Научная статья на тему 'Реформирование системы образования'

Реформирование системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный взрыв / глобализация / модульная система / болонский процесс / духовно-нравственные ценности
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in the sphere of education in connection with transition to the European system of education are discussed.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы образования»

УДК 378:371.27

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

С.И. Шерстобитов, доцент, ХНАДУ

Аннотация. Обсуждаются проблемы в сфере образования в связи с переходом на европейскую систему.

Ключевые слова: информационный взрыв, глобализация, модульная система, Болонский процесс, духовно-нравственные ценности.

Введение

19 мая 2009 года исполнится четыре года, как Украина присоединилась к Болонскому процессу. Все это время идет поток приказов, указаний, распоряжений, рекомендаций. Появилось много публикаций в печати. Попытаемся некоторые из них проанализировать, классифицировать и выразить свое отношение к происходящему.

В 70-х годах прошлого столетия международная организация труда, обобщая опыт подготовки рабочих в экономически развитых странах, разработала модульную систему профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. В 1988 году появляются международные стандарты качества продукции [1]. В 1997 году модульная методика начала внедряться в Украине. В 1999 году страны Европейского сообщества подписали Болонское соглашение с целью построения единой Экономической Европейской зоны образования. В 2001 году международные стандарты качества продукции становятся государственными стандартами Украины [2 - 6]. 19 мая 2005 года Украина присоединяется к Болонской декларации.

Результаты реформирования сферы образования

Отметим, что все перечисленные события происходят на фоне информационного взрыва, затронувшего все стороны жизни человеческого сообщества. Начало информационной революции относится к 70-м годам прошлого столетия и обусловлено появлением ЭВМ нового поколения - персональных

компьютеров, доступных уже тогда относительно широкому кругу потребителей. Все слои человеческого сообщества оценили появление нового, виртуального носителя информации. Его возможности по сравнению с печатным (жестким) носителем информации очаровывали, восторгали, пугали своими открывающимися и до конца не осознанными возможностями. Информационный взрыв явился началом глобализации процессов, затронувших торговлю, обмен информацией, движение капиталов, миграцию, межгосударственные отношения, деятельность международных организаций, транснациональные корпорации и т. п. [7].

Международная организация труда первая отреагировала на начало глобализации путем введения модульной системы подготовки рабочих кадров. Отличительная особенность модульной системы заключается в её ориентации на занятость путём тщательного изучения рынка труда и направления своих усилий на удовлетворение требований потребителя. К моменту появления Болонского соглашения модульная технология имела более чем 20-летний опыт применения. Стало очевидным, что модульное обучение основано на системном подходе к профессиональному обучению. Не удивительно, что модульная технология была воспринята высшей школой [8] и стала затем инструментарием по подготовке специалистов с высшим образованием, способных обеспечить качественное выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с международными стандартами.

Воздействие глобализации на систему образования коснулось прежде всего стратегий развития международных отношений между учебными заведениями, проблем транснационального образования, международных гарантий качества образования, региональной и межрегиональной коопераций, информационных и коммуникационных технологий образования, виртуальных университетов, обеспечения равенства и доступа к образованию [7]. Доступ к знаниям расширился. В результате чего ВУЗ перестал обладать монополией на знания [9, 10]. Сдвинулись акценты в обучении. Меняется парадигма образования, поскольку задача теперь заключается не столько в передаче информации, сколько в научении, как применять полученную информацию.

Спрашивается - поставленные жизнью задачи посильны отечественной системе образования? Ответ, безусловно, положительный. И доказательством тому служит неослабевающая потребность в «наших мозгах». Так, «ко-жен сьомий електронщик у США сьогодш -випускник Харювських ВНЗ» [9]. Более того, в [11] приводится следующая статистика: «среди 145 стран мира Украина имеет рейтинг конкурентности - 73-е место. Однако показатели развития образования выше:

- качество начального образования -49-е место;

- доступ к высшему образованию - 17-е место;

- качество математической подготовки -44-е место;

- качество образовательной системы -47-е место.

Но, тем не менее, в последние годы звучит: «Не сподобились до Европы, до Болонского процесса!». Сей глас - громкий, не позволяющий сомневаться, повергающий в шок те педагогические кадры, которые готовили и готовят как раз те самые «мозги», «утекающие» в экономически развитые страны и с радостью там принимаемые.

Сложившаяся ситуация, характерная не только для Украины, но и для России, проанализирована Сухомлиным В.А., профессором МГУ [12]. Мы полностью разделяем взгляды автора. Суть их в следующем.

В свете глобализации для Европы возникает опасность оказаться в полнейшей экономической и политической зависимости от мо-

гущественной Северной Америки. Европа находит выход в интеграционном проекте, выстраивая единое образовательное пространство и единый рынок труда с тем, чтобы в результате обеспечить конкурентоспособность своей, европейской, экономики в противовес Америке. Декларативный уровень Болонского соглашения - это ни к чему не обязывающее соглашение о намерениях стремиться к сопоставимости европейских дипломов о высшем образовании. Механизм достижения цели:

- уровневая подготовка;

- кредитная система оценки учебной нагрузки;

- совместимая система оценки качества образования;

- единое Европейское приложение к диплому (то есть некий вкладыш с перечнем дисциплин, часов).

Получается, что чтобы дружить с Европой в сфере образования, совсем не обязательно крушить собственную систему, а достаточно обойтись одним типовым аналогом вкладыша в диплом. [12]

В Украине, как и в России, действовала модель монолитной подготовки специалиста. В противовес этому выдвигается положение о том, что дотянуться до Европы возможно лишь при введении двухуровневой системы высшего образования: «Бакалаврат - Магистратура». Однако Бакалаврат - это принципиально другой вид образования с акцентированным прагматическим уклоном. Магистратура - тоже существенно отличается от подготовки специалиста, да и магистров должно быть в несколько раз меньше, чем их готовит высшая школа Украины сегодня.

К чему ведет перестройка системы высшего образования? С одной стороны, только к снижению уровня массового профессионального образования. С другой, одна из основных задач Болонского процесса - привлечь студентов России, Украины в европейские университеты. Мы, выходит, обеспечиваем рабочие места западным профессорам. Там уже отбираются талантливые студенты для продолжения учебы, а «некондиция» возвращается обратно. Стареющая Европа задыхается без притока талантливой молодежи. «Школьное образование Франции,

Англии, Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века»... «Умение пользоваться калькуляторами привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач»... «Уровень математической подготовки в развитых странах вызывает тревогу». «Сплошная зубрежка, думать они совершенно не умеют, не знают дробей» [13, 14]. И это при условии, что в странах Запада имеет место достаточное финансирование программ, реализуемых в рамках национальных стратегий построения общества знаний. И в России, и у нас финансирование сферы образования осуществляется по остаточному принципу [12, 15 ], то есть катастрофически не хватает средств на образование. А тут еще реформы, проводимые госчиновниками, которым в политических целях нужен сиюминутный эффект. Следует сказать, что система образования относится к унаследованным системам [12], в которых не бывает сиюминутных результатов. Безусловно, в новых условиях глобализации необходимо обновление образовательной системы. И обновлением унаследованной системы должны заниматься специалисты-системщики (а не госчиновники) с тем, чтобы накопленный багаж максимально полно был использован в новых условиях [12].

Необдуманные реформы нанесли ощутимый удар по педагогическим кадрам, вызывая вымывание ценностей, разрушение субкультуры, обусловили психологический пессимизм молодежи («не в той стране родились», «не та история», «не те руководители», «не те ценности»). И как результат - неуважение ко всему: к государству, к власти, истории, законам, к старшим, к родителям, к учителю [16 - 19].

Выводы

Какой же выход? Противостоять разрушению традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранять кадры высшей квалификации с привлечением талантливой молодежи, не потерять опыт, накопленный десятилетиями. С учетом глобализации готовить специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в мультикуль-турной среде, быть конкурентоспособными, не чувствовать себя белой вороной.

Высшая школа в целом, отдельные учебные заведения, адаптируясь к новым условиям, стремятся искать ответы самостоятельно, не очень надеясь на поддержку государства. Нам говорят: «Для Украины много ВУЗов». (Вот банков - тьма-тьмущая - немного). Другие страны стремятся к расширению своей системы образования, поскольку - это престиж государства, его конкурентоспособность.

Мы далеки от ксенофобии. Одно четко знаем: без твердых моральных устоев невозможна качественная система образования.

Мы полагаем, что имеет право на жизнь как система подготовки специалистов по прежней «монолитной» схеме, так и по схеме «Бакалавр - Магистр». Кстати, в Китае (и не только) применяют различные схемы подготовки специалистов даже в одном учебном заведении. Принимают решение ректор, деканы [12].

Литература

1. Управление качеством продукции. ISO

9000 - ISO 9004, ISO 8402 // Международные стандарты, 1988. - 324 с.

2. ДСТУ ISO 9000-2001. Системи управлшня

яюстю. Основш положення та словник (ISO 9000:2000, IDT). - K.: Держстан-дарт Украши, 2001. - 26 с.

3. ДСТУ ISO 9001-2001. Системи управлшня

яюстю. Вимоги. (ISO 9000: 2000, IDT). -К.: Держстандарт Украши, 2001. - 23 с.

4. ДСТУ ISO 9004-2001. Системи управлшня

яюстю. Настанови полшшення дiяль-нютю (ISO 9004:2000, IDT). - К.: Держстандарт Украши, 2001. - 44 с.

5. Проблеми розробки та упровадження мо-

дульно! системи професшного навчан-ня: Зб. наук. прац. (Модуль 2001). - К.: Наук. свгг, 2001. - 324 с.

6. Комплекс нормативних документ для

розробки складових системи стандарт вищо! осв^и / Додаток до Наказу Мшосвгги № 285 ид 31.07.1998 р. - К., 1998.

7. Астахова В. Глобализация и новые нап-

равления образовательных стратегий // Новш Колепум. - 2007. - № 1. - С. 6 - 8.

8. Анищенко В., Михайличенко А. Подго-

товка специалистов в соответствии с требованиями системы качества ISO 9000 на основе модульной методики

МОТ // Новий Колепум. - 2006. - № 5. -С. 18 - 23.

9. Белова Л. Формування громадянських по-

зицш Украшсько! штел^енцп // Новий Колепум. - 2008. - № 2. - С. 21 - 23.

10. Зернов В. Взгляд на проблемы образова-

ния и способы их решения // Новий Колепум. - 2007. - № 1. - С. 23 - 27.

11. Ншолаенко С.М. Про стан науки i освгги

Укра1ни та посилення ролi громад-ськосп в 1х розвитку // Ршення розши-реного засщання Президи Громадсько! ради освган i науковцiв Укра1ни вщ 22.03.08.

12. Сухомлин В. А. Пустое множество // Га-

зета «Сов. Россия» от 06.03.08.

13. Арнольд В.И. Путешествие в хаос // Нау-

ка и жизнь. - 2001. - № 12.

14. Доценко В. С. Пятое правило арифметики

// Наука и жизнь. - 2005. - № 12. -С. 20-26.

15. Косухин М.М. и др. Инновационные под-

ходы в системе педагогического знания.

- Белгород : Изд-во БГТУ, 2008. - 23 с.

16. Астахова В. Углубление интеллектуаль-

ного кризиса в Украине : причины, последствия пути преодоления / Новий Ко-лепум. - 2008. - № 2. - С. 16 - 20.

17. Астахова Е. Удержать в человеке челове-

ческое // Новий Колепум. - 2008. - №1.

- С. 3 - 6.

18. Алексеенко А. Современная цивилизация

и духовная основа образования // Новий Колепум. - 2008. - № 1. - С. 7 - 10.

19. Белова Л. Новые воспитательные техно-

логии в образовании : задачи разработки и пути внедрения // Новий Колепум. -2007. - № 1. - С. 12 - 15.

Рецензент: А.К. Чаплыгин, профессор, д.филос.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 6 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.