этнокультурная компетентность» — это основательное знание, хорошая осведомленность в быте, культуре, истории какого-либо народа, позволяющая применять правильную модель поведения в отношении того или иного представителя этноса.

На сегодняшний день существуют различные подходы к данному определению. Рассмотрим самые популярные из них.

Под этнокультурной компетентностью отечественные ученые (Арзамасцева Н.Г., Воловикова М.Л., Зубарева М.Л., Лебедева Н.М., Поштарева Т.В.,Рощупкин В.Г., Серякова С.Б. и др.) понимают свойство личности, выражающейся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [6].

Степанова О.Н. в своих трудах также использует термин «этнокультурная компетентность» и дает ему следующую трактовку - это формирующееся личностное качество, содержанием которой являются: элементарное осознание своей принадлежности; эмоционально-ценностное отношение к этнической культуре; способность применять знания о своей этнической культуре, умение видеть сходство и различия между общающимися культурами в своей деятельности; этнокультурная терпимость; эмпатия [5].

Наше представление о этнокультурной компетентности и ее основных качественных характеристиках схоже с определением данным Афанасьевой А.Б. Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

Отличие данного определения в том, что в нем заостряется внимание на компетентности в области родной этнокультуры, на деятельностном опыте овладения этнокультурными ценностями и умении их сопоставлять в культурах разных народов, осознании места этнокультур в общекультурном процессе, на основе чего формируется цивилизованное этнокультурное сознание, лишенное этноцентризма и шовинизма, но обладающее здоровым чувством самоуважения и патриотизма в гармонии с чувством этнотолерантности, способности к межэтническому диалогу [2].

В настоящее время обособленное существование народов и культур практически невозможно из-за усиления миграционных процессов, увеличения числа этнически смешанных семей, образования многонациональных коллективов в социальных институтах. Данные проблемы в немалой степени характерны и для Чувашской Республики. В частности, по официальным данным Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике за 2014 г. количество поставленных на миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 13,8% (с 7211 до 8205). Наибольшее количество лиц, поставленных на миграционный учет, наблюдается в Калининском (20,8%), Ленинском (20,1%) и Московском (17,9%) районах г. Чебоксары, г. Новочебоксарск (7,0%), г. Канаш (5,3%), Чебоксарском (4,8%), Алатырском (3,4%), Шумерлинском и Козловском (по 2,6%) районах [8].

242

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

По данным интернет-газеты «Мой город Чебоксары» на 2015 год поступило уже 26 заявок от работодателей на привлечение 1 828 иностранных граждан [9].

Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям. Высшая школа является одним из основных институтов, призванных воспитать в студентах умения и навыки, совокупность которых и выражается понятием «этнокультурная компетентность [3].

Раскрывая понятие «этнокультурная компетентность» необходимо рассмотреть сопряженные дефиниции. Этнокультурная компетентность неразрывно связана с понятиями «этническая толерантность», «межэтническое взаимодействие», «межэтническое взаимопонимание».

Этническая толерантность — отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее — наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

Если этническая толерантность дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта и знаний, так как основана на признании и принятии этнокультурного разнообразия, то этнокультурная компетентность предполагает толерантность между этнофорами, так как основана на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацелена на взаимное понимание. Следовательно, оба понятия должны формироваться только во взаимодействии друг с другом, так как дополняют друг друга.

Понятия же «межэтническое взаимодействие», «межэтническое взаимопонимание» являются дополнением к пониманию содержания этнокультурной компетентности, являясь ее составляющими. Формирование этнокультурной компетентности предполагает установление межэтнического

взаимодействия и межэтнического взаимопонимания между представителями разных этносов.

Межэтническое взаимодействие — разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.

Межэтническое взаимопонимание — это состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия [4].

Так как в современных условиях образование в высшей школе осуществляется в условиях поликультурного образовательного пространства, то формирование у студентов этнокультурной компетентности является необходимым условием для гармоничного сосуществования студентов различной национальности. Кроме того, закончив высшее учебное заведение студент, как будущий специалист любой сферы, будет в дальнейшем неизбежно взаимодействовать с представителями другой культуры, национальности и религии. Следовательно, вуз должен стать той платформой, которая и в последующем позволит пройти выпускнику безболезненно этническую адаптацию уже в качестве специалиста своей сферы вне учебных аудиторий высший школы.

Опираясь на исследования Фрышко О.А., нами были разработаны критерии оценки сформированности этнокультурной компетентности у студентов вуза:

• Мотивационный, показателем данного критерия является возможность заниматься интересным делом, стремление понимать других людей, толерантность и эмпатия, начимость и полезность деятельности в области международной культуры, возможность личного культурного роста. Диагностику данного критерия можно провести с помощью шкалирования, игр, сочинений.

• Знаниевый, выражающийся во владении систематизированными знаниями в области культурологии, социологии, религиоведения, страноведения, делового этикета, этнопедагогики, этнопсихологии, философии; знаниями в межкультурных и межнациональных ценностях; знаниями своей и других этнокультур (известных в прошлом и настоящем общественных деятелей, представителей науки и культуры, традиционных ремесел и видов деятельности, блюд национальной кухни, традиций и обычаев, танцев, песен, фольклора и др.); владением иностранным языком. Диагностику данного критерия можно провести с помощью тестирования, анкетирования, наблюдения, собеседования, игр, тестирования.

• Деятельностный, показатель данного критерия выражается в умении сотрудничать с

243

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________

представителями различных культур, в умении разъяснять поликультурные проблемы, в умении работать со специальной иностранной литературой, в умении разрешать конфликты и разногласия мирным путем. Диагностику данного критерия можно провести с помощью дискуссии, построения моделей, обсуждения, проведения ассоциативного теста.

• Творческий, показателем данного критерия является использование инновационных технологий социально-культурной деятельности, проведение и участие в мероприятиях (фестивалях, выставках, конференциях и пр.), посвященные или затрагивающие тему творчества в этнокультурной традиции, в региональной специфике и т. п. Практические характеристики: создание вариантов текстов, напевов, хореографического движения, драматургических поворотов действия на основе знания и владения традиционными формами; творческая коммуникация [7].

Данные критерии позволят проверить уровень сформированности у студентов этнокультурной компетентности и выстроить план проведения в вузе ряд программ и мероприятий, способствующих формированию у студентов этнокультурной компетентности. Правомерным будет сделать вывод, что сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения студента в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы

совершенствования / А.Б. Афанасьева // Проблема педагогики и психологии. - 2009. - №3, стр. 189;

2. Афанасьева, А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования / А.Б. Афанасьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №30, стр. 77-89;

3. Кабанова, Н.Э. Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета: автореф. дис. на соиск. науч. степени кан. пед. наук (13.00.08) / Кабанова Надежда Эргашевна; Моск. финан.-юрид. универ. МФЮА.- Самара,2014. - с. 25;

4. Кречетникова, А.В. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации / А.В. Кречетникова, А.А. Нарыгин, Е.В. Панюшкина.-Ханты-Мансийск, 2010 г. - 105.

5. Степанова, О.Н. Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности: диссертация ... кан. пед. наук: 13.00.01: защищена 2007 / Ольга Николаевна Степанова. - Якутск, 2007. - 203 с.;

6. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005.

- № 3. - с. 35-42;

7. Фрышко, О.А. Критерии оценки сформированности компетенций студентов в поликультурной сфере туризм [Электронный ресурс] / О.А. Фрышко // Педагогические науки. - 2012. - №10. - Режим доступа: http://www.polytech21.ru/ . (Дата обращения: 04.04.2015);

8. Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Чувашской республике по реализации государственной политики в сфере миграции в Чувашской Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://xn--21 -7lcun.xn--p1ai/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 26.05.2015);

9. В Чувашии могут получить работу 1 345 трудовых мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://moygorod-online.ru/economic/career/career 13878.html. - интернет-газета «Мой город Чебоксары». -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 26.05.2015);

10. Сборник словарей: Ефремовой, Ожегова, Шведовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа httpV/что-означает.рф/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.

- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 19.08.2015 г.)

244

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

11. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://tolkslovar.ru/ie2403.html. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 19.08.2015 г.)

12. Словарь иностранных слов. Происхождения, значение и описание слов - Режим доступа http://www.megaslov.ru/html/k/kompetentn3v.html. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 19.08.2015 г.)

© Д.В. Малова, 2015

УДК 796.035

Монахова Елена Геннадьевна

канд.пед.наук, доцент кафедры физической культуры Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

г. Новокузнецк, РФ E-mail: monakhova.lena2011@yandex.ru

РОЛЬ СПОРТИВНОГО ТАНЦА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Проблема гипокинезии школьников очень актуальна для современного подрастающего поколения. Большую часть своего бодрствования школьники вынуждены проводить, сидя за письменным столом. На наш взгляд, одним из способов решения данной проблемы - введение в школьную программу уроков по спортивным танцам.

Ключевые слова

Спортивные танцы, физическая культура, двигательная активность, образовательный процесс, физическая

нагрузка.

Жизнь современного школьника характеризуется высоким удельным весом гиподинамии и гипокинезии. А ведь давно доказано, что основная причина многих болезней - недостаточная двигательная активность. Согласно статистике, 85% времени своего бодрствования школьники проводят за партой. Например, каждый день учащиеся 9-11 классов вынуждены сидеть по 6-7 уроков. Кроме этой обязательной школьной нагрузки, большинство старшеклассников посещают факультативные курсы и индивидуальные занятия (в основном по подготовке к ЕГЭ), что явно не способствует увеличению двигательной активности школьников. В процессе длительных учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддержания статической позы, нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

Обеспечить двигательную активность школьников призваны уроки физической культуры. В настоящее время учебным планом предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Казалось бы, что проблема гипокинезии школьников должна быть решена. Но, на наш взгляд, здесь есть явное противоречие. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает освоение учащимися основ различных видов спорта, сдачу нормативов. Ориентирована учебная программа на здорового школьника. А, как известно, таковыми могут считаться лишь 17-20% учащихся. Как же быть с остальными 80% школьников? Для решения этой проблемы во многих школах введены занятия лечебной физкультурой. Не отрицая их полезности, необходимо отметить, что при их проведении уровень двигательной активности сравнительно невысок.

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.