Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
личностно – ориентированное обучение / принципы личностно – ориентированного обучения / личностно – профессиональная готовность педагога / правила нравственной деятельности / соответствие субъектных устремлений педагога и учащихся / student-oriented teaching / principles of student-centered learning / personal-professional readiness teacher / moral rules / compliance activities subject the aspirations of teacher and students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Л.П.

Личностно – ориентированное образование – та дефиниция педагогики, которая снова подтверждает свою значимость и необходимость в деле воспитания личности, успешно реализующей себя в жизнедеятельности. В статье исследуется сложность проблемы реализации личностно – ориентированного подхода к воспитаннику в процессе обучения, называются факторы успешности решения поставленной задачи. Новизна подхода к осмыслению сущности личностно – ориентированного обучения в том, что автор показывает и доказывает необходимость осмысления второго важного аспекта проблемы – готовности педагога к реальной, а не декларативной организации такого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY POSSIBILITIES OF THE PERSONALITY – ORIENTED EDUCATING

Personality oriented education is the definition of pedagogy, which once again confirms the importance and need for the education of the individual, is being successfully implemented in the life itself. The article investigates the complexity of realization of personality oriented approach to the pupil in the learning process, called factors of success of the task. The novelty of the approach to understanding the essence of personality oriented training that the author shows and proves the necessity of thinking about the second important aspect of the problem the real readiness of the teacher, not declarative organization of such training.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

«Scientific-Researches» №5(5), 2016

17

Лазарева Л.П.

Профессор Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) ЛИЧНОСТНЫЕ ВОМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

PERSONALITY POSSIBILITIEES OF THE PERSONALITY - BRIENTED EDUCATING

Lazareva L.P., professor of Pacific state university (Khabarovsk)

АННОТАЦИЯ

Личностно - ориентированное образование - та дефиниция педагогики, которая снова подтверждает свою значимость и необходимость в деле воспитания личности, успешно реализующей себя в жизнедеятельности. В статье исследуется сложность проблемы реализации личностно - ориентированного подхода к воспитаннику в процессе обучения, называются факторы успешности решения поставленной задачи. Новизна подхода к осмыслению сущности личностно - ориентированного обучения в том, что автор показывает и доказывает необходимость осмысления второго важного аспекта проблемы - готовности педагога к реальной, а не декларативной организации такого обучения.

ABSTRACT

Personality - oriented education - is the definition of pedagogy, which once again confirms the importance and need for the education of the individual, is being successfully implemented in the life itself. The article investigates the complexity of realization of personality - oriented approach to the pupil in the learning process, called factors of success of the task. The novelty of the approach to understanding the essence of personality - oriented training that the author shows and proves the necessity of thinking about the second important aspect of the problem - the real readiness of the teacher, not declarative organization of such training.

Ключевые слова: личностно - ориентированное обучение, принципы личностно - ориентированного обучения, личностно - профессиональная готовность педагога, правила нравственной деятельности, соответствие субъектных устремлений педагога и учащихся.

Keywords: student-oriented teaching, principles of student-centered learning, personal-professional readiness teacher, moral rules, compliance activities subject the aspirations of teacher and students.

Личностно - ориентированное обучение. С какой категорией понятий оно соотносится? Со стилем обучения? С технологиями? Или же это особая социально-педагогическая модель? Возможно, оно являет собой педагогическую идиому индивидуальной учебной деятельности, облеченную в модную формулировку?

Можно проявить смелость и предположить, что приемлемы все предлагаемые варианты при необходимом уточнении. Суть последнего в том, что обозначенные понятийные подходы предполагают ограниченное смысловое поле. Исследователи, главным образом, сосредотачивают внимание на субъекте «ученик - воспитанник», признавая его, по праву, главной действующей фигурой всего образовательного процесса (И. С. Якиманская). Соответственно, целью обучения ставится развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог - ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора [4].

Всецело одобряя и принимая эту позицию, автору представляемой статьи все же хочется обратить внимание на глубинную проблему, сопутствующую личностно - ориентированному обучению -возможности, способности самого педагога исповедовать реально, а не декларативно принципы при-

знания уникальности каждого ученика, плодотворного взаимно уважительного сотрудничества и свободы выбора.

Бесспорно, личностно - ориентированное обучение полагается на соблюдение следующих принципов:

• Учитель признает уникальность каждого ученика, учитывая то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению.

• Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека.

• Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений, проявляя толерантность в общении друг с другом.

• Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно - историческими достижениями [6].

Суть видимой проблемы - в личностно - профессиональной готовности педагога к исполнению этих высоких педагогических заповедей человеколюбия. Таким образом, выявляются следующие вопросы: что нужно (в плане личностной развитости) педагогу для реального, подлинного, а не показного, декларативного, личностно - ориентированного обучения учеников и что дает личностно -ориентированный подход непосредственно личности педагога и воспитанника?

Логика поиска ответа на эти вопросы диктует необходимость вникнуть в рамках статьи в контекст концепций личностно - ориентированного обучения современных исследователей, с тем,

18

«^аеп^Ас^еБеагсИеБ» № 5(5), 2016

чтобы определенно представить сложность педагогической деятельности в данном ключе, сообразуя ее с уровнем профессионализма.

Отечественная предыстория идеи личностного подхода уходит в научные творческие изыскания Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. А. Бодалева, В. В. Давыдова, Л. И. Божович, Л. В. Занкова, В. П. Зин-ченко, обосновывающих необходимость гуманно -личностной, личностно - деятельностной, лич-ностно - развивающей организации образовательного процесса.

Современная педагогическая наука в аспекте личностно - ориентированного обучения использует культурологическую концепцию личностно -ориентированного образования Е. В. Бондаревской, психолого - дидактическую концепцию И. С. Якиманской, проективную модель личностно - ориентированного обучения Н. И. Алексеева, концепции личностно - ориентированного образования В. И. Слободчикова, Л. М. Фридмана, Г. М. Цукерман, синергетическую концепцию личностно-ориентированного образования Кульневича В.С. и др.

Общие смысловые моменты названных концепций: поворот всех компонентов образования, выражаясь словами К. Д. Ушинского, к «человеческому в человеке» через восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры (Е. В. Бондаревская); путем признания учащегося субъектом познавательной и предметной деятельности, являющегося им изначально как носителем субъективного опыта, который нуждается в созданных педагогом условиях для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей (И. С. Якиманская); сосредоточением педагогического внимания на воспитании в образовательном процессе развитой самостоятельной личности (Л. М. Фридман); создание условий для саморазвития и самовоспитания в процессе обучения (Г. А. Цукерман).

Отдельную концептуальную группу (на взгляд автора статьи) формируют идеи Н. И. Алексеева, В. И. Слободчикова, В. С. Кульневича, так как они уделяют внимание не только личности «главного субъекта» образовательного процесса - ученика, но и личности педагога.

Сущность личностно ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащихся, но и неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимися себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре (Н. И. Алексеев).

Позиция педагога, его личность, оказывают влияние на личностно - ориентированное образование, которое подтверждает свою состоятельность присутствующими в его процессе условиями для «изменения» и «самоизменения», для «совершенствования» и «самосовершенствования», для «развития» и «саморазвития», вследствие чего растущий человек, действительно, выходит на траекторию становления субъекта собственной жизни,

проявляя самостоятельность, самобытность, самодеятельность (В. И. Слободчиков).

Формирование личностных структур сознания учителя и учащихся - целостный, неразделимый процесс, в котором «вызревают» способности к контролю; критичности; рефлексивности; колли-зийности - способности обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивированию; автономности; самоактуализации; саморазвитию; обеспечению уровня духовности жизнедеятельности контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности (Кульневич В.С.)

Итак, мысль о ценностном содержании личности учителя, значимости ее самобытности, зрелости, имеет свое место в концепциях о личностно -ориентированном образовательном процессе; но мало изученным подходом все - таки еще остается детальное рассмотрение аспектов содержания личностных характеристик учителя, их влияния на «очеловечивание» обучения. В дальнейшей части статьи ее автором предпринимается попытка конкретного рассмотрения направлений личностных подходов к ученику как личностной индивидуальности.

Вернемся вновь к вопросу, прозвучавшему выше, о готовности педагога к личностно - ориентированному обучению своих учеников. Во-первых, стоит заметить, что семантическое пространство личностно - ориентированного процесса обучения содержит в себе смыслы - элементы, дополняющие и развивающие друг друга. Такое обучение строится на основе личностного подхода к воспитаннику, что означает следующее:

«последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» [3].

Личностный подход не просто стратегия организации взаимоотношений «наставник - воспитанник», это состояние мировоззрения педагога, характеристика его ценностной ориентации, направляющей старшего к человечески глубокому контакту с младшими. Подоплека этой устремленности в личностно - профессиональной активности педагога, которая осмысляется в понятии «альтруизм». Именно активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других. Благополучие здесь видится в гармонии потребностей ребенка -интеллектуальных, нравственных, эстетических - с условиями образовательной среды, в которой он пребывает. Причем не просто пребывает, а творчески осуществляет свои деятельные возможности в

«БаепйИс^еБеагсИеБ» №5(5), 2016

19

процессе непрерывного личностного роста, чему способствует педагог.

Постоянный интерес к личности ученика, в свете данной позиции, есть осуществление учителем принятого им за основу правила нравственной деятельности, признающего обязанностью человека ставить интересы окружающих людей не ниже (возможно, и выше) личных. Тогда поведение, основанное на данном правиле, действительно будет являться альтруистическим. Проявление альтруизма педагогом - добровольная, неустанная помощь детям в их личностном становлении. Пример альтруизма как влечения души, определяющего профессиональный долг, видим у В. А. Сухомлин-ского, который любовью к особому, не похожему ни на кого, человеку в растущем ребенке осваивал вершины педагогических возможностей. К примеру, «стремитесь к тому, чтобы при первом изучении материала вы увидели результат умственного труда каждого ученика. При первом изучении материала исключительно важно видеть самостоятельную работу «трудных» школьников - тех, кто медленно мыслит, медленно соображает, тех, кому для осмысливания сущности материала необходимо сравнительно больше и фактов, и времени (нередко и факты для осмысливания им надо давать не те, что основной массе учеников).. .[5]. Помочь воспитаннику осознать себя личностью, выявить, раскрыть его возможности, принять нужное, но при этом корректное участие в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения - это и есть реальность личностного подхода к воспитаннику. При этом неуклонным остается правило понимания природы возраста, то есть имманентного подхода к личности ребенка. Содержание, формы организации жизнедеятельности детей в едином образовательном пространстве должны быть разнообразны и соответствовать их возрастным особенностям и интересам.

Исследуя сущность личностно - ориентированного обучения, следует на первый план поставить необходимость правильной организации возрастного подхода к личности ребенка. Физиологические, психические, социальные закономерности развития личности - первое, что должно быть известно, обдумано и использовано как предпосылка выбора способа профессионального взаимодействия с воспитанником. Но и этого одного мало для получения должного эффекта личностно - ориентированного обучения. Возрастной подход в образовании - это, в первую очередь, конкретизация принципа природосообразности воспитания.

Идея о необходимости природосообразности воспитания, зарожденная в античности в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля, возведенная в принцип Яном Амосом Коменским в 17 веке, в наше время получает новую трактовку. Она «предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспиты-

вать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы» [3]. Следовательно, с учетом интеллектуальных возрастных возможностей воспитанника необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природному миру в целом, начиная с отношения к себе.

К сожалению, в наше время явление сниженной социальной ответственности молодежи стало довольно - таки приметным. И в первую очередь, ответственности за свое здоровье. Молодые люди, прошедшие профессиональную подготовку в вузе, более нацелены на достижение карьерных целей, чем на сохранение и укрепление своего физического и духовного здоровья при их достижении. Иммунитет личностной нравственности должен укрепляться еще с младших школьных лет, и это возможно лишь при видении педагогами состояния социального здоровья ученика, при их умении содействовать его укреплению.

На педагоге также лежит ответственность знания таких возрастных особенностей, как неравномерности развития отдельных физиологических, психических и социальных процессов, неизбежно происходящих на каждом новом этапе изменений в познавательной, двигательной, эмоциональной и других сферах. Наставник должен помнить, что на каждом возрастном этапе перед человеком встают новые задачи, решение которых определяет успешность/неуспешность его личностного развития. Как субъект - партнер он должен создавать педагогические условия для их решения в пользу воспитанника; как субъект - самосозидатель искать пути своего личностного самосовершенствования, сохранения и укрепления своего физического, психологического, духовного здоровья.

При знании технологий возрастного подхода к воспитаннику выше уровень вероятности правильного выбора методов, способов передачи знаний, формирования умений и навыков ценностного отношения к жизни у обучающихся. Главенствующая социально - психологическая задача образовательного процесса (о чем должен помнить всегда педагог) - становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни. В лексике научных исследований автора статьи целостная личностная характеристика человека, успешно самоопределяющегося в жизни, - жизнеустойчивость (способность проецировать свой развитый личностный потенциал на окружающее личностное пространство вне зависимости от комфортности общественных условий).

Жизнеустойчивость можно видеть как социальную характеристику качественного уровня развитости жизненных сил человека, которые зависят отряда предпосылок (психофизиологических свойств личности, стиля семейного воспитания, детского опыта контакта с окружающим миром и т.д.). При этом определяющий фактор формирования жизнеустойчивости «укреплен» в периоде активной социализации личности, который прихо-

20

«Scientific-Researches» № 5(5), 2016

дится на годы пребывания в дошкольном, школьном, послешкольном учебном заведении. Каждый возрастной порог имеет свои параметры развитости личностных структур, интегрируемых в целостную характеристику субъектности - жизнеустойчи-вость.

Личностные структуры жизнеустойчивой личности учащегося видятся в развитости, в первую очередь, следующих характеристик:

- самостоятельность как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне;

- инициативность как динамическая характеристика развитости творческого мышления у человека;

-коммуникабельность как способность личности организовывать ситуацию эмоционального комфорта при передаче разноплановой информации;

- патриотизм, представляющий собой синтез духовно - нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему делу, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры; характеризует развитость ценностных представлений развивающейся личности.

Существуют разнообразные методики, позволяющие педагогу сосредоточить внимание на развитии данных качеств у воспитанников, как в общем групповом плане, так и адресном индивидуальном. Но есть при этом условие, являющееся залогом успеха в личностно - ориентированном обучении: нравственность профессиональной компетентности педагога, духовная мотивация взаимодействия с воспитанником. Педагог сам должен быть хорошо воспитан и иметь при себе следующее (сказано еще в 19-м веке):

- «не преходящую, но обратившуюся в навык склонность к образованию детей...;

- знание, что такое человек и для чего он здесь, на земле; как и чем он может достигнуть своего назначения; что при этом делает природа; что благодать; и что может и должен сделать воспитатель; какие препятствия нужно преодолевать и какие средства надо употреблять; какой наилучший путь к легчайшему и вернейшему достижению цели воспитания и т.п.;

- истинное, нелицемерное благочестие, откуда сама собой проистекает сердечная любовь к детям, приятное провождение времени в кругу их и снисходительное чувство в обращении с ними, неутомимая в отношении к их слабостям и погрешностям ласковая строгость, которая умеет обуздывать их резвость, укрощать их детское упрямство и снискивать у них к себе любовь и искреннее уважение. Необходима также постоянная бдительность над самим собой, чтобы не увлекаться ни своенравием, ни страстями или сердечными возмущениями, но

всегда сохранять ровность характера, идти своим путем со спокойным, любвеобильным благоразумием;

- внешность, не имеющую, по крайней мере, значительных недостатков, известное приличие в осанке и движениях тела, открытое дружелюбное лицо, хороший выговор и т.д. Это тем более заслуживает внимания, чем более юный возраст реагирует на внешние впечатления.

В обхождении со своими воспитанниками учитель должен показывать истинное радушие, которое, конечно, приходит не извне, но глубоко утверждается в духе и есть плод святой любви и искренней благожелательности к детям» [1].

В качестве вывода из всего сказанного выше нужно отметить следующее:

- личностно - ориентированное обучение следует рассматривать как категорию взаимного соответствия двух субъектных устремлений - педагога и учащегося;

- процесс личностно - ориентированного обучения носит сложный структурированный характер, каждый элемент которого должен быть тщательно изучен и грамотно использован наставником;

- эффективность личностно - ориентированного обучения определяется конечными результатами: развитыми способностями учащихся к самостоятельной деятельности в параметрах возрастных возможностей, творческой инициативности, развитостью высоких ценностных представлений.

Организация личностно - ориентированного образовательного процесса - миссия духовно -нравственной поддержки становления личности воспитанника педагогом, возрастающем в своем личностном саморазвитии.

Список литературы

1. Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина / Напечатано по изданию: Архиепископ Евсевий Мо-гилевксий (Орлинский). О воспитании детей в духе христианского благочестия - С. - Петербург, 1877. -Москва: Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006. - С. 19-21.

2. Бондаревская Е. В. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. -М., 1996. № 1.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл ред. Б. М. Бим - Бад. Редкол.: М.М.Безру-ких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др.- М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - С. 39 - 40.

4. Социальная сеть работников образования // nsportal.ru

5. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю // de gendocs. ru / docs / index. - 94452. html - копия.

6. Что такое личностно - ориентированное обучение? Инновационные методики обучения // htp: shcolazhizni.ru/school/articles/42598/

7. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.