Научная статья на тему 'Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии'

Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1360
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТА ТРУДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТ ТРУДА / SUPPORT OF THE SUBJECT OF WORK / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SUBJECT OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович, Баранова Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме сопровождения профессионального развития личности. Выделяются основные критерии для классификации, раскрывающие сущность данного понятия, в качестве которых выступают различия в понимании самого процесса решения профессиональной задачи, особенности в определении субъекта сопровождения и конкретные функции, которые выполняет сопровождающий или система сопровождения. Организация эффективного сопровождения профессионала относится к категории актуальных проблем психологии профессионального становления и реализации личности и должна учитывать сущность и периодизацию процесса профессионального становления личности. В статье зафиксированы основные направления, которые позволяют определить психологическую составляющую трех основных компонент понятия сопровождения профессионализации (субъекта сопровождения, сопровождающего или сопровождаемую систему, процесса, в котором сопровождение осуществляется).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович, Баранова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Main Approaches to the Problem of the Personality Support in Russian Pedagogics and Psychology

In the article various approaches to the problem of support of professional development of the personality are considered. The main criteria for the classification revealing the essence of this concept are allocated which are understood as distinction in understanding of the process of the solution of a professional task, features in the definition of the subject of support and functions which are carried out by the attendant or the system of support. The organization of effective support of the professional refers to the category of urgent problems of psychology of professional formation and realization of the personality and is to consider the essence and periodization of the process of professional formation of the personality. In the article the main directions are recorded, which make it possible to define a psychological component of three main components of the concept of support of professionalizing (the subject of support, the attendant or the accompanied system, the process in which support is carried out).

Текст научной работы на тему «Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии»

УДК 159.923

Ю. П. Поваренков, Н. А. Баранова

Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии

Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме сопровождения профессионального развития личности. Выделяются основные критерии для классификации, раскрывающие сущность данного понятия, в качестве которых выступают различия в понимании самого процесса решения профессиональной задачи, особенности в определении субъекта сопровождения и конкретные функции, которые выполняет сопровождающий или система сопровождения. Организация эффективного сопровождения профессионала относится к категории актуальных проблем психологии профессионального становления и реализации личности и должна учитывать сущность и периодизацию процесса профессионального становления личности. В статье зафиксированы основные направления, которые позволяют определить психологическую составляющую трех основных компонент понятия сопровождения профессионализации (субъекта сопровождения, сопровождающего или сопровождаемую систему, процесса, в котором сопровождение осуществляется).

Ключевые слова: сопровождение субъекта труда, психологическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, субъект труда.

Yu. P. Povarionkov, N. A. Baranova

Classification of Main Approaches to the Problem of the Personality Support in Russian Pedagogics and Psychology

In the article various approaches to the problem of support of professional development of the personality are considered. The main criteria for the classification revealing the essence of this concept are allocated which are understood as distinction in understanding of the process of the solution of a professional task, features in the definition of the subject of support and functions which are carried out by the attendant or the system of support. The organization of effective support of the professional refers to the category of urgent problems of psychology of professional formation and realization of the personality and is to consider the essence and periodization of the process of professional formation of the personality. In the article the main directions are recorded, which make it possible to define a psychological component of three main components of the concept of support of professionalizing (the subject of support, the attendant or the accompanied system, the process in which support is carried out).

Keywords: support of the subject of work, psychological support, psychology and pedagogical support, subject of work.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме профессионального развития личности, все чаще встречается термин «сопровождение», который используется для обозначения различных процессов, связанных в основном с оказанием помощи человеку в ходе его профессионализации.

Следует признать, что организация эффективного сопровождения профессионала относится к категории актуальных проблем психологии профессионального становления и реализации личности. Однако ее решение затрудняется из-за недостаточной разработанности самого понятия сопровождения. Теоретическая и методическая неразработанность данного понятия усугубляется широким использованием терминов, близких по смыслу и содержанию.

Наиболее распространены такие термины и понятия, как «педагогическая поддержка» (О. С. Газман [10]), «психологическая поддержка» (А. Г. Асмолов, Е. В. Абаева [3, 1]), «педагогическая помощь» (А. В. Мудрик [23]), «педагогическое сопровождение» (Е. А. Гингель, М. И. Губанова, Т. Н. Сапожникова [11, 13, 32]), «психологическое сопровождение»

(М. Р. Битянова, Л. М. Митина, Э. Ф. Зеер [5, 26, 17]).

Учитывая данную концептуальную неопределенность, в рамках настоящей статьи предпринята попытка дифференцировать и, в определенной степени, классифицировать различные подходы к пониманию сопровождения.

Прежде всего, стоит разобраться в лексическом содержании понятия «сопровождение»,

© Поваренков Ю. П., Баранова Н. А., 2016

представленного в словарях. Например, в словаре русского языка С. И. Ожегова [25] сопровождение трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь», то есть действие, сопутствующее какому-либо явлению. Следовательно, изначально этимология самого слова предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъект-объектных, так и в субъект-субъектных отношениях. Более того, сопровождение включает условно не только субъектов - путника и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе. Такая трактовка позволяет нам опреде-

Следует отметить, что, с нашей точки зрения, наибольший теоретический интерес при выявлении основных характеристик сопровождения профессионала представляют работы первой группы, поскольку в них оно рассматривается как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции личности в различных ситуациях профессионального становления. С этой точки зрения психологические характеристики, обозначенные в исследованиях, посвященных сопровождению личности, могут рассматриваться как некоторые основания, раскрывающие психологическую сущность понятия «сопровождение профессионала».

Однако практические рекомендации, представленные в моделях и технологиях других групп исследований, могут быть использованы в процессе детализации форм сопровождения на различных стадиях профессионального становления.

В качестве следующего критерия для классификации, на наш взгляд, можно выбрать особен-

лить в качестве базовых три компонента процесса сопровождения: сопровождающего (сопровождающую систему), сопровождаемого (сопровождаемую систему) и процесс их взаимодействия. На основе этих структурных компонентов мы выделяем основания для классификации существующих подходов к сопровождению.

Первым основанием для классификации являются различные подходы к пониманию того, кто выступает в качестве сопровождаемого или сопровождаемой системы. Краткая характеристика особенностей содержания понятия «сопровождение» в зависимости от этого фактора представлена в таблице 1.

Таблица 1

ности деятельности сопровождающего, которые определяют специфику процесса его взаимодействия с сопровождаемой системой.

С этих позиций авторы рассматривают сопровождение как интегративную технологию социально-психологической или педагогической помощи личности и используют для ее обозначения, как было отмечено выше, различные термины, включая «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» и т. д., наделяя их различными смысловыми характеристиками, в зависимости от функциональных обязанностей сопровождаемого.

Прежде чем перейти к более подробному анализу существующих трактовок понятия «сопровождение», представим характеристику наиболее разработанных видов сопровождения в виде таблицы.

Виды сопровождения в зависимости оттипа субъекта сопровождения

Вид Ф. И. О. автора Содержательная составляющая

Сопровождение личности В. А. Лазарев [22], М. В. Ермолаева [16] и т. д. Особый вид педагогической деятельности, отличающийся от обучения и воспитания, в первую очередь, признанием активности субъекта сопровождения

Сопровождение процесса решения личностью тех или иных проблем Е. А. Александрова [2], Г. В. Безюлева [4] и др. Целенаправленная система педагогического взаимодействия для эффективного решения конкретной ситуации профессионального развития

Сопровождение процесса как той или иной ситуации профессионального развития Г. И. Симонова [34], М. В. Ясюкевич [36], Н. Н. Лагусева [20] и др. Педагогическая технология эффективной реализации процесса решения конкретной профессиональной задачи

Сопровождение объектов, в рамках которых происходит профессиональное становление Л. А. Витвицкая [8], В. П. Ларина [21] и др. Система создания профессиональной или образовательной среды для гармоничного развития всех субъектов профессионального сообщества

Таблица 2

Виды сопровождения в зависимости от специфики деятельности сопровождающего

Вид Ф. И. О. автора Содержательная составляющая

Педагогическое сопровождение Г. И. Симонова [34], Б. И. Сарсенбаева [33], В. А. Лазарев [22], Е. А. Александрова [2] и др. Особая сфера деятельности педагога, направленная на решение конкретных проблем, чаще всего через приобщение сопровождаемого к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации

Психологическое сопровождение М. Р. Битянова [5], А. А. Воронцова [9], Э. Ф. Зеер [17] и др. Целенаправленная совместная деятельность психологической службы с другими участниками образовательного процесса, направленного на разрешение проблем сопровождающихся

Психолого-педагогическое сопровождение Г. В. Безюлева [4], Л. А. Новоселова [24], М. В. Ермолаева [16] и др. Модель деятельности педагога-психолога, предназначенная для создания в учебно-воспитательном процессе условий для успешного развития и социализации сопровождаемого

Тьюторское сопровождение Т. М. Ковалева [19], Н. И. Городецкая [12], Н. В. Пилипчевская [27] и др. Тьютор в своей деятельности ориентируется на образовательный опыт ученика, активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении, выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям

Научно-методическое сопровождение В. П. Ларина [21] и др. Управленческая технология организации сотрудничества субъектов образования, обеспечивающая условия развития и квалифицированной помощи педагогу в его профессиональной карьере

Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе Н. Н. Лагусева [20] и др. Ресурс совершенствования профессионального образования, позволяющий субъектам образовательного процесса координировать и активизировать управленческие воздействия для совершенствования профессионального образования

Организационно -педагогическое сопровождение Л. Г. Дмитриева [14], Н. В. Егорова [15] и др. Особый вид институциональной деятельности, предполагающий совокупность организационных действий, определение содержания, форм и методов, создание программно-методического обеспечения, адекватного целям, принципам, закономерностям процесса сопровождения

Дидактическое сопровождение В. А. Прохорова [31] и др. Создание условий в учебном процессе для естественного, свободного развития личности

Методическое сопровождение Н. Б. Букаева [7] и др. Целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, направленная на повышение качества образовательного процесса

Комплексное сопровождение И. П. Ильясов [18] и др. Процесс взаимодействия субъектов, интегрирующий развитие организационно-управленческой, психолого-педагогической, социально-педагогической, индивидуально-личностной и других личностных составлющих сопровождаемого

Социально-педагогическое сопровождение А. А. Бобкова [6] и др. Процесс создания педагогом ситуаций, чтобы обучающийся мог осознанно и самостоятельно определить необходимость действий в построении им своих социальных отношений

Психолого-акмеологическое сопровождение И. В. Плаксина [28] и др. Особый вид профессиональной деятельности психолога, обеспечивающий с помощью акмеологических средств продуктивное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной среды

В основе приведенной классификации лежит специфика различных технологий, используемых в процессе сопровождения личности. С точки зрения запросов практики все предложенные технологии могут быть использованы в рамках решения конкретных задач сопровождения на различных этапах становления профессионала. Кроме того, предложенные технологии нуждаются в более глубоком содержательном анализе и

сопоставлении, что выходит за рамки формата настоящей статьи.

Еще одним основанием для классификации содержания понятия «сопровождение» является количество участников процесса как характеристика особенностей сопровождающего или сопровождающей системы. Представим данную классификацию в таблице 3.

Таблица 3

Виды сопровождения в зависимости от количества участников

Вид Ф. И. О. автора Содержательная составляющая

Взаимодействие двух субъектов М. В. Шакурова [35] и др. Сопровождение - новый вид педагогической деятельности, в которой большое значение придается активности сопровождаемого в процессе решения тех или иных проблем

Триада (сопровождаемым выступает посредник, позволяющий двум субъектам выстраивать эффективное взаимодействие) М. Р. Битянова [5], Э. Ф. Зеер [17] и др. В качестве сопровождающего чаще всего выступает психологическая служба, помогающая субъекту профессионального пути выстраивать эффективное взаимодействие с другими субъектами

В процессе сопровождения участвуют все субъекты профессионального сообщества (то есть в качестве сопровождающего выступает образовательная или профессиональная среда) Е. А. Александрова [2], Г. В. Безюлева [4] и др. Комплексная система, обеспечивающая условия для эффективного профессионального развития личности

Исследования, рассматривающие сопровождение как новый вид педагогической деятельности, постепенно заменяющий такие понятия, как воспитание и обучение, позволяют выделить в понятии «сопровождение» следующую содержательную особенность: предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия.

Примером еще одной группы исследований служит сопровождение в условиях образовательного учреждения, отличающееся включенностью практически всех субъектов образовательного процесса.

В этих исследованиях образовательное учреждение рассматривают как открытую социально-педагогическую систему, обеспечивающую взаимодействие школьников с социальной средой в разных сферах: общество, образовательное учреждение, группа неформального общения, семья. Авторы данного подхода полагают [2, 8, 34], что в образовательной системе возможно не только осуществление индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования. Определенным недостатком такой группы исследований является рассмотрение понятия «сопровождение» только в зависимости от особенностей среды, а любая абсолютизация, как известно, не способствует выявлению сущностных характеристик понятия.

Рассматривая в процессе сопровождения триаду обучающийся - психолог - преподаватель, разумно использовать термин «психологическое» сопровождение в интеграции понятий поддержки, защиты, помощи учащимся в процессе их взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

Наиболее полно особенности понятия «сопровождение профессионала» представлены в работах Э. Ф. Зеера [17], который под психологическим сопровождением понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Цель психологического сопровождения -полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. В качестве основного результата психологического сопровождения профессионального становления автор рассматривает профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализацию профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение, по мнению Э. Ф. Зеера, - это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. В его исследованиях подробно раскрываются функции специалиста-психолога на каждом этапе профессионального становления человека. С определением профессионального сопровождения, пред-

ложенным Э. Ф. Зеером, можно согласиться, если включить в его содержание понятие оценки и акцентировать внимание на активной роли в процессе сопровождения субъекта труда [17].

Действительно, в процессе сопровождения происходит не просто изучение профессионала, а оценка его состояния, профессиональной готовности и профессиональной пригодности, профессиональной направленности. Инициатором профессионального сопровождения является субъект сопровождения, в качестве сопровождающих могут выступать учителя, преподаватели профессиональных образовательных учреждений, кадровые службы предприятий и другие члены профессионального сообщества или соответствующие инстанции, в которые субъект труда обращается за квалифицированной помощью и поддержкой. Учитывая все вышесказанное, сопровождение профессионала следует рассматривать в качестве системы непрерывного взаимодействия и взаимосодействия субъекта труда и сопровождающих, в рамках которого активная роль может принадлежать всем участникам процесса. А она, в свою очередь, определяется содержанием конкретной ситуации профессионального становления и реализации личности.

Основная цель данного сопровождения заключается в поддержании процесса профессионализации личности на уровне социально-профессиональных требований на основе психологической помощи субъекту труда, а также на основе использования различных форм воздействия на него в ходе профессионализации. С позиций субъекта труда цель психологического сопровождения состоит в обеспечении самореализации его потенциала и удовлетворении потребностей [29, 30].

Профессиональное сопровождение субъекта труда может осуществляться в различных формах, назовем некоторые из них: профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, проектирование профессиональной карьеры, тренинги профессионального роста, профессиональная аттестация и т. д.

Подводя итоги проведенного анализа основных подходов к проблеме сопровождения, отметим следующие наиболее существенные моменты:

1. Сопровождение относится к категории актуальных, как в практическом, так и теоретическом плане, проблем общей теории профессионализации личности. Ее практическая актуальность заключается в том, что сопровождение яв-

ляется ведущей формой помощи и поддержки профессионала на разных этапах его трудового пути. Теоретическая актуальность проблемы сопровождения видится в отсутствии теории профессионального сопровождения, более того, нуждается в уточнении само понятие, в зачаточном состоянии находится разработка методического арсенала. Именно высокая актуальность проблемы сопровождения делает ее предметом многочисленных исследований психологов, педагогов, представителей других наук.

2. Анализ существующих подходов свидетельствует, что большинство авторов придерживаются трехкомпонентной структуры сопровождения. В качестве ведущих компонентов сопровождения выделяются субъект сопровождения (сопровождающая система), объект сопровождения (сопровождаемая система) и процесс сопровождения (система деятельности по сопровождению). С позиций системогенетического подхода в ходе психологического анализа сопровождения профессионала необходимо учитывать не только его компонентный состав, но и ситуацию сопровождения, которая соотносится со стадиями, нормативными и индивидуальными задачами профессионального становления личности. Поэтому полная характеристика сопровождения предполагает не трех-, а четырехкомпонентный анализ.

3. Наиболее последовательно проблема сопровождения профессионала разрабатывается в трудах Э. Ф. Зеера, который определил цель сопровождения и его содержание. В качестве основных функций сопровождения автор выделяет диагностику проблемы, информирование и консультирование профессионала, оказание первичной помощи на начальных этапах решения проблемы. Автором выделены основные ситуации сопровождения: профессиональная оптация, профессиональное образование, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, профессиональное мастерство и завершение профессиональной деятельности. В качестве недостатков данного подхода следует рассматривать недооценку активной роли сопровождаемого как инициатора процесса сопровождения и недостаточно четкую дифференциацию основных ситуаций сопровождения.

4. Адекватное понимание сопровождения профессионала возможно только с позиций системного анализа процесса профессионального становления личности и факторов, влияющий на данный процесс. Именно поэтому дальнейшую

разработку психологической теории сопровождения профессионала мы связываем с системоге-нетической концепцией профессионального становления личности. В рамках данной концепции субъект сопровождения выступает не инициатором, а организатором процесса сопровождения, который ориентируется на динамику изменения социальной ситуации профессионального и карьерного развития человека, а также на его конкретные запросы и обращения. С позиций систе-могенетической концепции профессионализации сопровождение профессионализации рассматривается как активное взаимодействие субъекта и объекта сопровождения в конкретных условиях профессионального становления и с учетом реальных потребностей последнего в реальной помощи и квалифицированной поддержке.

Библиографический список

1. Абаева, Е. В. Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации: На этапе вхождения в вузовское пространство [Текст] : дис. ... канд. псих. наук / Е. В. Абаева. - Краснодар, 2003. - 153 с.

2. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : дис. ... д-ра пед. наук / Е. А. Александрова. -Тюмень, 2006. - 375 с.

3. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М., 1990.

4. Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Г. В. Безюлева. - М., 2006. - 232 с.

5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

6. Бобкова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения

старшеклассников гимназии [Текст] : автореф. дис.....

канд. пед. наук / А. А. Бобкова. - М., 2012. - 23 с.

7. Букаева, Н. Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Букаева. - Волгоград, 2006. - 156 с.

8. Витвицкая, Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Витвицкая. -Оренбург, 2012. - 421 с.

9. Воронцова, А. А. Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / А. А. Воронцова. - Тула, 2011. - 207 с.

10. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман. - М. : МИРОС, 2002.

11. Гингель, Е. А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к культурно-образовательной среде вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Гингель. - Омск, 2011. - 225 с.

12. Городецкая, Н. И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Городецкая. - Нижний Новгород, 2010. - 237 с.

13. Губанова, М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / М. И. Губанова. - Кемерово, 2004. - 365 с.

14. Дмитриева, Л. Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Г. Дмитриева. - Самара, 2011. - 473 с.

15. Егорова, Н. В. Организационно-педагогическое сопровождение учителя общеобразовательного учреждения в условиях пенитенциарной

системы [Текст] : автореф. дис..... канд. пед. наук /

Н. В. Егорова. - М., 2009. - 26 с.

16. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук /, М. В. Ермолаева. - М., 2010. - 507 с.

17. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.

18. Илясов, Е. П. Современная модель сопровождения профессионального выбора студентов [Текст] : автореф. дис... д-ра пед. наук / Е. П. Илясов. - М., 2010. - 56 с.

19. Ковалева, Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология [Текст] / Т. М Ковалева // Технологии открытого образования. - М. : АП-КиПРО, 2002.

20. Лагусева, Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Лагусева. - СПб., 2007. - 439 с.

21. Ларина, В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Ларина. - Самара, 2008. - 398 с.

22. Лазарев, В. А. Педагогическое сопровождение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одаренных старшеклассников [Текст] : дис..... д-ра

пед. наук / В. А. Лазарев. - Ярославль, 2005. - 329 с.

23. Мудрик, А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании [Текст] / А. В. Мудрик // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 34-36.

24. Новоселова, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение становления будущего педагога профессионального обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Новоселова. - Екатеринбург, 2007. -263 с.

25. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова / С. И. Ожегов. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс, Мир и образование, 2007. - 1200 с.

26. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях [Текст] : научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов / под редакцией Л. М. Митиной. - М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010.

27. Пилипчевская, Н. В. Тьюторское сопровождение адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Пилипчевская. - Красноярск, 2010. -213 с.

28. Плаксина, И. В. Психолого-акмеологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательной среде [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / И. В. Плаксина. - Кострома, 2006. - 248 с.

29. Поваренков, Ю. П. Психологическая характеристика содержания профессионального развития и его видов [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский психологический вестник. - 2009. - № 25. - С. 61-69.

30. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. - 322 с.

31. Прохорова, В. А. Дидактическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к самореализации [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. А. Прохорова. - Ростов н/Д., 2010. - 167 с.

32. Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст] : дис..... д-ра пед. наук /

Т. Н. Сапожникова. - Ярославль, 2010. - 430 с.

33. Сарсенбаева Б. И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования

будущего учителя [Текст] : дис..... д-ра пед. наук /

Б. И. Сарсенбаева. - М., 2006. - 416 с.

34. Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: Теория и практика [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Г. И. Симонова. - Киров, 2006. - 425 с.

35. Шакурова, М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / М. В. Шакурова. - М., 2007. - 361 с.

36. Ясюкевич, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников колледжа [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / М. В. Ясюкевич. - М., 2006. - 386 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Abaeva, E. V Psihologicheskaja podderzhka lichnosti na nachal'nom jetape professionalizacii: Na jetape vhozhdenija v vuzovskoe prostranstvo [Tekst] : dis. ... kand. psih. nauk / E. V. Abaeva. - Krasnodar, 2003. -153 s.

2. Aleksandrova, E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij : dis. ... d-ra ped. nauk / E. A. Aleksandrova. - Tjumen', 2006. -375 s.

3. Asmolov, A. G. Psihologija lichnosti [Tekst] / A. G. Asmolov. - M., 1990.

4. Bezjuleva, G. V Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'noj adaptacii uchashhihsja v sisteme professional'nogo obrazovanija [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / G. V. Bezjuleva. - M., 2006. - 232 s.

5. Bitjanova, M. R. Organizacija psihologicheskoj raboty v shkole [Tekst] / M. R. Bitjanova. - M. : Sovershenstvo, 1997. - 298 s.

6. Bobkova, A. A. Social'no-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samoopredelenija

starsheklassnikov gimnazii [Tekst] : avtoref. dis.....kand.

ped. nauk / A. A. Bobkova. - M., 2012. - 23 s.

7. Bukaeva, N. B. Metodicheskoe soprovozhdenie stanovlenija pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelja vuza iskusstv [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / N. B. Bukaeva. - Volgograd, 2006. - 156 s.

8. Vitvickaja, L. A. Razvitie vzaimodejstvija sub#ektov obrazovatel'nogo processa universiteta [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / L. A. Vitvickaja. - Orenburg, 2012. - 421 s.

9. Voroncova, A. A. Psihologicheskoe soprovozhdenie formirovanija professional'nogo samosoznanija u studen-tov-menedzherov [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / A. A. Voroncova. - Tula, 2011. - 207 s.

10. Gazman, O. S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody [Tekst] / O. S. Gazman. - M. : MIROS, 2002.

11. Gingel', E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii studentov k kul'turno-obrazovatel'noj srede vuza [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / E. A. Gingel'. - Omsk, 2011. - 225 s.

12. Gorodeckaja, N. I. T'jutorskoe soprovozhdenie distancionnogo povyshenija kvalifikacii pedagogov v sisteme postdiplomnogo obrazovanija [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / N. I. Gorodeckaja. - Nizhnij Novgorod, 2010. - 237 s.

13. Gubanova, M. I. Sistema formirovanija gotov-nosti budushhego uchitelja k pedagogicheskomu so-provozhdeniju social'nogo samoopredelenija starsheklassnikov [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / M. I. Gubanova. -Kemerovo, 2004. - 365 s.

14. Dmitrieva, L. G. Dialogicheskij podhod k formi-rovaniju psihologicheskoj gotovnosti budushhego uchitelja k sub#ekt-sub#ektnomu pedagogicheskomu vzaimodejstviju [Tekst] : dis. ... d-ra psihol. nauk / L. G. Dmitrieva. - Samara, 2011. - 473 s.

15. Egorova, N. V Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchitelja obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija v uslovijah penitenciarnoj sistemy [Tekst] : avtoref. dis..... kand. ped. nauk / N. V Egorova. - M.,

2009. - 26 s.

16. Ermolaeva, M. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pozhilogo cheloveka: sub#ektnyj podhod [Tekst] : dis. ... d-ra psihol. nauk /, M. V Ermolaeva. -M., 2010. - 507 s.

17. Zeer, Je. F. Psihologija professij [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov vuzov / Je. F. Zeer. - M. : Akad-emicheskij Proekt ; Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2003. - 336 s.

18. Iljasov, E. P. Sovremennaja model' so-provozhdenija professional'nogo vybora studentov [Tekst] : aftoref. dis... d-ra ped. nauk / E. P. Iljasov. - M.,

2010. - 56 s.

19. Kovaleva, T. M. T'jutorskoe soprovozhdenie kak upravlencheskaja tehnologija [Tekst] / T. M Kovaleva // Tehnologii otkrytogo obrazovanija. - M. : APKiPRO, 2002.

20. Laguseva, N. N. Nauchno-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo obrazovanija v gumani-tarnom vuze [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / N. N. Laguseva. - SPb., 2007. - 439 s.

21. Larina, V. P. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnoj dejatel'nosti obshheobra-zovatel'nyh uchrezhdenij kak sredstvo razvitija region-al'noj sistemy obrazovanija [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / V. P. Larina. - Samara, 2008. - 398 s.

22. Lazarev, V. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie

odarennyh starsheklassnikov [Tekst] : dis..... d-ra ped.

nauk / V A. Lazarev. - Jaroslavl', 2005. - 329 s.

23. Mudrik, A. V Individual'naja pomoshh' v so-cial'nom vospitanii [Tekst] /A. V. Mudrik // Klassnyj rukovoditel'. - 2000. - № 3. - S. 34-36.

24. Novoselova, L. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovlenija budushhego pedagoga pro-fessional'nogo obuchenija [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / L. A. Novoselova. - Ekaterinburg, 2007. - 263 s.

25. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo jazyka [Tekst] / pod obshh. red. prof. L. I. Skvorcova / S. I. Ozhegov. -24-e izd., ispr. - M. : Oniks, Mir i obrazovanie, 2007. -1200 s.

26. Osobennosti lichnostnogo i professional'nogo razvitija sub#ektov obrazovatel'nogo prostranstva v sov-

remennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah [Tekst] : nauchno-metodicheskoe posobie dlja prakticheskih psi-hologov obrazovanija i pedagogov / pod redakciej L. M. Mitinoj. - M. ; Obninsk : IG-SOCIN, 2010.

27. Pilipchevskaja, N. V. T'jutorskoe soprovozhdenie adaptacii studentov k uchebno-vospitatel'nomu processu pedagogicheskogo vuza [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / N. V. Pilipchevskaja. - Krasnojarsk, 2010. - 213 s.

28. Plaksina, I. V. Psihologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie innovacionnoj dejatel'nosti v obra-zovatel'noj srede [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / I. V. Plaksina. - Kostroma, 2006. - 248 s.

29. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskaja harakteris-tika soderzhanija professional'nogo razvitija i ego vidov [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij psihologicheskij vestnik. - 2009. - № 25. - S. 61-69.

30. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii profes-sional'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : Saratovskij gosudarstvennyj social'no-jekonomicheskij universitet, 2013. - 322 s.

31. Prohorova, V. A. Didakticheskoe soprovozhdenie formirovanija gotovnosti starsheklassnikov k samoreal-izacii [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / V. A. Prohorova. -Rostov n/D., 2010. - 167 s.

32. Sapozhnikova, T. N. Pedagogicheskoe so-provozhdenie zhiznennogo samoopredelenija

starsheklassnikov [Tekst] : dis..... d-ra ped. nauk /

T. N. Sapozhnikova. - Jaroslavl', 2010. - 430 s.

33. Sarsenbaeva B. I. Pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samosovershenstvovanija

budushhego uchitelja [Tekst] : dis..... d-ra ped. nauk /

B. I. Sarsenbaeva. - M., 2006. - 416 s.

34. Simonova, G. I. Pedagogicheskoe soprovozhde-nie social'noj adaptacii uchashhihsja obrazovatel'nyh uchrezhdenij: Teorija i praktika [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / G. I. Simonova. - Kirov, 2006. - 425 s.

35. Shakurova, M. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovlenija i razvitija sociokul'turnoj iden-tichnosti shkol'nikov [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / M. V. Shakurova. - M., 2007. - 361 s.

36. Jasjukevich, M. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie innovacionnoj dejatel'nosti pedagog-icheskih rabotnikov kolledzha [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / M. V Jasjukevich. - M., 2006. - 386 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.