Научная статья на тему 'Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий'

Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6837
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ УУД / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ / ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ / СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / SUBJECT (PERSONALITY) OF TRAINING / UNIVERSAL TRAINING ACTIONS / PERSONAL UNIVERSAL TRAINING ACTIONS / VALUES / PERSONAL EXPERIENCE / VALUE-MEANING DEVELOPMENT / PERSONAL MEANINGS AND VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Олеговна

В статье процесс смыслообразова-ния рассмотрен в контексте личностных универсальных учебных действий, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Показано его значение для развития личности ученика как субъекта учебной деятельности, для формирования ценностносмысловой структуры личности. Этапы смыслообразования соотнесены с конкретными учебными действиями школьников, определены требования к методам и технологиям обучения в целях обеспечения процесса смысло-образования учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaning Formation as the Basis of Personal Universal Training Actions

The process of meaning formation in the context of personal universal training actions, determined by Federal State Educational Standards is considered in the article. The significance of the process of meaning formation for the development of the pupil personality as a subject of training activity for the formation of value-meaning structure of personality is shown. The stages of value-meaning are correlated with concrete training actions of schoolchildren and the requirements to methods and technologies of training for the purpose of ensuring the process of meaning formation of pupils are determined.

Текст научной работы на тему «Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий»

смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий

В статье процесс смыслообразова-ния рассмотрен в контексте личностных универсальных учебных действий, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Показано его значение для развития личности ученика как субъекта учебной деятельности, для формирования ценностно-смысловой структуры личности. Этапы смыслообразования соотнесены с конкретными учебными действиями школьников, определены требования к методам и технологиям обучения в целях обеспечения процесса смыслообразования учащихся.

Сегодня объем информации, которая получена в ходе научной и практической деятельности людей, увеличивается лавинообразно. Известно, что в настоящее время удвоение знаний происходит ежегодно, хотя еще 40 лет назад этот процесс занимал пять лет. Естественно, знания, усвоенные учащимися в школе, также стремительно устаревают и нуждаются в постоянном кардинальном обновлении либо коррекции. В общественном сознании предназначение школы как социального института трансформируется - она уже не рассматривается как основной источник знаний, цель ее деятельности не просто передача знаний,

Е.О. Иванова

Ключевые слова:

Универсальные учебные действия, личностные УУД, смыслообразование, ценности, личностный опыт, ценностно-смысловое развитие, личностные смыслы и ценности, субъект учения.

умений и навыков от учителя к ученику, а развитие ученика как субъекта самообразования, обладающего прежде всего умением учиться. То есть ожидается, что ученики по окончании школы будут не только обладать неким объемом знаний, но и окажутся способными самостоятельно ставить познавательные и учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои результаты.

Для реализации этой цели ФГОС второго поколения предложена система универсальных учебных действий (УУД), которые предстоит освоить ученикам. Универсальные учебные действия рассматриваются в ФГОС как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Эти обобщенные действия позволяют ученикам ориентироваться не только в различных предметных областях, но и в строении учебной деятельности - цели, ценностно-смысловые характеристики, операциональный состав. УУД свойствен широкий перенос, т.е. действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов, а также в любой жизненной ситуации. Кроме того УУД позволяют осмысливать и включать новые знания в личностный опыт ученика в соответствии с его познавательными дефицитами и запросами.

Выделены четыре группы УУД: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Остановимся более подробно на личностных УУД. Они направлены на осознание, исследование, понимание и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Личностные УУД призваны обеспечить нравственную активность учащихся на основе их ценностно-смысловых ориентаций. Это - специфическая «активность сознания и воли, направленная на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [4, с. 128]. С точки зрения деятельностного подхода, в соответствии с идео-

логией которого создан ФГОС, значимым является то, что личностные УУД связаны с ценностным способом моделирования, структурирования и осуществления деятельности.

Личностные УУД являются основой для формирования и реализации всех остальных видов действий. Например, регулятивные действия «обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения». Выполнить эти действия без сформированной системы ценностно-смысловых представлений невозможно. Коммуникативные действия, такие как умение слышать, слушать и понимать, также связаны с прояснением смыслов собеседников, с выработкой некого общего смысла, то есть по сути являются личностными.

Применительно к школьной практике личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Следует сказать, что в рамках культурологической концепции содержания образования, разрабатываемой в лаборатории дидактики ИТИП РАО, о значимости эмоционально-ценностной деятельности учащихся говорится достаточно давно. В том числе и о действиях, связанных с нравственно-личностными умениями учащихся. Так И.Я. Лернер, рассматривая учебные умения, выделил группу психолого-характерологических умений [6]. В нее вошли, в частности, умения:

- проводить самонаблюдение и самоанализ в процессе учения;

- давать самооценку в ходе учения;

- осознавать свои мотивы действия;

- самонастраиваться на деятельность учения:

- самонастраиваться на перемену деятельности;

- самонастраиваться на коммуникативную деятельность, связанную с учением;

- управлять своими интересами, влиять на свои мотивы;

- делать самоотчет о степени подготовленности к выполнению задания и о степени достижения цели учения.

Эти действия, по сути, также являются личностными УУД, нацеливая ученика на сознательное учение, на осознание своих возможностей, потребностей, на мотивацию собственной учебной деятельности.

Личностные УУД обеспечивают:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задуматься над вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Рассмотрим процесс смыслообразования и те УУД, которые связаны с ним. Значимость данного процесса в том, что он является базовым, исходным для самоопределения и нравственно-этического оценивания. В основе смыслообразования лежит понимание личностного смысла как «индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня», усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [7, с.192]. Смысл является условием успешности регуляции деятельности.

Личность развивается в пространстве смыслов, смыслообразование характерно для всех видов деятельности (игровой, учебной, социальной). В школьном возрасте происходит личностное самоопределениие учащихся, они решают задачу «принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования» [10, с. 146].

По словам Ю.В. Сенько, «образование - это своего рода способ производства смысла и понимания, а смысл образования - в образовании смыслов» [8, с. 22]. Обучение, конечно, не является процессом прямой передачи смыслов (это невозможно). Возможно лишь постепенное введение учащихся в смыслы педагога в ходе учебной деятельности, общения. Смыслы педагога не механически копируются учениками, а включаясь в их уже существующую иерархию, связываются с актуальными для учащихся в настоящий момент времени смыслами.

Неразрывно связанным с понятием смысла является понятие ценности. Это осознаваемая значимость для субъекта тех или иных явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта. «Человеку свойственно обрести смысл

того, что он делает. Среди смыслов есть и такие, которые разделяются множеством людей на протяжении истории... Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями» [5, с. 207]. Ценности - это абстрактные понятия, являющие собой ориентиры или идеалы, с которыми человек соотносит, сравнивает свои реакции или деятельность других индивидов.

Несмотря на многозначность понятия «ценности», можно выделить два аспекта, которые необходимы для понимания значимости личностных УУД.

Во-первых - ценности всегда связаны с оценивающим субъектом. Они отвечают его индивидуальным особенностям, потребностям и интересам. В соответствии с этим осознается ценность того или иного предмета, явления. Таких оценок может быть столько, сколько есть оценивающих субъектов.

Во-вторых, ценности являются продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп. Наличие ценностей придает смысл социальным нормам, т.к. нормативное поведение направлено на достижение разделяемых в социуме идеалов.

Соответственно, можно выделить индивидуальные ценности как цель для удовлетворения потребностей индивида и социальные ценности как цель для удовлетворения потребностей общества.

В педагогике ценностно-смысловое развитие учащихся в ходе освоения содержания образования рассматривается в различных подходах. Обозначим лишь некоторые. Так, в личностно ориентированном обучении В.В. Сериков подчеркивает значение личностного опыта, внутренней смыслопоисковой деятельности школьников как компонентов содержания образования и процесса обучения [9].

В педагогической герменевтике А.Ф.Закировой выявлены закономерности развития личностных смыслов учащихся при интерпретации текстов культуры [3]. Ценностно-смысловое освоение культурного опыта, содержащегося в текстах, эффективно осуществляется:

а) при изучении структуры информационного потока, включающего различные письменные источники (рукописи, печатные издания электронные издания, информационные ресурсы Интернет);

б) в процессе личностной интерпретации содержания письменных текстов;

в) в творческом преобразовании письменной информации (создание оригинальных текстов);

г) в активном применении результатов чтения в межличностном общении.

В рамках психодидактического подхода образованию отводится особая роль в процессе трансформации культуры в индивидуальные ценности и смыслы. Образование - это развивающая среда, где происходит смыслоразвитие личности, где должны быть созданы условия для становления индивидуальных смыслов учащихся при освоении содержания образования.

Процесс смыслообразования подробно изучен Е.Г.Беляковой. В контексте анализа личностных УУД значимым является ее вывод о том, что «общие условия смыслообразования при изучении предметов разных учебных циклов реализуются через индивидуализацию обучения, активизацию личностно-смыслового фактора в отборе и освоении содержания образования, привлечение гуманитарных текстов, межпредметную интеграцию на аксиологической основе. Специфические условия смыслообразования связаны с интерпретационным потенциалом текстов, выступающих в качестве содержания образования, воз-растно-психологическими особенностями обучающихся, их базовыми смысловыми установками и уровнем образования» [1]. В то же время автор доказал, что в условиях обучения динамика смыслообразования соотносима с этапами урока и решаемыми в их рамках педагогическими задачами:

- актуализация субъектного опыта обучающихся;

- освоение обучающимися предметного знания и осмысление его социально-личностной значимости;

- оформление осмысленной аргументированной ценностно-смысловой позиции;

- ценностно-смысловое самоопределение личности — определение способов реализации освоенного культурного опыта в творческой деятельности.

Е.Г. Белякова выделяет четыре этапа процесса смыслообразования [2]:

На первом этапе смыслообразования происходит актуализация личностных смыслов учащихся. Здесь, на конкретном уроке, в ходе изучения темы или раздела курса, выявляется ранее сложившееся у учеников отношение к предмету освоения. Специфика данного этапа состоит в необходимости выявления уже имеющегося знания, представленного не только как определенная осведомленность в предмете

освоения, но и в эмоционально-ценностной, смысловой и отрефлекси-рованной форме (невербализуемые смыслы, личностные конструкты, переживания, убеждения, личностные ценности). Актуализированный опыт выступает основой для последующего развития и обогащения.

Второй этап смыслообразования связан с освоением нового знания, когда происходит осознание культурных значений как объективного содержания культурного опыта. Значения выступают средством развития и обогащения смысловой системы личности, освоения школьниками новых способов категоризации опыта. Задачи данного этапа включают создание условий для освоения и интеграции двух взаимосвязанных смысловых проекций знания — его когнитивной и аксиологической составляющих. Смыслоообразование реализуется преимущественно на основе когнитивных механизмов, которые обеспечивают освоение операциональных смыслов. Следует побуждать школьников к пониманию значимости данного знания в соотнесении с теми задачами, (учебно-познавательными, предметно-практическими, жизненными, профессиональными), для успешного решения которых оно необходимо. Процедура смыслополагания направляет процесс осмысления на конечные цели освоения знания. Она позволяет выявить смысл каждого из осваиваемых компонентов деятельности учения (в том числе и знаний), выработать мотивы, выходящие за пределы учебно-познавательной ситуации, связать новое знание с различными смысловыми контекстами, осознать его социально-личностную ценность, увидеть возможность его использования для решения значимых задач и т.д.

Третий этап смыслообразования — это прояснение аксиологических смыслов освоенного знания и их принятие в качестве личностных ценностей. На основе сформированной базы знаний учащиеся оказываются подготовленными к новому уровню взаимодействия, на котором происходит осознание и уточнение личностной ценностной позиции, создание ее структуры. Процесс смыслостроительства осуществляется в форме диалога смысловых позиций участников педагогического взаимодействия. Здесь происходит очерчивание границ личностной ценностной позиции, которая выявляется, наполняется новым содержанием в диалоге благодаря взаимодействию со смыслами участников диалога, приобретает определенность и аргументированность. Предметом диалога выступает смысловая проблема, которая требует обоснования ценностных приоритетов при выборе ее

решения и разные грани которой высвечиваются в процессе коллективного обсуждения.

Четвертый этап смыслообразования — это достижение ценностно-смыслового самоопределения, то есть осознания учениками себя в роли социокультурного субъекта в культурном пространстве, определение способов самореализации в соответствии с достигнутым пониманием ценностей и смыслов, смысложизненное проектирование, определение путей реализации освоенных культурных смыслов. Смыслообразование должно обеспечить внутриличностную интеграцию на основе сложившейся ранее системы ценностей. Этот процесс происходит в форме самоосмысления (через призму новых ценностей и смыслов) и рефлексии собственных стратегий взаимодействия с миром, осознания целей и способов их достижения. Условием выявления смысловых интенций личности выступает особый смысловой контекст — «Я и моя жизнь, мои цели и ценности, мое отношение к миру».

Рассмотрим более детально, какие виды личностных УУД могут быть сформированы на каждом из этапов смыслообразования. При этом, в целом, эти действия являются конкретизацией основных смы-слопоисковых действий - восприятия, понимания, анализа, оценки.

Этап Универсальное учебное действие

1. Актуализация личностных смыслов. - Анализ, сравнение и сопоставление информации; - оценка; - обоснованный смысловой выбор; - рефлексия; - интерпретация; - понимание; - самооценка; - определение и формулировка позиции; - аргументация точки зрения; - коммуникативные умения.

2. Освоение нового знания. - Осмысление текста; - интерпретация; - коммуникативные умения; - обоснованный смысловой выбор; - принятие ценностно-значимых решений; - видение жизненной и практической значимости

нового знания; - видение ценностно-смыслового контекста знания, проблемы; - постановка вопросов до, во время и после предъявления нового знания; - определение образовательных дефицитов и формулировка познавательных запросов; - рефлексия; - самооценка; - выражение словами чувств и идеи; - анализ; - сравнение и сопоставление информации; - вынесение заключения, высказывание суждений на основе анализа фактов; - соотнесение нового знания с уже имеющимся и личностным опытом; - высказывание предположений по содержанию, целям, созданию и использованию нового знания; - суммирование (выделение главного) в новом знании; - анализ и сопоставление информации из различных источников; - оценка достоверности информации.

3. Прояснение и принятие смыслов нового знания. - Осмысление текста культуры; - интерпретация; - коммуникативные умения; - обоснованный смысловой выбор; - принятие ценностно-значимых решений; - решение моральной дилеммы; - оценка новых знаний с различных точек зрения; - рефлексия; - сравнение смысловых и ценностных позиций; - интерпретация; - понимание субъектной ценности нового знания (жизненной, личностной, социальной).

4. Ценностно- смысловое определение. - Обоснованный смысловой выбор; - рефлексия; - самооценка; - определение и формулировка позиции; - аргументация точки зрения;

- коммуникативные умения;

- обобщение;

- обоснованный смысловой выбор;

- принятие ценностно-значимых решений;

- постановка ценностно-смысловых вопросов и

формулировка проблем на основе усвоенного

знания;

- постановка индивидуально-значимой цели;

- определение способов достижения цели.

Данный перечень не является законченным. В нем перечислены те действия, которые педагоги часто используют на уроках. Однако их отнесенность к личностным УУД позволяет более полно и целесообразно реализовывать их развивающий потенциал.

Выделены следующие требования к методам обучения с точки зрения эффективности формирования личностных УУД:

- предоставление ученику возможности ценностно-смыслового выбора в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями и интересами;

- наличие пространства коммуникации;

- создание условий для прояснения и оформления смыслов в ходе учебной деятельности;

- обеспечение оценочной деятельности учащихся, нацеленной на осваиваемое содержание культуры, а также на самого себя (самооценка и рефлексия);

- возможность создания учениками собственного образовательного продукта.

Данным требованиям отвечают многие современные образовательные технологии, в которых используются:

• деятельность в коммуникативном поле, работа в парах, группах, открытый диалог, диспут, дискуссия;

• интерпретация предложенных учителем и создание собственных текстов культуры (художественных, публицистических, научно-популярных, учебных, рефлексивных текстов (дневники, эссе, самонаблюдения), обрядов, традиций, произведений искусства и т.д., свободное письмо;

• различные формы предъявления и преобразования информации: визуализация, драматизация, ролевые и деловые игры, графические организаторы;

• задания, позволяющие осознать социально-личностную ценность знания и деятельности, личностный рост - такие, как технология портфолио;

• анализ ситуаций, содержащих ценностно-ориентированную смы-слопоисковую коллизию;

• анализ ситуаций, содержащих неопределенность, то есть не имеющих однозначного решения из-за неполноты, недостаточности информации об объекте, процессе, явлении или из-за неуверенности в достоверности информации;

• анализ, сопоставление и оценка информации из различных источников.

В целом, смыслообразование как один из видов личностных УУД связано с мотивационной стороной учебной деятельности. Это процесс и результат взаимодействия личностных смыслов и ценностей учащихся с социокультурными смыслами и ценностями, которые предъявляются ему в процессе обучения. В результате формируется неповторимая, индивидуальная ценностно-смысловая позиция ученика, которая оказывает существенное влияние на его деятельность. При этом перед педагогами встает серьезный вопрос - каким образом оценить сформированность тех или иных действий, обеспечивающих смыслообразование? Насколько правильно ученик интерпретировал текст, насколько убедительны его аргументы в поддержку собственной позиции, верен ли его ценностный выбор? Понятно, что существующая система балльной оценки в данном случае неприемлема, необходим принципиально иной механизм организации оценочной обратной связи от учителя к ученику, учителя, который побуждал бы его к дальнейшему поиску личностных смыслов.

Литература

1. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - Тюмень, 2009.

2. Белякова Е.Г Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета -2009. - № 5.- С. 8 -15.

3. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2006.

4. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. - Томск, 1984.

5. Леонтьев А.И. Философия психологии. - М., 1994.

6. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках // Проблемы школьного учебника. Вып. 12. - М., 1983. - С. 228-234.

7. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.

8. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования, М.: Академиа, 2000.

9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

10. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Издательство: Международная педагогическая академия, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.