Научная статья на тему 'Педагогические условия становления исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации гимназии'

Педагогические условия становления исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Ж. В.

В настоящее время становится актуальной задача подготовки учащихся средних общеобразовательных школ к исследовательской деятельности. В статье обосновываются педагогические условия, способствующие становлению исследовательской компетентности учащихся в процессе информатизации гимназического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Acquisition of Research Competence among Seniour High School Students in the Process of Computerisation in a High School

The issue of preparation of high school students to conduct research remains of current interest. The article proves the pedagogical conditions conducive to acquiring students' research competence in the process of computerisation in a high school education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации гимназии»

ПРИМЕЧАНИЯ

колеса. Поэтому принцип действия двигателя и его устройство несущественны, зато колеса играют решающую роль.

В настоящее время математический аппарат, с которым учащиеся знакомятся в курсе алгебры и начал анализа, практически не используется в других школьных предметах. Работа по изучению движения завершается получением уравнений, описывающих движение объекта, и вычислениями по ним. При этом возникают оригинальные математические задачи, решение которых может составить предмет чисто математической исследовательской работы. В ряде случаев для анализа движения используется и компьютерное моделирование.

Таким образом, при выполнении задач исследовательского практикума через развитие исследовательской деятельности решаются многие педагогические задачи, связанные с формированием компетентности учащихся, в том числе способности и умения подходить к решению проблемы многосторонне, комплексно, с межпредметных позиций.

1 См.: Шишов С. Е. Мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 1999.

2 Физика является научной основой всех других естественных наук.

3 См.: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 1. Начальное общее образование. Основное общее образование / М-во образования Российской Федерации. М., 2004.

4 См.: Ивлев В. И. Некоторые проблемы преемственности оценки качества образования при переходе от средней школы к высшей / В. И. Ивлев, Н. Е. Фомин, В. А. Юдин // Качество образования: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (10—11 декабря 2004 г.). Томск, 2004. Ч. 1. С. 29—30 ; Фомин Н. Е. Качество образования в регионе и успеваемость студентов университета / Н. Е. Фомин, В. И. Ивлев, В. А. Юдин // Интеграция образования. 2005. № 3. С. 47—53.

5 См.: Ивлев В. И. Интеграция образования: интегрирующая роль физики в системе учебных предметов / В. И. Ивлев. Саранск, 2003.

6 См.: Осмоловская И. М. Отбор содержания — вечная проблема / И. М. Осмоловская // Директор школы. 2005. № 7. С. 3—9.

7 В естественно-техническом лицее г. Саранска эта задача решается за счет введения в учебный план курса «Культура речи» (10—11 классы).

Поступила 25.01.08.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГИМНАЗИИ

Ж. В. Шабанова, соискатель кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевьева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 23 г. Саранска

В настоящее время становится актуальной задача подготовки учащихся средних общеобразовательных школ к исследовательской деятельности. В статье обосновываются педагогические условия, способствующие становлению исследовательской компетентности учащихся в процессе информатизации гимназического образования.

Современному обществу требуется Поэтому задача формирования исследо-

специалист новой формации— интелли- вательской компетентности сегодня ос-

гент, способный к самообразованию, ори- тро стоит как перед педагогической на-

ентированный на творческий, исследова- укой, так и перед образовательной прак-

тельский, подход к делу, обладающий тикой.

высокой культурой мышления, владе- Проблемам исследовательской ком-ющий информационными технологиями. петентности школьников в психолого-пе-

© Ж. В. Шабанова, 2008

№ 3, 2008

дагогической литературе посвящены работы Г. Н. Александрова, И. А. Зимней, И. Я. Лернера, А. В. Хуторского и др. В ряде трудов рассматриваются вопросы качества довузовской подготовки в контексте становления исследовательской компетентности учащихся (В. В. Сериков, А. И. Субетто и др.).

Несмотря на активный интерес ученых к проблеме становления исследовательской компетентности, в теории и практике педагогики этот вопрос остается недостаточно изученным. Можно констатировать, что в настоящее время при многообразии подходов отсутствует единое понимание сущности исследовательской компетентности, процесса ее становления.

В рамках компетентностного подхода используются понятия «компетентность» и «компетенция». Вслед за А. В. Хуторским считаем целесообразным различать эти понятия для разделения общего и индивидуально-личностного компонентов. Если компетенция задает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков и др.) для эффективной продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, то компетентность — это присвоенная компетенция, включающая в себя личностное отношение человека к ней и к предмету деятельности1.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в рамках ком-петентностного подхода существует много различных трактовок и взглядов на понимание ключевых компетентностей. Ученые в качестве ключевых предлагают разные компетентности, но неизменно выделяют среди них исследовательскую.

Проблема исследовательской компетентности учащихся в учебном процессе уходит корнями в педагогику Сократа. Она рассматривалась в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, А. Ди-стервега, Д. Ж. Дьюи, П. Ф. Каптерева, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци,

К. П. Победоносцева, К. Д. Ушинского, С. Френе и др. Современные ученые (В. А. Болотов, А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) отмечают, что исследовательская компетентность учащихся как состоявшееся личностное качество представляет собой осознанную готовность своими силами продвигаться в усвоении и построении систем новых знаний, переживая акты понимания, смыслотворчества, саморазвития.

Из приведенного выше толкования исследовательской компетентности вытекает ее сущностная характеристика как интегральной способности личности, включающая в себя смысловые, мировоззренческие, рефлексивно-оценочные аспекты деятельности. Исследовательская компетентность учащихся базируется на совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности, позволяющей им занять позицию исследователя по отношению к окружающему миру, выражающейся через чувствительность к его проблемам, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением окружающего мира, используя для этого различные теоретические и эмпирические источники информации.

Опираясь на исследования И. А. Зимней, можно выделить следующие характеристики исследовательской компетентности, отражающие ее сущность: готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); владение знанием содержания исследовательской компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностносмысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности2.

Исследовательская компетентность показывает способность к деятельности, поэтому в качестве ее типичных элемен-

тов мы выделяем способности учащегося осуществлять целеполагание, т. е. выделение цели деятельности; целевы-полнение, т. е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий; рефлексию, анализ результатов деятельности, т. е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. Ученик, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять его в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность исследовательской компетентности.

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной компьютеризацией, затронувшей практически все сферы жизнедеятельности общества. Знание основ информатики, умение использовать ЭВМ стали необходимыми каждому ученику. Информатизация — объективное явление, связанное с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни человека. В процессе информатизации образования происходят обеспечение этой сферы методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования новых психолого-педагогических целей обучения, воспитания; создание методических систем обучения, развивающих потенциал обучаемого, формирующих учебно-познавательную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной работы по обработке информации и др.

Вопросы информатизации общего, среднего и высшего образования рассматривались в работах Б. Г. Гершун-ского, И. Г. Захаровой, В. Ф. Ломова и др., в которых заложены теоретико-методологические основы использования информационных технологий в образовании.

Анализ литературы и изучение накопленного педагогического опыта показы-

вают, что информационные технологии, использующиеся в реальной школьной практике, недостаточно исследованы как системы, не определены уровни их внедрения в учебный процесс; нет однозначного ответа на вопрос, какие именно информационные технологии эффективнее всего могут быть применены для формирования исследовательской компетентности старшеклассников; не в полной мере разработаны пути применения информационных технологий для формирования исследовательской компетентности старшеклассников; не обоснованы педагогические условия в системе общего среднего образования, способствующие становлению исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации образования.

В современном образовательном учреждении для становления исследовательской компетентности старшеклассников в ситуации информатизации гимназического образования необходимо создать ряд педагогических условий.

Первым педагогическим условием является наличие информационно-образовательной среды учебно-исследовательской направленности. Она рассматривается нами как такой способ организации взаимодействия субъектов (учителей и учащихся) в образовательном процессе, при котором происходят прогрессивные личностные изменения каждого ученика, что положительно влияет на становление основ его исследовательской компетентности. Информационнообразовательная среда учебно-исследовательской направленности является источником большого объема информации учебно-исследовательского содержания, поступающей к индивиду по различным информационным каналам.

Информационно-образовательная среда учебно-исследовательской направленности создана на базе гимназии № 23 г. Саранска. Структура и взаимосвязь сфер обитания учащихся в ней, их информационные составляющие представлены на рисунке.

№ 3, 2008

Компоненты информационно-образовательной среды учебно-исследовательской направленности гимназии

Информационный блок среды направлен на обеспечение овладения учащимися основами исследовательской деятельности. В него включены знания фундаментальных положений, имеющих методологический смысл для усвоения всех остальных знаний: знание элементов научного исследования, а также истории развития исследовательской мысли, знание основ проектирования. Необходимость целенаправленного создания информационно-образовательной среды учебно-исследовательской направленности обусловлена тем, что формирование личности средой — это процесс обрете-

ния личностью собственного исследовательского опыта. Значение среды в подобном становлении огромно, так как она или поддерживает, или разрушает деятельность человека; или стимулирует его к достижению успеха, к самореализации, или создает препятствия для развития.

Создаваемая в процессе совместной деятельности учителей и учащихся информационно-образовательная среда учебно-исследовательской направленности обеспечивается системой мер и средств. Она охватывает образовательный процесс от приобретения личностью исследовательских знаний и умений, по-

требностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций до проявления исследовательской компетентности в поведении и деятельности.

Вторым условием становления исследовательской компетентности старшеклассников является готовность учащихся к такой деятельности. Рассматриваемый процесс опирается на установленную в психологии структуру познавательной деятельности и состоит из вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, формирования мотивационно-ценностного отношения к ней и обучения технологии ее осуществления; отработки полученных навыков на решении исследовательских заданий. Этот процесс реализуется через этапы организации исследовательской деятельности: приобщение учеников к элементам творчества и к собственным исследованиям. Готовность школьников к исследовательской деятельности рассматривается нами как сложное, целостное психическое образование, включающее в себя мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.

Третье педагогическое условие связано с ориентацией содержания образования на становление исследовательской компетентности старшеклассников. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой; реальные возможности процесса обучения; потребности личности в образовании. Формирование содержания образования должно быть обусловлено такими принципами, как соответствие уровню современной науки, структурное единство на разных уровнях формирования, приоритет способов деятельности (деятельностный характер нового содержания), проблемный и интегрированный характер содержания, высокая научность и практическая значимость.

Поддержание интереса учащихся к определенной научной отрасли, учет многообразия их потребностей, способностей и наклонностей, а также направленность на развитие исследовательской компетентности предъявляют следующие требования к содержанию образования: оно должно быть «проблемным, открытым, многообразным, многофункциональным, дифференцированным, динамичным, иметь глобальный характер тем и проблем, и быть направлено на развитие мыслительных процессов»3.

Четвертым педагогическим условием выступает введение специально разработанных элективных курсов. Основными при отборе содержания новых знаний в таких курсах являются принципы согласованности, целевого единства, единства содержательной и деятельностной сторон, интеграции, комфортности.

Примером элективного курса может служить разработанный нами в условиях опытно-экспериментальной работы курс «Юный исследователь». Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах. Главные задачи курса: обучить школьников основам научных методов, единых для большинства наук, дать им представление о планировании эксперимента, о научной логике, привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию. Курс рассчитан на 68 ч, по 2 ч в неделю. Его содержание охватывает весь процесс научного исследования и разделено на пять частей. Во введении рассматриваются виды исследовательских работ и делается обзор важнейших региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников. В разделе «Методология научного творчества» раскрывается общая схема научного исследования, происходит знакомство с ключевыми понятиями научно-исследовательской работы, методами на-

111!111Й1И1!Ш № 3,

учного познания, осуществляются поиск источников и литературы, подведение итогов работы. Материал раздела «Работа над основной частью исследования» способствует формированию у учащихся умения ставить цели и задачи предпринимаемого исследования, обосновывать актуальность выбранной темы, выделять объект и предмет исследования, составлять индивидуальный рабочий план, программу опытно-экспериментальной работы. При изучении раздела «Оформление исследовательской работы» старшеклассники усваивают правила оформления работы. Раздел «Представление результатов научно-исследовательской работы» знакомит их с правилами защиты своей исследовательской работы (составление тезисов, доклада, культура выступления, обращение к оппонентам, заключительное слово).

Пятым педагогическим условием является выбор определенных педагогических технологий и методов обучения, способствующих переводу учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания. Вовлечение старшеклассника в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания исследовательской деятельности осуществляются на основе выбора педагогических технологий и методов обучения. Опираясь на положение о том, что педагогическая технология определяет системный метод осуществления всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования и направленность образовательного процесса на становление исследовательской компетентности, следует выделить принципы выбора педагогических технологий.

В рамках поставленной задачи важно обеспечить активность учащегося в исследовательской деятельности. Ис-

следовательская деятельность учащихся наиболее природосообразна в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Значит, выбор педагогической технологии, способствующей становлению исследовательской компетентности старшеклассников, определяется принципами субъектности, комфортности и при-родосообразности.

Ключевым элементом в образовательном процессе, формирующем готовность учащихся к исследовательской деятельности, являются проблемные ситуации и их решение в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего деятельность детей. Из этого следует, что в первую очередь педагогом должны применяться технологии проблемного обучения, которые не только позволяют мыслить логично, научно, диалектически, творчески, но и способствуют переходу знаний в убеждения, усиливают интеллектуальное развитие, вызывают глубокие личностные эмоции, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, стимулируют субъекта познавательной деятельности, помогают приобретать исследовательскую компетентность в решении определенного круга задач.

Становлению исследовательской компетентности старшеклассников может способствовать и использование метода проектов. Выполнение проекта рассматривается как наиболее продуктивный способ обучения и компонент системы продуктивного образования, вмещающий в себя необходимые составляющие личного опыта школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания. Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться полученными зна-

ниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; формируют у себя исследовательские умения (выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Последним условием, способствующим становлению исследовательской компетентности старшеклассников, является партнерское взаимодействие между учащимся-исследователем и учителем, которое выступает как совместная деятельность двух субъектов над научным объектом, результатом которой служит или самоценное новое научное знание, или новое качество уже известного научного знания. Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и его самореализацию.

Таким образом, становление исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации гимназии происходит эффективно при наличии определенных педагогических условий. Первым из них является специально созданная информационно-образовательная среда учебно-исследовательской направленности как способ организации взаимодействия субъектов (учителей и учащихся) в образовательном процессе, при котором происходят прогрессивные личностные изменения каждого ученика, что положительно влияет на формирование у него основ исследовательской компетентности. Второе

условие заключается в готовности старшеклассников к исследовательской деятельности. Содержание образования, удовлетворяющее принципам проблемно-сти, многообразия и многофункциональности и направленное на овладение учащимися универсальными способами познавательной деятельности, составляет третье условие формирования их исследовательской компетентности. Четвертое — разработка и внедрение в образовательный процесс элективного курса, целью которого является оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников. Пятым условием выступают педагогические технологии и методы обучения, ставящие учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекающие его в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания исследовательской деятельности. Шестым условием становления исследовательской компетентности учащихся является партнерское взаимодействие ученика и учителя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Ученик в обновленной школе : сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002. С. 45—64.

2 См.: Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфичный вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. М., 2001. С. 103.

3 Гафурова Н. В. Интеллектуально личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности : моногр. / Н. В. Гафурова, Е. В. Фесь-кова. Красноярск, 2004.

Поступила 17.03.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.