Научная статья на тему 'Нравственное самоопределение будущего бакалавра: основные характеристики'

Нравственное самоопределение будущего бакалавра: основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MORAL RESPONSIBILITY / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / MORAL CHOICE / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / MORAL SELF-DETERMINATION / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / FUTURE BACHELOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА / PROFESSIONAL AND MORAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE BACHELOR / ORIENTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшкова К.В.

В статье проанализированы разные подходы психологов и педагогов к нравственному самоопределению. Тема нравственности всегда была и остается актуальной, поскольку нравственность это особый регулятор поведения, основой которого является «самость»: самоосознание, самооценка, самоповедение, самоконтроль, самоопределение. Представленный анализ научной литературы свидетельствует о том, что нет единого понимания (точки зрения) о понятии «нравственное самоопределение». Содержательно-смысловые компоненты определений многозначны, и разные ученые предлагают различные коннотации. Тем не менее взгляды ученых на основные компоненты нравственного самоопределения близки, что позволило выделить следующие его характеристики: нравственные устремления, ориентация в системе моральных идеалов и ценностей, процесс поиска и выбора, создание собственных нравственных образцов, выбор поступков и ценностей, нравственные отношения, осознание целей, сознание и самосознание, ответственность за свободно выбранное поведение. Автор подчеркивает, что целью высшего учебного заведения является не только передача будущим бакалаврам профессиональных знаний, умений, опыта, но и создание определенных педагогических условий для их нравственного самоопределения в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral self-determination of future bachelor: the main characteristics

This article analyzes different approaches of psychologists and pedagogues to moral self-determination. The subject of morality is very urgent because morality is a special regulator of behavior the basis of which is «selfhood»: self-realization, self-appraisal, self-behavior, self-control and self-determination. The analysis of the scientific literature indicates that there is no united understanding (viewpoint) of the concept «moral self-determination». The substantial-sense components of the concepts are polysemantic and the scientists offer different connotations. But the scientists’ viewpoints are close enough over the basic components of moral selfdetermination, and it allows separating out the next characteristics: moral aspirations, orientation in the system of moral values and ideals, process of searching and choice, creation of personal moral samples, choice of actions and values, moral relations, recognition of goals, consciousness and self-consciousness, responsibility of chosen behavior. The author underlines that the main aim of university is not only giving professional knowledge, skills and experience to future bachelors, but also creation of special pedagogical conditions for their moral self-determination in professional activity.

Текст научной работы на тему «Нравственное самоопределение будущего бакалавра: основные характеристики»

К.В. Юшкова, аспирант, кафедра психологии, педагогики и экологии человека, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Россия, ksjuschka_07@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В статье проанализированы разные подходы психологов и педагогов к нравственному самоопределению. Тема нравственности всегда была и остается актуальной, поскольку нравственность — это особый регулятор поведения, основой которого является «самость»: самоосознание, самооценка, самоповедение, самоконтроль, самоопределение. Представленный анализ научной литературы свидетельствует о том, что нет единого понимания (точки зрения) о понятии «нравственное самоопределение». Содержательно-смысловые компоненты определений многозначны, и разные ученые предлагают различные коннотации. Тем не менее взгляды ученых на основные компоненты нравственного самоопределения близки, что позволило выделить следующие его характеристики: нравственные устремления, ориентация в системе моральных идеалов и ценностей, процесс поиска и выбора, создание собственных нравственных образцов, выбор поступков и ценностей, нравственные отношения, осознание целей, сознание и самосознание, ответственность за свободно выбранное поведение. Автор подчеркивает, что целью высшего учебного заведения является не только передача будущим бакалаврам профессиональных знаний, умений, опыта, но и создание определенных педагогических условий для их нравственного самоопределения в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: нравственность, нравственная ответственность, нравственные ценности, нравственный выбор, нравственное самоопределение, будущий бакалавр, профессионально-нравственное самоопределение будущего бакалавра.

Самодостаточная, саморазвивающаяся личность, отвечающая за свои поступки, проявляющая себя субъектом профессиональной деятельности, свободно реализующая себя в динамично развивающемся мире — это социально-педагогический идеал личности современного выпускника вуза — бакалавра. Нравственность, являясь целостной системой отношения к жизни, составляет ценностную основу общества и регулирует поведение и активность личности во всех сферах ее жизни, в том числе и профессиональной. Нравственное самоопределение — феномен, интегрирующий нравственные ценности и идеалы, представления и стратегии, потребности и способности, отношение к себе как субъекту нравственных отношений в профессиональной

сфере, нравственную оценку окружающего мира. Поэтому проблема нравственного самоопределения личности будущего бакалавра в контексте его профессионального становления, ее методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты все чаще привлекают внимание педагогов-исследователей.

Остановимся на основных понятиях, смысл которых позволяет понять суть профессионально-нравственного самоопределения будущего бакалавра. Самоопределение человека, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, что человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение1. При этом нравственные ценности приобретают определенное значение,

®

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

а нравственность, по мнению, И.А. Каиро-ва, выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни2.

Рассуждая о нрав- =

ственном самоопределении, важно определиться, что есть нравственность. Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав». На латыни нравы — швгаШ — мораль — это обычаи, имеющие нрав- :

ственное значение. И.Ф. Харламов подчеркивает, что формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки, поведение личности и их неуклонное соблюдение3. Нравственное, отмечал В.С. Соловьев, не есть вещь, которую один может подарить другому4. Это внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт. На это утверждение следует обратить особое внимание, поскольку к нравственному самоопределению можно прийти только через нравственный опыт.

Основой нравственности являются культурно, социально, исторически обусловленные нормы морали конкретного общества. «Разрушение и возрождение идеологических и духовных основ социальной жизни, столкновение и взаимопроникновение различных культур, социальная и экономическая нестабильность последних десятилетий вызывают динамику ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании, определяют неустойчивость и противоречия в их системе»5, — пишет А.Б. Купрейченко. В наибольшей степени социальные изменения оказывают влияние на юношей, чьи жизненные ориентиры находятся в процессе становления или переоценки. Юность — это период активности, мобильности, но в то же время уязвимости. Данная возрастная категория восприимчива ко всему новому и чувствительна к негативному. В таких условиях ориентирование в нравственных ценностях и определение своего места и предназначения в обществе представляются весьма затруднительными. В данной ситуации важная задача — понять

Нравственность, являясь целостной системой отношения к жизни, составляет ценностную основу общества и регулирует поведение и активность личности во всех сферах ее жизни, в том числе и профессиональной.

процесс и условия нравственного самоопределения будущего бакалавра как личности, для которой характерны все проявления новообразований юношеского возраста.

= В науке нравственное самоопределение часто рассматривается в рамках категории моральной ответственности. Так, моральная ответственность в исследованиях Н.Д. Зотова трактуется через «чувство долга», которое является внутренним регулятором и отражается в самоповелевании, являющемся стержнем нравственного самоопределения6. Отсюда он заключает, что непосредственный первоисточник нравственной ответственности на уровне личности определяется не требованиями, предъявляемыми извне, а находится внутри субъекта и выражается в чувстве долга, стыда, достоинства и совести. Следовательно, эти чувства, включая осознанность, могут быть рассмотрены как «моральное долженствование», которое является результатом общественно-социального влияния на личность и в итоге становится нравственной ответственностью перед требованиями морального «Я». Нравственное самоопределение, по мнению Н.Д. Зотова, происходит только в том случае, когда моральное «Я» проявляется в волеизъявительной деятельности, то есть объективируется в реальном поведении субъекта. Иными словами, становление нравственного самоопределения происходит в деятельности, способствующей становлению морального «Я» и проявляется в поведении как социально ориентированной деятельности.

В отличие от представленной позиции, В.Н. Шердаков видит суть нравственного самоопределения в осознании личностью целей и выбора поведения в рамках духовных ориентиров7. При этом он определяет нравственное самоопределение как функцию самосознания и сознания, а ответственность личности за выбранное ею поведение рассматривает как ключевой его компонент. По мнению О.Г. Дробницкого, нравственное самоопределение ориентировано не только на соблюдение принятых в обществе норм, но и на их закрепление8.

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

В целом они солидарны в том, что нравственная ответственность является системообразующим свойством нравственного самоопределения. В ней концентрируется весь комплекс моральных требований, которые ориентируют личность в выборе необходимых для пользы общества поступков, и сознание нравственной ответственности выступает в виде одного из способов моральной регуляции общественных отношений.

Такой же точки зрения в отношении нравственного самоопределения придерживается А.А. Гусейнов, который считает, что суть нравственности состоит в том, чтобы ориентировать реальное сознание и поведение личности на осуществление идеала должного9. Выделение идеала как интегрирующей составляющей встречается и в психологических исследованиях нравственного самоопределения. Именно к такому выводу пришла Л. И. Божович в результате экспериментального исследования идеала в формировании личности10. Как указывает исследователь, в нравственном самоопределении идеал выполняет двойную функцию: с одной стороны, создает относительно постоянную и усиленную систему нрав-

ственных устремлений, с другой — является нравственным критерием поступков личности в изменчивых жизненных ситуациях. Именно сформированный идеал определяет долговременную устойчивость личности и выступает регулятором ее поведения. В то время как отдельные поступки могут быть нетипичными для данной личности, поведение, поскольку оно представляет собой череду поступков, совершаемых в течение более или менее продолжительного периода времени, с достаточной полнотой и точностью раскрывает нравственную ориентацию личности, ее намерения и устремления. Нравственное самоопределение как непрерывный процесс и конечный результат выбора личностью поступков и ценностей, переходящих от субъективного принятия и выработки нравственных принципов к объективному проявлению нравственных отношений рассматривается О.К. Поздняковой11.

В целом анализ идей касательно исследуемого феномена позволяет сделать вывод о том, что нравственное самоопределение — это весьма сложное, комплексное понятие, однозначного определения которому не найдено. Однако систематизация полу-

ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Непосредственный первоисточник

нравственной ответственности на уровне личности определяется не требованиями, предъявляемыми извне, а находится внутри субъекта и выражается в чувстве долга, стыда, достоинства и совести.

ченных знаний о нем свидетельствует, что нравственное самоопределение является процессом и результатом личностного выбора, основанного на нравственных идеалах и ценностях, нравственных устремлениях, осознанности поступ- =

ков и совершенного выбора, нравственной ответственности, где выбор — это внешнее проявление самоопределения, тогда как самосознание (рефлексия) является компонентом его внутреннего проявления. =

В целях успешного формирования нравственного самоопределения у будущего бакалавра, в образовательном процессе необходимо создать соответствующие педагогические условия. Характеризуя их как способствующие развитию нравственно-ценностных и смысложизненных основ самоопределения будущего бакалавра, следует выделить такие наиболее важные компоненты педагогического процесса, как моти-вационно-смыслоцелевой, операционально-содержательный и аналитико-оценочный, способствующие актуализации задач профессиональной подготовки в ее нравственном аспекте.

Следует так же отметить, что одной из функций образования является возможность ориентировать будущего бакалавра на то, чтобы он сделал правильный выбор в условиях ограничений его свободы — в учебно-профессиональной деятельности и тем самым нравственно самоопределился и занял нравственную позицию как личность в отношении профессиональных ценностей.

Таким образом, можно заключить, что нравственное самоопределение — это процесс, связанный с ориентацией личности в системе нравственных идеалов и ценно -стей общества, являющейся их носителем, а также осознанный процесс поиска, выбора и создания личностью собственных нравственных эталонов и идеалов, а затем на их основе — правил, норм, ценностей и принципов, которые проявляются в его поведении. Будущий бакалавр как субъект учебно-профессиональной деятельности включен в институциализированный про-

цесс профессионально-нравственного самоопределения. В этой связи нравственное самоопределение целесообразно рассматривать в качестве системообразующего компонента в его ориентировании на профессионально-нравственное самоопределение (ориентирование на ценности: познание, труд, творчество, профессиональное взаимодействие и др.). Следовательно, главными задачами ориентирования будущего бакалавра на нравственное самоопределение как обучающегося по определенному направлению профессиональной подготовки является формирование его профессионально нравственных качеств, которые определяют его готовность к дальнейшему освоению избранной профессии на основе ценностного отношения к ней, к саморегулированию поведения с позиций нравственного выбора, проявляющегося в избирательном отношении к различным учебно-профессиональ-

ным вопросам. ^

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. С. 151.

2. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О.С. Богданова. М.: Просвещение, 1975. С. 61.

3. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Республика, 2000. С. 125.

5. Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение молодежи / А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 8.

6. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М.: Знание, 1983. 64 с.

7. // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 29.

8. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. 388 с.

9. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988. С. 91-131.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштей-на. 2-е изд. М., Воронеж, 1997.

11. Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М., 2006 С. 18.

MORAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE BACHELOR: THE MAIN CHARACTERISTICS

K.V. Yushkova, postgraduate, The department of psychology, pedagogy and ecology of human, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia, ksjuschka_07@mail.ru

This article analyzes different approaches of psychologists and pedagogues to moral self-determination. The subject of morality is very urgent because morality is a special regulator of behavior the basis of which is «selfhood»: self-realization, self-appraisal, self-behavior, self-control and self-determination. The analysis of the scientific literature indicates that there is no united understanding (viewpoint) of the concept «moral self-determination». The substantial-sense components of the concepts are polysemantic and the scientists offer different connotations. But the scientists' viewpoints are close enough over the basic components of moral self-determination, and it allows separating out the next characteristics: moral aspirations, orientation in the system of moral values and ideals, process of searching and choice, creation of personal moral samples, choice of actions and values, moral relations, recognition of goals, consciousness and self-consciousness, responsibility of chosen behavior. The author underlines that the main aim of university is not only giving professional knowledge, skills and experience to future bachelors, but also creation of special pedagogical conditions for their moral self-determination in professional activity.

Key words: morality, moral responsibility, moral values, moral choice, moral self-determination, the future bachelor, professional and moral self-determination of future bachelor, orienteering.

References

1. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. 720 p.

2. Kairov I.A. Azbuka nravstvennogo vospitaniia [The ABC of moral education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1975. 319 p.

3. Kharlamov I.F. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov [Moral education of schoolchildren]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 160 p.

4. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaia filosofi-ia [The justification of the good. Moral philosophy]. Moscow, Respublika Publ., 2000. 479 p.

5. Kupreichenko A.B. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi [Moral self-determination of youth]. Moscow, Izd-vo «Institut psikhologii RAN» Publ., 2013. 325 p.

6. Zotov N.D. Nravstvennoe samoopredelenie lichnosti [Moral self-determination of personality]. Moscow, Znanie Publ.,1983. 64 p.

7. Sherdakov V.N. O poznavatel'nom, nravstvennom i esteticheskom otnoshenii cheloveka k deistvitel'nosti [About cognitive, moral and aesthetic attitude to reality]. Voprosy filosofii — The problems of philosophy, 1996, no. 2, p. 29.

8. Drobnitskii O.G. Poniatie morali [The concept of morality]. Moscow, 1974. 388 p.

9. Guseinov A.A. Zolotoe pravilo nravstvennosti [The Golden rule of morality]. Moscow, 1988.

10. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniia lichnosti. Izbr. psikhol. trudy [The problem of identity formation. Selected psychological works] Moscow, Voronezh, 1997.

11. Pozdniakova O.K. Teoreticheskie osnovy formirovaniia nravstvennogo soznaniia budushchego uchitelia [Theoretical bases of formation of moral consciousness of future teachers]. Moscow, 2006. 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.