Научная статья на тему 'Структурно-функциональная организация информационнокоммуникационной среды современного общества'

Структурно-функциональная организация информационнокоммуникационной среды современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
386
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотов Виталий Владимирович, Лысенко Владимир Александрович

В статье на основе коммуникативно-коммуникационного подхода информационно-коммуникационная среда общества показана как коэволюционная система, состоящая их коммуникационной (система средств коммуникации) и коммуникативной (система действий коммуникантов) подсистем, каждая со своим набором функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная организация информационнокоммуникационной среды современного общества»

УДК 316.77

Зотов Виталий Владимирович

доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета om_zotova@mail.ru

Лысенко Владимир Александрович

соискатель кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета vadic321@rambler.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Zotov Vitaliy Vladimirovich

doctor of sociology, professor of the chair of philosophy and sociology, Southwest State University om_zotova@mail.ru

Lysenko Vladimir Alexandrovich

post-graduate student of the chair of philosophy and sociology, Southwest State University vadic321@rambler.ru

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF MODERN SOCIETY

Аннотация:

В статье на основе коммуникативно-

коммуникационного подхода информационнокоммуникационная среда общества показана как коэволюционная система, состоящая их коммуникационной (система средств коммуникации) и коммуникативной (система действий коммуникантов) подсистем, каждая со своим набором функций.

Ключевые слова:

коммуникативно-коммуникационный подход, информационно-коммуникационная среда, структурно-функциональная организация.

The summary:

Based on the communicative and communication approach The information and communication environment of the society is shown in the article as a coevo-lutionary system, consisting of communication (the system of communication media) and communicative (system of the communicants’ action) subsystems, each with its own set of functions.

Keywords:

communicative and communication approach, information and communication environment, structural-and-functional organization.

Информационный взрыв XX в. был бы невозможен без существенных изменений в способах и средствах передачи и получения социальной информации. Компьютер сегодня становится рядовым средством коммуникации, а в будущем может превратиться в одно из основных средств социального взаимодействия. Если это действительно произойдет, то, помня, что «средство сообщения есть само сообщение», логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику социальных коммуникаций. Тем самым Интернет как современная технологическая база информационно-коммуникационных потоков, становится эпицентром развития современной системы массовой коммуникации. В свою очередь, последняя коренным образом изменила жизнь общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность, то есть деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, но и, усложнив и трансформировав социокультурное пространство жизнедеятельности человека. В наши дни создается насыщенная информационнокоммуникационная среда, которая, будучи местом, где синхронизируют свое взаимодействие множество социальных субъектов, способна наиболее широко обеспечить социальное взаимодействие. Данная среда предстает как слабоструктурированная система, объединяющая взаимозависимых социальных субъектов, координирующих и согласующих свою совместную деятельность по хранению, передачи, переработки информации посредством информационнотелекоммуникационных технологий.

Социологическая теория изучения социальных, в том числе массовых коммуникаций -чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. В общем случае можно выделить два основных аспекта исследования массме-диа: коммуникационный и коммуникативный. При коммуникационном подходе, который идейно близок к традиционной классической парадигме, акцент делается на процессе передачи и приема информации, структурах, обеспечивающих такую возможность. Коммуникативный подход подразумевает понимание коммуникации как процесса общения, обмена мыслями, знания-

ми, чувствами, схемами поведения, а также как совместной деятельности участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой конструируется повседневность. В итоге присутствуют два основных аспекта исследования: коммуникационный и коммуникативный, положения которых взаимно проникают и взаимно дополняют друг друга. Это свидетельствует о складывающемся коммуникационно-коммуникативном дуализме, основанном на дуальности информации и коммуникации как конструирующих начал социальной реальности.

Современные исследования массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на изучение роли средств массовой информации и не учитывают в полной мере появление информационно-коммуникационной среды и как глобальной телекоммуникационной системы, и как нового социокультурного пространства. Исходя из предлагаемого дуалистического подхода к исследованию информационно-коммуникационной среды, ее структурно-функциональная организация представляет собой коэволюционную систему, состоящую из коммуникационной (система средств коммуникации) и коммуникативной (система действий коммуникантов) подсистем.

Социальные коммуникации происходят таким образом, что этот процесс взаимодействия индивидов можно рассматривать как систему в научном смысле и подвергать ее структурнофункциональному анализу, который строится, согласно Т. Парсонсу, на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) [1]. В рамках структурнофункциональной организации следует различать системные (внутренние) и социальные (внешние) функции. Системная функция участвует в процессах самоорганизации социальной системы, а социальная - в удовлетворении общественной потребности.

Элементы коммуникационной системы выполняют общественные функции, а элементы второй - системные. В первой подсистеме элементами выступают пресса, радио, телевидение и Интернет, которые в совокупности выполняют информационно-коммуникационную, социаль-но-ориентирующую, культуро-формирующую, рекреативную общественные функции, а во второй - такими элементами являются коммуникативные практика, личность, поведение и культура, реализующие соответственно латентную, целеполагающую, адаптивную и интегрирующую системные функции.

Коммуникационная система современных масс-медиа - это масштабная телекоммуникационная сеть, которая позволяет удовлетворять личностные, социально-групповые и общественные информационно-коммуникационные потребности за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Если рассматривать структурные изменения в коммуникационной системе (системе средств коммуникаций), то данные изменения в целом фиксируются, но они незначительны. Выбор того или иного средства информации в системе СМИ (печать, радио, телевидение) или отдельных источников в рамках этих средств (определенная газета, определенный телеканал) происходит под влиянием большого числа факторов объективного и субъективного свойства. Но, несмотря на это, телевизор и сегодня остается самым популярным средством массовой информации. Следующим по популярности является радио. 60 % жителей России слушает радио ежедневно. Отметим, что традиционные «бумажные» газеты и журналы все еще читают. Больше половины опрошенных (56 %) уверяют, что не реже раза в неделю читают газеты и журналы. Лишь каждый пятый сообщил, что не читает прессу. Интернет пока далек от лидирующих позиций и замыкает медийный рейтинг. Около % опрошенных (61 %) никогда не выходили во Всемирную паутину. Но именно Интернет оказывает все более возрастающее влияние на характер социальных коммуникаций, поскольку большее значение приобретает информация, генерируемая самими пользователями, передаваемая в режиме реального времени, нелокали-зованные по месту нахождения коммуникатора. Распределение социальных функций происходит следующим образом: информационно-коммуникационную функцию выполняют телевидение, радио и Интернет, социально-ориентирующую - телевидение и пресса, культуроформирующую - телевидение, и рекреативную - телевидение, радио и пресса.

Структурные элементы системы действия (коммуникативной системы) информационнокоммуникационной среды предстают для исследователя как практика, поведение, культура и личность и могут быть определены следующим образом. Понятие «коммуникативные практики», которое является видовым по отношению к понятию «социальные практики» и представляет собой совокупность рутинных и привычных способов действий и поведения, связанных с использованием средств коммуникации и информации для решения проблем и/или повышения эффективности деятельности в различных сферах жизни, удовлетворения информационнокоммуникационных потребностей.

Субъектом, осуществляющим коммуникативные практики, выступает коммуникативная личность, в структуре которой значимыми компонентами являются мотивационный, функцио-

нальный и рефлексивный. Коммуникативная личность - целеполагающий элемент в системе действия информационно-коммуникационной среды - представляет собой совокупность индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, ценностным диапазоном, сформировавшимся в процессе рефлексии, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Коммуникативное поведение - это социальное поведение, ориентированное на организацию системы коммуникации с целью оказания определенного влияния на отдельных людей, социальных групп и общества в целом. И, наконец, коммуникативная культура - это та часть современной культура, которая обеспечивает связность системы социальной коммуникации и символических элементов, способных стать посредниками в коммуникации.

Развитие Интернета как элемента системы средств коммуникаций ведет к формированию информационно-продвинутой группы, которая более адаптирована к информационнокоммуникационной среде общества за счет формирования коммуникативного типа личности, поведения, культуры и способа реализации социальных практик.

Сегодня именно навыки работы с современными информационно-телекоммуникационными технологиями являются гарантом эффективности деятельности в современном обществе. В настоящее время определенная часть россиян начала осуществлять свою повседневную деятельность в информационно-коммуникационной среде. Структурно-функциональные изменения системы действия информационно-коммуникационной среды в наибольшей мере фиксируются в информационно-продвинутой группе, которая более адаптирована к высокотехнологичной и динамичной среде информационного общества, ведет более активный, современный образ жизни, склонна к инновационному поведению и потреблению. Включенность в информационнокоммуникационную среду изменяет коммуникативное поведение, статусно-ролевые позиции личности, формирует новый спектр умений и навыков жизнедеятельности в системе социальных коммуникаций общества, а также, что более значимо, формируются новые социальные практики, отличающиеся виртуальным характером, инструментальным использованием информационнотелекоммуникационных технологий.

Акторами новых коммуникативных практик является информационно-продвинутая группа, которая более адаптирована к высокотехнологичной и динамичной среде информационного общества, ведёт более активный, современный образ жизни, склонна к инновационному поведению и потреблению. Пользование Интернетом позволяет этой группе легче ориентироваться в социальной среде, находить нужную информацию и принимать решения. Изучение этой группы представляется важной социологической задачей, поскольку она репрезентирует «будущее» российского общества, позволяет оценить степень и скорость освоения новых технологий и, в конечном счете, перспективы развития российского общества. В частности нашим исследованием зафиксировано, что в системе действия коммуникантов информационно-коммуникационной среды происходит институализация коммуникативных практик на фоне массовых коммуникативных затруднений. Основными барьерами распространения новых практик являются коммуникативные затруднения, понятые как проблемы, возникающие в системе коммуникаций при удовлетворении информационно-коммуникационных потребностей человека.

Ссылки: References (transliterated):

1. Парсонс, Т. О структуре социального действия. М., 1. Parsons, T. O strukture sotsial'nogo deystviya. M.,

2000. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.