Научная статья на тему 'Специфика авторского стиля студентов журналистов в программах радио ЮУрГУ'

Специфика авторского стиля студентов журналистов в программах радио ЮУрГУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
333
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ЖУРНАЛИСТИКА / СТИЛЬ / РАДИОВЕЩАНИЕ / СМИ / АВТОР СТУДЕНТ / ТЕЛЕРА ДИОКОМПАНИЯ ЮУРГУ ТВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестеркина Л. П.

В статье исследуются тексты студенческих авторских радиопрограмм с позиций филологического знания, теории журналистики и специфики радиовещания на базе университетской телерадиокомпании ЮУрГУ ТВ в Челябинске. Система приемов и методов создания авторского медиатекста студентами факультета журналистики понимается как инструмент оценки профессионального развития и отображения достижений обучаемых в области филологической и гуманитарной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика авторского стиля студентов журналистов в программах радио ЮУрГУ»

Шестеркина Л.П.

Национальный исследовательский университет ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» E-mail: 250852@mail.ru

СПЕЦИФИКА АВТОРСКОГО СТИЛЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В ПРОГРАММАХ РАДИО ЮУРГУ

В статье исследуются тексты студенческих авторских радиопрограмм с позиций филологического знания, теории журналистики и специфики радиовещания на базе университетской телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ в Челябинске. Система приемов и методов создания авторского медиатекста студентами факультета журналистики понимается как инструмент оценки профессионального развития и отображения достижений обучаемых в области филологической и гуманитарной подготовки.

Ключевые слова: текст, журналистика, стиль, радиовещание, СМИ, автор-студент, телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ

Слово, вербальный текст - не просто главный, но единственный инструмент радиожурналиста для передачи основного содержания, мыслей, идей; это осмысленный звуковой ряд, форма речевого общения, может быть, самая распространенная и, скорее всего, древнейшая знаковая система.

Особенностью текста радиопрограммы является его фонематическая доминанта. Он имеет ориентацию на слуховое восприятие аудитории. Все фонетические элементы - голос, звучащая речь, музыка, шумы и интершумы - находятся в композиционном единстве и связаны друг с другом, поддерживая и дополняя друг друга, но основная смысловая нагрузка ложится на содержание, стиль и язык произносимого текста. Существенное отличие радио от других средств массовой коммуникации заключается в том, что смысл, содержание информации может быть передано только при помощи текста. Радиотекст должен учитывать четкое произнесение фразы, её фонетические особенности (альтерации, наличие и отсутствие определенных гласных и согласных, длину фразы наличие и отсутствие причастных и деепричастных оборотов). Особую роль играют интонирование, акцентация отдельных предложений, эмоциональные подъемы и спады, паузы, междометия и т. д., все эти элементы в совокупности придают не только смысловую, но и эмоциональную окраску, а также способны подчеркнуть или исказить смысл.

Стилистика радиотекста имеет широчайшие диапазоны от сугубо литературного высокохудожественного текста до разговорного просторечия (вплоть до жаргона), который является

не только иллюстративным, но и основным содержательным материалом. Так, как правило, тексты интервью являются бытовым просторечным языком, а авторский текст носит публицистический характер. Различного рода импровизации, особенно в современных радиопрограммах, происходящих в прямом эфире, не имеют отчетливой стилистической ориентации и полностью зависят от личностных особенностей их автора. Радио по своей природе имеет коммуникативную доминанту, то есть обеспечивает непосредственную связь, непрерывную и трансляционную, между коммуникатором и аудиторией, однако обладает высочайшим художественным потенциалом, который может быть реализован как в тексте, так и при помощи вспомогательных и звуковых элементов [3, 62].

В отечественных средствах массовой информации исторически сложилась традиция перманентного недовольства качеством получаемых знаний, умений, навыков, компетенций выпускников факультета журналистики вузов, причем объектом критических оценок часто становится отсутствие ярко выраженного творческого стиля, авторской индивидуальности молодых журналистов. В связи с этим в учебной программе по обучению студентов на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета ведущие позиции отводятся преподаванию дисциплин филологопрофессионального, теоретико-профессиональных, профессионально-тематического, языкового, профессионально-творческого модулей, направленных на изучение литературоведения, истории отечественной и зарубежной литературы, теоретических основ журналисти-

ки и системы массовой коммуникации, актуальных проблем русского языка и литературного редактирования.

Студент, специализирующийся в области радиовещания, учится соотносить образ автора с особенностями своего индивидуального журналистского стиля и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия.

Подготовка будущих журналистов к созданию профессиональных текстов телерепортажей в ЮУрГУ происходит на базе телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ. Созданная как структурное подразделение Южно-Уральского государственного университета, то есть высшего учебного заведения, телерадиокомпания взяла на себя выполнение задач совершенствования журналистского образования.

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ имеет статус государственной компании. Это первая, и пока единственная, в России телерадиокомпания, работающая в рамках университета, изменившая образовательный процесс и информационно-образовательную среду в вузе, создав новую форму профессионального общения, преподавания, распространения знаний.

Этот процесс успешно коррелируется с современными тенденциями инновационного развития высшей школы, меняющимися моделями эффективной коммуникации как ключевыми практическими задачами образовательного процесса, которые выдвигают необходимость использования новых медийных практик в университетской жизни.

Авторский стиль студентов в программах Радио ЮУрГУ проявляется по-разному: в «ЮУрГУ: от А до Я» мы наблюдаем у всех авто-ров-студентов свободный выбор тем для рубрики, тогда как в передачах «Спорт» авторы ограничены внутренней концепцией программы (автором исследования проанализированы 150 текстов студенческих радиорепортажей).

Основная трудность для студентов в организации своих авторских программ состоит в необходимости выбора стержня для своей программы, разработке концепции передачи. Радиовещанию, безусловно, присуще такое бесспорное специфическое качество электронного СМИ, как оперативность, то есть сообщение участников событий или диалогов друг с другом в режиме реального времени. Тем самым достигается не только расширение коммуника-

тивного пространства, о котором мы говорили, но и резкое (абсолютное) сокращение предком-муникативного времени (времени, необходимого для установления контакта коммуникации его субъектов с реципиентами) [2, 139].

Автор-студент решает для себя - его передача - это простая, краткая и информативная программа или это разыгрывание сценического диалога у микрофона, обыкновенный рассказ или особенный комментарий.

Авторские программы на студенческом радио имеют свои стилистические особенности.

В создании радиопродукта автор-студент старается представить себе (смоделировать) свой будущий материал - и это не признак нетерпения, а необходимая подготовительная работа, помогающая ему запастись всей информацией, требуемой для создания журналистского произведения.

Одной из главных целей автора является передача информации (коммуникативный акт). Студент должен уметь выразить мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения или его литературной основой.

Студент-автор подходит к жизненному материалу со своими мерками, основываясь на журналистском опыте, и здесь чрезвычайно важны избранные (или заданные) тема и идея произведения.

Тема (от греч. положение, о котором рассуждают) - это вопрос, выделенный автором как самый главный для данного материала (здесь и далее мы приводим примеры текстов радиопрограммы студентки М. Орешковой «От заката до рассвета»).

«Программа «От заката до рассвета» посвящена ночной жизни Челябинска, области и других регионов».

Идея (от греч. понятие, представление) -основная мысль произведения, выражение авторской позиции. Идея может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями. Если говорить упрощенно, тема - это о чем, а идея - зачем.

«Передача «От заката до рассвета» знакомит слушателей с предстоящими клубными со-

бытиями, анонсирует выступления музыкантов и тематические вечеринки в ночных заведениях города, а также делает обзор истории и новинок музыкальных направлений и стилей».

Так же, как жизненный материал шире литературной основы, так и тема шире идеи. Одной и той же теме могут быть посвящены различные журналистские радиопроизведения, но идея у каждого из них будет своя.

Работая над композицией радиопрограммы, студент-автор находится в определенной зависимости от фабулы (от лат. басня, рассказ) - той цепи событий, о которой повествуется в материале. В документальном произведении фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы, журналист выстраивает сюжет своего произведения.

Радио ЮУрГУ

Программа «От заката до рассвета»

Автор и ведущий М. Орешкова Тема: «Эпоха клубного андеграунда» Сценарный план

00:00:00 Позывные программы «От заката до рассвета»

00:00:03 нарезка криков разных МС Сюжет (от фр. предмет) - ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии, включающий в себя понятия осмысления жизненного материала.

Драматургия (от греч. искусство построения произведения) - это способ организации жизненного материала, в ее основе всегда лежит конфликт - столкновение двух противоположных начал: положительного и отрицательного, добра и зла, благородства и подлости, правды и лжи, чести и бесчестия, жизни и смерти, белого и черного...

Умение определить конфликт как движущую пружину общественного развития, человеческих поступков, различных явлений природы и на основе этого конфликта драматургически выстроить свое произведение - такой подход будущего радиожурналиста к радиоматериалу как раз и выявляется в значительной мере в композиционном своеобразии его материалов.

Конфликт, лежащий в основе драматургии, помогает превратить фабулу (реальную последовательность событий) в стройный сюжет (художественно организованное повествование об этих событиях на радио). Известны следующие составляющие части сюжета:

- экспозиция - своеобразный пролог (примеры из радиопрограммы «От заката до рассвета»:

«00:00:13 МС, Щ’8, клубы... сегодня для нас, челябинских тусовщиков, это так привычно, обыденно. Никто из нас даже не задумывается, что еще 13 лет назад в нашем городе не было всего этого. Привет всем! В студии Марфа! И сегодня на закате я расскажу вам, как начиналась эпоха клубной культуры в Челябинске».

- завязка - начало действия:

«клубом тогда называли Дворец Культуры».

- развитие действия - более или менее подробное повествование о происходящих событиях:

«Днем здесь велись всякие кружки: вязание, папье-маше. Вечером утраивали танцы -под баян или патефон. Заключительные номера шоу-программы: лекция о вреде алкоголя и просмотр кино».

- кульминация - высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета «сжимается» до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта):

«Ладно, название! А танцевать где приходилось?! В лучшем случае в здании дома культуры. В худшем - притаптывать траву и пыль в городском саду».

- перипетии - события, ведущие к развязке:

«Как бы все это не казалось нам сегодня смешным, тогда такие «Вечера.» посещало и 500, и больше человек. Сегодня - очень приличная цифра даже для самого гламурного клуба».

- развязка - конец, завершение конфликта, действия;

«В 80-е годы в Челябинске было положено начало нашей клубной культуре, ночной жизни, движению клабберов, тусовщиков и прочих любителей такой жизни».

- эпилог - краткое повествование о последующих событиях:

«Сейчас у меня рассвет. А на закате следующего дня я расскажу, как дальше развивалось клубное движение нашего города».

Таким образом, те или иные элементы сюжета могут быть опущены в студенческом жур-

налистском радиопроизведении, их последовательность может меняться. Все зависит от авторского замысла. Студент-автор начинает свой материал непосредственно с кульминации -важнейшего момента и только потом может рассказать, как развивались события, приведшие к подобному завершению. Сюжет - не композиционная формула, незыблемая по своим канонам, но инструмент творчества, который при профессиональном подходе дает эффективные результаты.

«00:00:13 МС, ЩЪ, клубы. сегодня для нас, челябинских тусовщиков, это так привычно, обыденно. Никто из нас даже не задумывается, что еще 13 лет назад в нашем городе не было всего этого. Привет всем! В студии Марфа! И сегодня на закате я расскажу вам, как начиналась эпоха клубной культуры в Челябинске».

00:01:00 Нарезка советских песен «Я встретил тебя на танцплощадке...» и пр.

«Именно «танцплощадка», «......», «..».

А не клуб. Все потому, что клубом тогда называли Дворец Культуры. Днем здесь велись всякие кружки: вязание, папье-маше. Вечером устраивали танцы - под баян или патефон. Заключительные номера шоу-программы: лекция о вреде алкоголя и просмотр кино. В роли арт-директо-ров тогда выступали активисты Комсомола».

Из «Карнавальной Ночи»: «Официально заявляю, что за все это безобразие ответственности не несу».

«Именно поэтому появившееся уже в 80-е годы слово ДИСКОТЕКА неохотно использовалось. Вместо него на афишах писали «Танцевальные вечера для молодежи», «Для тех, кому за 30.».

Ладно, название! А танцевать где приходилось?! В лучшем случае в здании дома культуры. В худшем - притаптывать траву и пыль в городском саду.

Но и это не самое страшное! На таких «танцевальных вечерах» утверждалась даже музыка. С огромным трудом радист (теперь это ф) мог поставить песни Элтона Джона или ВИА «Тич Ин».

Зарубежные исполнители 80-х.

Музыка тогда не сводилась. Перед треком была пауза, во время которой ведущий дискотеки (в настоящее время МС) успевал рассказать об исполнителе, который сейчас зазвучит. Ведущий работал как массовик-затейник.

«The Drill & Mr.Finger».

Нет-нет! Что вы! Читать рэп он не пытался, ... да и понятия не имел о том, что это такое.

Осветительную технику тогда собирали своими руками. Приносили из дома выключатели и прикрепляли их в один или 2 ряда на полированную доску от шкафа. К ним добавляли софиты - вот вам кнопчатая станция!

«Ключ на старт! - Есть ключ на старт! -Проверить стробоскопы...»

Стробоскопы делали на базе фотовспышек. А дым-машины имели нехитрую конструкцию. Она представляла собой электроплитку, железный лист и вентилятор. Дым был таким едким, что еще 2 дня после этого в горле стоял ком. Зато это была дым-машина - круто!!!

Как бы все это не казалось нам сегодня смешным, тогда такие «Вечера.» посещало и 500, и больше человек. Сегодня - очень приличная цифра даже для самого гламурного клуба.

В 80-е годы в Челябинске было положено начало нашей клубной культуре, ночной жизни, движению клабберов, тусовщиков и прочих любителей такой жизни.

00:03:00 Позывные программы «От заката до рассвета»

Сейчас у меня рассвет. А на закате следующего дня я расскажу, как дальше развивалось клубное движение нашего города.

Анализ этой части текста студенческой радиопрограммы показывает, что студенты-журналисты специализации «Радиовещание» стараются использовать безграничные возможности вербального текста, овладение которыми не только позволяет точно описывать события, характеры, внешний облик и внутренний мир героев, но и проявить собственную индивидуальность, сделать авторский материал узнаваемым, ни на чей другой не похожим [1].

Таким образом, процесс обучения студен-тов-журналистов особенностям авторского стиля на радио характеризуется своей спецификой. В отличие от работы в телевизионном эфире на радио у студентов нет возможности использовать свои внешние данные, жестикуляцию или телеэффекты для усиления выразительности своего текста. Студент-автор усваивает, что главными составляющими выразительных средств радио являются слово, голос, музыка, шум; он учится проявлять собственную авторскую творческую индивидуальность, передавать

эмоции, умело использовать широкие возможности вербального текста.

Овладение требуемым профессиональным инструментарием при инновационном подходе со стороны студента к созданию авторского произведения происходит в алгоритме количественного накопления филологических знаний соответствующих радиовещанию навыков и умений, компетенций. Диалектика процесса журналистского образования здесь проявляется в том, что сумма тренингов (при классической схеме обучения) заменяется суммой получения произведенных студентом-автором профессиональных действий в режиме реального производства медиаконтента, для которого характерно безусловное выполнение и соблюдения ряда квалификационных требований тех-

нического и творческого характера. Немаловажным условием при подобном алгоритме деятельности студента в качестве автора-журна-листа программопроизводящей и вещательной телерадиокомпании (в данном случае, ЮУр-ГУ-ТВ), является обеспечение цикличности ее деятельности, в той части, которая связано с регулярностью выпуска в эфир произведенного продукта. Определенным обстоятельством ценности предлагаемого процесса подготовки студентов-журналистов к авторской деятельности в радиовещании является и факт его успешной практической апробации и внедрения в функционирование системы подготовки профессиональных кадров, существующей на факультете журналистики ЮУрГУ.

Список литературы:

1. Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: Дисс. доктора пед. наук: 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2004. - 368 с.

2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004. - 174 с.

3. Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс. Ч.2 Теория и методика журналистики. Ульяновск., 2000. - 109 с.

Сведения об авторе: Шестёркина Людмила Петровна, доцент кафедры средства массовой информации, декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета,

кандидат исторических наук Тел. (351) 2679029, 89026056939, e-mail: 250852@mail.ru

Shesterkina L.P.

THE SPECIFIC OF AUTHOR'S MANNER OF STUDENTS-JOURNALISTS IN MAKING PROGRAMS ON UNIVERSITY RADIO

In the article there are investigated texts of student radio programs from the point of view of philological knowledge, the theory of journalism and the specific of radio broadcasting on the base of the unique in Russia university TV and radio company SUSU-TV in Chelyabinsk city. The system of ways and methods of making media text by students of journalistic faculty is defined as the tool of an evaluation of professional development and reflection of achievements of trainees in the field of philological and humanitarian preparation.

Key words: text, journalism, style, radio broadcasting, mass media, author-student, TV and radio company SUSU-TV.

References:

1. Akopova M.A. The theory and methodology of realization of the person-focused approach in the conditions of choice of additional educational programms: Doctoral thesis on pedagogical science: 13.00.08. - Saint-Petersburg, 2004. - 368 c.

2. Berezin V.M. Mass communication: essence, channels, actions. M., 2004. - 174 c.

3. Samarcev O.R. Modern communicative process. Part 2. The theory and methods of journalism. Ulyanovsk, 2000. - 109 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.