Научная статья на тему 'Факторы профессионального самоопределения личности'

Факторы профессионального самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3591
1073
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ / ФАКТОРЫ / THE PERSON / SELF-DETERMINATION / THE PURPOSE / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кретова Наталья Анатольевна, Вершинин Сергей Иванович

Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Получается, правильный выбор работы один из значимых факторов успешности в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Respectable job gives the person the big possibilities. It shows the human individualities, makes a financial basis of person well-being, supports mental health. That is very important to give sensation ability to a society, satisfaction with life. The correct choice of the job for the men is one of significant factors of human life success.

Текст научной работы на тему «Факторы профессионального самоопределения личности»

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

КРЕТОВА Н.А., ВЕРШИНИН С.И.

Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему само-реализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно - дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Получается, правильный выбор работы - один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос «Зачем я вообще учусь?». В ст. 14 ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о содержании образования, которое «... является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения

- самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент, как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:

- субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

- объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Исследования показали, что профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествует несколько этапов.

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) характеризуется малодифференцированными представлениями о мире профессий - ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

На этапе профессионального самоопределения (старший школьный возраст) происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориенти-

Respectable job gives the person the big possibilities. It shows the human individualities, makes a financial basis of person well-being, supports mental health. That is very important - to give sensation ability to a society, satisfaction with life. The correct choice of the job for the men is one of significant factors of human life success.

ровка в различных сферах труда.

Следующий этап - профессиональное обучение - осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

На этапе профессиональной адаптации происходит формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений, после чего следует самореализация в труде - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

По мнению Е.А.Климова, существуют различные ситуации выбора профессии. Старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

Рассмотрим ситуации выбора профессии более подробно. Первая сторона - это позиция старших членов семьи.

Вторая сторона выбора профессии - позиция товарищей, подруг (сверстников). Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Третья позиция - позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Следующая позиция - личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.

Еще одна сторона выбора профессии, которая считается немаловажной, - способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности, так как именно профессиональная пригодность включает в себя способности.

Для современной молодежи существенную роль в выборе профессии играет уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит, и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии - одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъективным факторам относятся возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности.

Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки слу-

чаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного-двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает - такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами. Объясняется это целым рядом причин:

- отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;

- слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;

- нежелание затруднять себя дополнительной работой;

- неимение доступных методик изучения учащихся.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Изучение учащихся - одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

Самопознание - одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. Требования общества - одно из важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Все вышеизложенное Е.А.Климов обобщил и предложил схему решения задачи о выборе профессии:

- составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;

- выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши знания, умения, навыки, инициатива;

- использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.;

- сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;

- сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии.

Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)1.

1 Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 2000г.

Итак, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, условно это можно назвать «Я хочу»; во-вторых, оценить свои профессионально важные качества, т.е. свои возможности и состояние здоровья, что также можно условно назвать «Я могу»; и, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективны, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня «Надо» обществу. Т.е. «хочу» - это интересы и склонность личности, «могу» - это способности и состояние здоровья личности, «надо» - это потребности общества в конкретных специальностях, в людях определенных профессий.

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%, а если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%. Следовательно, для того, чтобы было как можно больше профессионалов среди молодежи, необходимо как можно эффективнее проводить профориентацию. Универсальным помощником при решении такой проблемы можно назвать социального работника, т.к. содержание его деятельности достаточно обширно, и он обладает разносторонними знаниями, которые позволяют помогать человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. в ситуацию выбора профессии.

Библиографический список:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 2000г.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МО-ДЭК», 2005.

Ключевые слова: личность, самоопределение, цель, факторы.

Keywords: the person, self-determination, the purpose, factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.