Научная статья на тему 'Коучинг как средство профессионального самоопределения выпускников медицинского колледжа'

Коучинг как средство профессионального самоопределения выпускников медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОУЧИНГ / КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормакова В. Н., Конова О. В.

Работе рассмотрены вопросы использования коучинга как средства профессионального самоопределения будущих специалистов в системе среднего медицинского образования. Определены основные задачи, условия и принципы профессионального самоопределения, выявлены особенности реализации коучингового подхода в процессе профессиональной подготовки выпускников медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коучинг как средство профессионального самоопределения выпускников медицинского колледжа»

16 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Педагогика и психология образования

Н

’АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

УДК 377.45

Кормакова В.Н., КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМО-

Конова О.В. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПуСКНИКОВ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Кормакова Валентина Николаевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Студенческая, 14, к. 1, г. Белгород, 308007, Россия; E-mail: kormakova@bsu.edu.ru Конова Ольга Владимировна, аспирант Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Студенческая, 14, к. 1, г. Белгород, 308007, Россия; E-mail: konova@bsu.edu.ru

Аннотация

В работе рассмотрены вопросы использования коучинга как средства профессионального самоопределения будущих специалистов в системе среднего медицинского образования. Определены основные задачи, условия и принципы профессионального самоопределения, выявлены особенности реализации коучингового подхода в процессе профессиональной подготовки выпускников медицинского колледжа.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, профессиональное самоопределение, коучинг, коучинговый подход.

COACHING AS A MEANS

Kormakova V.N. OF PROFESSIONAL SELF-

Konova O.V. DETERMINATION IN MEDICAL

COLLEGE GRADUATES

Kormakova Valentina Nikolaevna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy Belgorod State National Research University, 14-1 Studencheskaya St.,

Belgorod, 308007, Russia; E-mail: kormakova@bsu.edu.ru Konova Ol’ga Vladimirovna, Postgraduate Student,

Belgorod State National Research University, 14-1 Studencheskaya St.,

Belgorod, 308007, Russia; E-mail: konova@bsu.edu.ru

Abstract

The paper discusses the use of coaching as a means of professional self-determination of the future experts in the system of medical education. The authors determin the main tasks, conditions and principles of professional self-determination and reveal some peculiarities of the implementation of the coaching approach in the training of medical college graduates.

Keywords: system of secondary vocational education; professional self-determination; coaching; coaching approach.

№1 2015

17 Коржакова В.Н., Конова О.В. КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТГАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕД -Ж~'- — ощра'

Введение. Тенденции динамичного развития системы образования с необходимостью актуализируют проблемы ценностных ориентаций обучающейся молодежи, значимость непрерывного образования в жизни каждого человека и профессионального образования как особого этапа в социальном самоопределении и профессиональном становлении личности. Выше сказанное в полной мере относится к среднему профессиональному медицинскому образованию, так как развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского персонала.

Основная часть. Обеспечение отрасли здравоохранения кадрами - одна из самых сложных перед российским обществом задач. Необходимо обеспечить отрасль достаточным количеством медицинских работников, но также соответствие профиля профессиональной подготовки и квалификации реальным потребностям трехуровневой системы оказания медицинской помощи [7].

Для системы среднего медицинского образования в решении этой проблемы имеются свои трудности, в частности, период вхождения выпускников медицинских колледжей в профессию. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный специалист как профессионал, останется ли он в сфере практического здравоохранения.

Цель работы. Подготовка будущих специалистов сестринского дела представляет собой сложный процесс. Чтобы реализовать эту социально-значимую цель, необходимо не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, сориентировать систему подготовки будущих специалистов на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью и мобильностью, что позволит ей творчески реализовывать себя в жизни и профессиональной деятельности. Эффективное развитие личности будущего специалиста происходит в процессе успешного овладения основами профессиональной деятельности, значимой

для ее субъекта. Сестринское дело - искусство и наука одновременно. Оно требует владения специфическими знаниями и умениями их практического применения, базируется на знании различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих социальные, физические, медицинские и биологические закономерности. Именно в медицинской профессии личностный рост - непременное условие профессионального становления.

Методы исследования. В проведенном исследовании применялся комплекс следующих методов: анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам использования коучинга как средства профессионального самоопределения будущих специалистов, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональное становление и формирование личности означает развитие и саморазвитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, профессиональной подготовки и осуществления профессиональной деятельности, в связи с чем особую актуальность представляют исследования проблем личностного, жизненного, профессионального самоопределения будущих специалистов, педагогическое сопровождение этих процессов [3]. «Профессиональное самоопределение будущего специалиста выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности» [1, с. 103].

Для того чтобы профессиональное самоопределение будущих специалистов проходило более успешно, необходимо определить задачу формирования личности среднего медицинского работника нового типа. Такой специалист, кроме медицинских знаний и умений, приверженности принципам сестринской этики и деонтологии, должен обладать качествами умелого организатора, исполнителя, обладать педагогическими умениями взаимодействия с пациентом. Подготовить такого специалиста, обладающего профессиональными и личностными компетенциями, возможно только в условиях образовательного процесса, где ведущим мо-

серия Педагогика и психология образования

Коржакова В.Н., Конова О.В.

КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕД

УАУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

18

тивом учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности является профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие обучающегося. Разнообразие видов образовательной деятельности позволяет сформировать у будущих специалистов внутреннюю мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Качество профессионального образования определяется через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию [3, 4 и др.].

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения, педагогический коллектив медицинского колледжа НИУ «БелГУ» выстраивает собственную модель подготовки компетентных кадров, способных быстро адаптироваться к новым социокультурным условиям, обладающих высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом в процессе профессиональной подготовки будущего работника сферы здравоохранения большое внимание уделяется профессиональному самоопределению как фундаменту успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работе по специальности. Профессиональное самоопределение обучающихся рассматривается как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения будущего специалиста в учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность на основе самопознания, самосознания, самоорганизации, идентификации себя как будущего профессионала, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии [3 и др.]. Отсюда вытекает актуальность исследования педагогических условий, способствующих самоопределению будущих специалистов среднего звена практического здравоохранения в период обучения в медицинском колледже.

Качество современного профессионального образования обусловлено характером протекания инновационных процессов в образовательных организациях и определяется особенностями вводимого новшества, инновационным потенциалом образовательной

среды и педагогического коллектива. В качестве одного из таких процессов выступает «коучинг», создающий условия для формирования личности обучающегося как субъекта будущей профессиональной деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей.

Понятие «coach» (англ.) означает наставлять, тренировать и воодушевлять. Умение показать свои профессиональные способности и возможности - одно из самых «слабых» профессиональных качеств, потому что самопрезентации необходимо учиться. Коучинг как синтез тренинговых технологий - не только метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления или стиль поведения, это своеобразная философия, предполагающая эффективность в различных видах деятельности [6, с. 112].

Коучинг - новое направление в педагогике. Ранее такое явление отождествлялось с понятиями «бизнес», «психотерапия», «психоанализ» или «психология». Сегодня же использование коучинговых техник как педагогических технологий открывает новые перспективы в профессиональной подготовке будущих специалистов, способствуя их профессиональному самоопределению. В последнее десятилетие идея коучинга стала реализовываться в российской педагогической практике. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования Н.М. Зырянова [2] рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова. В широком смысле коучинг -«такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков» [2, с. 46]. Согласно более узкому определению, коучинг - «процесс выявления жизненных целей личности и выработка оптимальных путей их достижения» [там же]. Педагогический коучинг - продолжительное сотрудничество субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов в процессе профессиональной подготовки [5].

серия Педагогика и психология образования

19 Коржакова В.Н., Конова О.В. КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТГАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕД -Ж~'- — ощра'

Обозначенный алгоритм построения работы с обучающимися позволит органично сориентировать их в правильности профессионального выбора, вызывая положительные эмоции и реакцию на процесс профессиональной подготовки, избегая мнительности и тревожности, повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности. Это также позволит раскрыть обучающимся сущность социальной успешности, активизировать процесс самопознания и самосознания, в том числе профессионального, мотивировать на развитие личностных и профессиональных качеств в контексте выбранной специальности.

Заключение. Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что реформы системы российского здравоохранения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями общества в целом, неизбежно диктуют необходимость соответствующей переориентации в системе профессиональной подготовки специалистов среднего звена, формирования личности компетентного специалиста в условиях единого образовательного пространства и динамично меняющихся потребностей рынка труда.

Исследование проблемы профессионального самоопределения обучающихся в медицинском колледже направлено на повышение качества профессиональной подготовки и профессионального воспитания будущих специалистов с высоким уровнем профессиональных и личностных компетенций, на формирование у студентов способности успешно решать профессиональные задачи на основе прочных знаний и приобретенного практического опыта, а активный и созидательный коучинговый подход позволяет максимально быстро раскрыть внутренний потенциал личности, формировать мотивационную готовность к труду в сфере практического здравоохранения.

Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, вызывая позитивную мотивацию выбора профессии с их стороны, избегая мнительности и тревожности, повышая веру обучающихся в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

серия Педагогика и психология образования

Коржакова В.Н., Конова О.В.

КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕ,

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во УГТТПУ, 2006. 232 с.

2. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. 2004. №1. С. 46-49.

3. Кормакова В.Н. Влияние социокультурной среды вуза на учебно-профессиональную самореализацию студентов // Фундаментальные исследования. 2013. №8. С. 1198-1202. Кормакова В.Н., Конова, О.В. Профессиональное самоопределение обучающихся медицинского колледжа как условие формирования личности компетентного специалиста // Материалы Международного научно-практического конгресса педагогов и психологов «Scientific genesis», г. Женева (Швейцария), 2014. С. 66-72.

4. Максимова З.Р. О профессиональном самоопределении студентов колледжа на завершающем этапе учебы // Среднее профессиональное образование. Прил. к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2006. № 10. С. 110-113.

5. Рыбина О.С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции, г. Уфа, 2011. С. 112-114.

6. Доклад о состоянии и перспективах развития среднего медицинского персонала в России. 2013. URL: http:// www.mednet.ru (дата обращения: 21.05.2013).

REFERENCES:

1. Zeer E. Personality-developing Professional Education. Ekaterinburg: Izd UGTTPU,

2006. 232 p.

2. Zyryanova N. Coaching in Teaching Teenagers // Journal of Applied Psychology of Education. 2004. №1. Pp. 46-49.

3. Kormakova V. The influence of Social and Cultural Environment of the University on the Educational and Professional Fulfillment of Students // Basic Research. 2013. №8. Pp. 1198-1202.

4. Kormakova V., Konova O. Professional Self-determination of Students of Medical College as a Condition for the Formation of a Competent Professional Person // Proceedings of the International scientific and practical congress of teachers and

psychologists «Scientific genesis», Geneva (Switzerland), 2014. Pp. 66-72.

5. Maximova Z. On the Professional Selfdetermination of College Students in the Final Stage of Study // Vocational education. Adj. the monthly theoretical and methodological magazine “Vocational education”. 2006. № 10. Pp. 110-113.

6. Rybina O. Educational Coaching for Personal Efficiency and Professional Competence of Students // Current problems of modern pedagogy: Proceedings of the International Conference, Ufa, 2011. Pp. 112-114.

7. Report on the Status and Prospects of Nurses in RUSSIA, 2013 URL: http: // www. mednet.ru (date of access: May 21, 2013)

серия Педагогика и психология образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.