Научная статья на тему 'Этические нормы как инструмент работы коуча (на материале случаев из практики)'

Этические нормы как инструмент работы коуча (на материале случаев из практики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
814
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новоселова Татьяна

Автор статьи рассматривает этические ориентиры профессии Этический Кодекс ICF (Международной Федерации Коучинга) и Этические нормы российского проекта Профессионального стандарта «Коуч». В статье предложен подход к тому, как этические нормы можно использовать в качестве ориентиров и «подсказок» при анализе конкретных ситуаций из практики коуча. По мнению автора, успешная профессиональная деятельность коуча строится на трех основаниях: 1) практика (уметь видеть системные закономерности и предупреждать сложности); 2) анализ и осмысление своей практики (супервизия), 3) профессиональные ориентиры коуча: Этический Кодекс, компетенции. На примере трех типичных ситуаций (цели и результаты коучинга, обратная связь и промежуточные встречи, рекомендации) автор предлагает разобраться, какие потенциальные противоречия и сложности содержат эти ситуации и как действовать коучу с опорой на этические нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические нормы как инструмент работы коуча (на материале случаев из практики)»

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 90-95

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Этические нормы как инструмент работы коуча (на материале случаев из практики)

НОВОСЁЛОВА Татьяна

Британская Высшая Школа Дизайна, Москва, Россия

Автор статьи рассматривает этические ориентиры профессии - Этический Кодекс ICF (Международной Федерации Коучинга) и Этические нормы российского проекта Профессионального стандарта «Коуч». В статье предложен подход к тому, как этические нормы можно использовать в качестве ориентиров и «подсказок» при анализе конкретных ситуаций из практики коуча. По мнению автора, успешная профессиональная деятельность коуча строится на трех основаниях: 1) практика (уметь видеть системные закономерности и предупреждать сложности); 2) анализ и осмысление своей практики (супервизия), 3) профессиональные ориентиры коуча: Этический Кодекс, компетенции. На примере трех типичных ситуаций (цели и результаты коучинга, обратная связь и промежуточные встречи, рекомендации) автор предлагает разобраться, какие потенциальные противоречия и сложности содержат эти ситуации и как действовать коучу с опорой на этические нормы. Ключевые слова: компетенции коуча, профессиональный коучинг, этические нормы, стандарт коучинговой профессии, супервизия, инновации в коучинге.

Введение

Быть успешным профессионалом в области коучинга, - значит отвечать себе на целый ряд вопросов, в том числе:

- Насколько я эффективен в роли коуча?

- Как я могу повысить свою эффективность?

- Как я могу одновременно развиваться и оставаться в границах профессии?

- Как и чему учиться?

- Как наилучшим образом предупреждать и разрешать спорные ситуации?

В мире существуют локальные и международные профессиональные коучинговые сообщества, объединения и ассоциации, которые помогают коучам отвечать на поставленные выше вопросы. Коучинг - этически регулируемая профессия (Кларин, 2014), основной инструмент поиска ответов на возникающие в практике вопросы - профессиональные этические кодексы.

ICF (Международная федерация коучинга) - ведущая международная коучинговая организация. Для поддержания высоких стандартов профессии, ICF предлагает своим членам свод этических норм - Этический Кодекс профессионального коуча. Особенность Этического Кодекса в том, что он не содержит рецептов, как действовать в той или иной конкретной

Адрес: 105120, Россия, Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3.

E-mail: tv.novoselova@gmail.com

90

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1.

www.orgpsyjournal.hse.ru

ситуации, а представляет собой свод общих правил и принципов, которыми следует руководствоваться в профессиональной деятельности.

Российский проект Профессионального стандарта «Коуч» содержит Этические нормы, которые рекомендуются как ориентиры профессиональной деятельности коучей. На начальных этапах практики коучи сталкиваются с большим количеством ситуаций, возникающих в их профессиональном опыте впервые. Рекомендуется приходить на индивидуальные или групповые супервизии, где сложные ситуации («кейсы») анализируются при поддержке опытного супервизора и с опорой на профессиональные компетенции и этические нормы. То, что происходит, можно описать через простую аналогию: есть правила правописания (орфография, пунктуация), и знания этих правил достаточно для грамотной письменной речи. В то же время, есть редкие или новые для нас слова, правил написания которых мы можем не знать, и поэтому ищем их в специальных словарях. Если Этический Кодекс — это «свод правил», то супервизия — это возможность получить доступ к своего рода «орфографическому словарю» с огромным количеством уникальных слов-«кейсов». До начала активной профессиональной практики коучу сложно принять этические нормы как руководство к действию, по той простой причине, что жизнь многообразнее правил и предписаний. Умение пользоваться Этическим Кодексом как инструментом, содержащим ориентиры и подсказки, приходит в процессе осмысленной практики (рис. 1).

Рис. 1. Анализ практики с опорой на супервизию и этические нормы профессионального развития коуча

Примеры: типичные ситуации и «ключи» к их решению, содержащиеся в Этическом кодексе ICF и Этических нормах Профессионального стандарта «Коуч»

Ситуация №1. «Нам нужен коучинг для сотрудника»

Типичное начало взаимодействия коуча и Заказчика (представителя компании в лице руководителя потенциального Клиента, HR-менеджера или другого уполномоченного лица, заказывающего и оплачивающего услуги коуча).

Какие потенциальные противоречия таит в себе эта ситуация?

1. Разные представления о том, что такое коучинг и как строится коучинговое взаимодействие.

91

Организационная психология. 2014. Т. 4. №1.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Пример. Заказчик обращается к коучу: «Когда будете встречаться с менеджерами, посоветуйте им, над какими компетенциями поработать».

2. Несогласованные представления о конечном результате коучинга и способах измерения этого результата у Спонсора и потенциального Клиента коучинга.

Пример. Руководитель, обращаясь одновременно к подчинённой и коучу: «С моей точки зрения, Елене следует поработать со стратегическим мышлением». Елена: «Да, возможно...». Руководитель: «Также следует обратить внимание на уверенность в себе». Елена: «Наверное...».

3. Неготовность Заказчика и Клиента брать на себя ответственность за соблюдение договорённостей, прописанных в контракте. Коуч, в частности, рискует взять на себя бремя ответственности руководителя, вместо того, чтобы оставаться в нейтральной позиции. (О’Нил, 2005; Новоселова, 2013).

Пример. Руководитель, обращаясь к коучу: «Надеюсь, мы можем на вас рассчитывать, что все коуч-сессии будут проходить строго по намеченному расписанию?».

Возможные решения. Профессиональный коуч, руководствующийся этическими нормами профессии, в обязательном порядке сделает следующее. Встретится с Заказчиком и/или руководителем потенциального Клиента (в ряде случаев это может быть одно и то же лицо), обсудит взаимные ожидания от процесса коучинга. Если компания выбирает из нескольких коучей, предварительно встретится и познакомится с потенциальным Клиентом. Заключит и подпишет юридический договор с компанией на оказание услуг. Проведёт так называемую «тройственную встречу» - коуч, Клиент и его руководитель - результатом которой станут проговоренные и письменно зафиксированные результаты коучинга, которые планируется достичь в процессе работы. Чтобы помочь Клиенту более обоснованно выбрать области развития, коуч может предложить взять за ориентир обратную связь (например, результаты «оценки 360») или организовать такую обратную связь, чтобы по её итогам скорректировать цели и ожидаемые результаты коучинга. Коуч также может представить Заказчику и Клиенту обоснование того, что осознание областей развития и готовность работать над ними - важная часть коучинга как развивающей практики, поэтому если в самом начале работы полностью готового понимания областей для развития нет - это нормально, к этому пониманию можно и нужно прийти.

«Подсказки» в Этическом Кодексе ICF. «Раздел 3. «Профессиональное Взаимодействие с Клиентом». Я как коуч: 15. Обязуюсь заключать ясные соглашения или контракты с моими клиентами и спонсорами. Я с уважением буду относиться ко всем соглашениям и контрактам, заключённым в контексте профессиональных отношений коучинга. 16. Обязуюсь при подготовке договора на оказание услуг коучинга либо во время первой встречи с клиентами и спонсорами убедиться в том, что клиент/спонсор понимает, как будет проходить процесс коучинга, каковы условия и границы конфиденциальности, финансовые договорённости и все остальные условия соглашения или контракта» (Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга).

«Подсказки» в Этических нормах проекта Профессионального стандарта «Коуч». «3. Коуч во взаимодействиях c клиентами и заказчиками: 3.1. Отвечает за прояснение и согласование ожиданий клиента и заказчика от процесса и результатов работы с коучем».

Ситуация №2. «Давайте обсудим промежуточные результаты коучинга, пока наш сотрудник в отпуске/командировке»

Возможная ситуация, когда у Заказчика есть потребность в промежуточной встрече с коучем. Причины могут быть разными и нуждаются в прояснении: отсутствие видимых результатов коучинга, новые дополнительные цели на коучинг, желание приостановить или

92

Организационная психология. 2014. Т. 4. №1.

www.orgpsyjournal.hse.ru

продлить коучинговый контракт и т.д. Какой потенциальный конфликт интересов может скрываться за этой ситуацией?

1. Возможно, часть информации хотят предоставить коучу в обход Клиента.

Пример. Руководитель: «Уверен, вы найдёте слова, чтобы донести мои пожелания до сотрудника в корректной форме».

2. Представления о результативности коучинга у Клиента и Заказчика не совпадают.

Пример. HR: «В отчетах сотрудника стоят высокие оценки, но результатов коучинга я не

вижу».

3. Непреднамеренное (без «злого умысла») исключение Клиента из диалога о промежуточных результатах коучинга.

Пример. Руководитель: «Не страшно, если на нашей встрече не будет сотрудника? Он на две недели в отпуске, а нам хотелось бы не терять времени и встретиться поскорее».

Возможные решения. Коучу важно вернуться к первоначальным договорённостям и обсудить с Заказчиком/Спонсором возможность встретиться совместно с Клиентом. В крайнем случае, коучу важно предупредить Клиента о предстоящей встрече, по её завершении в письменной форме уведомить Клиента о результатах и договориться о тройственной встрече при первой возможности. Эти простые шаги помогут поддержать доверительные отношения между всеми сторонами коучингового взаимодействия и не дадут сложиться впечатлению, что коуч обсуждает что-то «за спиной» Клиента или берёт на себя ответственность за коммуникацию решений, которые должен доносить до Клиента его руководитель, HR или другое уполномоченное лицо.

«Подсказки» в Этическом Кодексе ICF. «Раздел 4: Конфиденциальность/сохранение личных данных. Я как коуч: 23. Буду иметь четкую договоренность о том, как будет происходить обмен информацией между коучем, клиентом и спонсором» (Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга).

«Подсказки» в Этических нормах проекта Профессионального стандарта «Коуч». «3. Коуч во взаимодействиях c клиентами и заказчиками: 3.9. Устанавливает ясные договорённости о том, как будет происходить обмен информацией между коучем, клиентом и заказчиком».

Ситуация №3. «Предоставьте рекомендации от клиентов»

Как правило, Заказчик и Клиент хотят гарантий успешного сотрудничества и в качестве таких гарантий запрашивают рекомендации. Вполне объяснимо, однако, не содержит ли эта ситуация потенциального конфликта интересов? С одной стороны, коучу важно иметь портфолио отзывов и успешных примеров своей работы. С другой стороны, этические нормы обязывают сохранять конфиденциальность относительно Клиентов и Спонсоров.

Возможные решения. Коуч может заблаговременно позаботиться о наличии отзывов и рекомендаций. Для этого есть минимум два способа: 1) прописать в контракте возможность использовать случай данного Клиента с определёнными целями («кейс» для супервизии, пример для статьи, книги, научной публикации, пример для потенциальных клиентов), при условии предварительного согласования с Клиентом и с сохранением конфиденциальности, когда меняются подробности, по которым можно опознать клиента (название и профиль компании, пол, возраст, конкретные задачи в рамках контракта и др.); 2) запрашивать у Клиентов и Спонсоров обратную связь по результатам коучинговой работы для публикации на сайте, причем с подписью или анонимно - строго по решению Клиента и Спонсора.

«Подсказки» в Этическом Кодексе ICF. «Раздел 4: Конфиденциальность/сохранение личных данных. Я как коуч: 22. Обязуюсь сохранять высочайший уровень конфиденциальности в отношении всей информации о клиенте и спонсоре. Я буду иметь ясное соглашение или

93

Организационная психология. 2014. Т. 4. №1.

www.orgpsyjournal.hse.ru

контракт, прежде, чем передавать информацию другому лицу, за исключением установленных законодательством случаев» (Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга).

«Подсказки» в Этических нормах проекта Профессионального стандарта «Коуч». «3. Коуч во взаимодействиях c клиентами и заказчиками: 3.8. Сохраняет конфиденциальность в отношении всей информации о клиенте и заказчике в любых ситуациях: коучинг, тренинг, консультирование, публикации и др. Устанавливает ясное соглашение или контракт о конфиденциальности, прежде чем передавать информацию другому лицу, за исключением установленных законодательством случаев».

Как можно увидеть из приведённых примеров, Этический Кодекс и Этические нормы содержат общие рекомендации, нормы и правила. Пользоваться ими как инструментом решения сложных ситуаций можно, анализируя, какие потенциальные конфликты и противоречия содержит в себе та или иная ситуация. Лучший способ - регулярный систематический анализ своей практики с помощью супервизии и с опорой на Этический Кодекс и профессиональные компетенции. В процессе анализа и осмысления мы учимся различать и предупреждать трудности до того, как они наступили и развернулись в реальном времени, то есть действовать более дальновидно, проактивно.

В завершение приведу слова профессионального коуча Леды Турай-Петраускине (Turai-Petrauskiene), цитирующей шотландского психиатра Роналда Дэвида Лэйнга: «Сфера того, о чем мы думаем и что мы делаем, ограничена тем, что мы замечаем. А из-за того, что мы не в состоянии заметить то, чего не замечаем, мы мало что можем изменить до тех пор, пока мы не обратим внимание на то, как наше не-замечание ограничивает наши мысли и действия». Раздвигая границы того, что мы способны замечать и наделять важностью в нашей практике, мы растём как коучи и обеспечиваем качественные профессиональные услуги нашим клиентам.

Литература

Кларин, М.В. (2014). Новая развивающая практика — коучинг. Новая профессия - коуч. Образовательные технологии, 1, 71-80.

Новоселова, Т. (2013). Коучинг в организации: сложности простых решений. История одного кейса. Коучинг в организации.

О’Нил, М.Б. (2005). Коучинг руководителей - твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса.

Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга (International Coach Federation) [Эл. ресурс] URL: http://www.icfrussia.ru/icf/etika-i-regulirovanie/ (доступ: 8.05.2014)

Turai-Petrauskiene L. Stay in the comfort zone. [Эл. ресурс] URL: http://coachfederation.org/blog/ index.php/1556/ (доступ: 8.05.2014)

94

Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 1

www.orgpsyjournal.hse.ru

The Norms Of Ethics As A Tool For Coaching Work (Based On Cases From Coaching Practice)

Tatiana NOVOSELOVA

British Higher School of Art and Design, Moscow, Russia

Abstract. The author examines the ethical guidelines for professional coaching - Code of Ethics ICF (International Coach Federation) and Professional Ethics of the Russian standard “Couch”. This article proposes an approach of how ethical standards can be used as guidelines and “hints” in the analysis of specific situations for coaching practice. According to the author, a successful professional activity based on three grounds: 1) practice (be able to see patterns and to prevent the system complexity), 2) the analysis and interpretation of your coach practice (supervision as a tool), 3) professional guidance: Code of Ethics, professional coahing competencies.The author takes three typical situations (objectives and results of coaching, feedback and interim meetings, recommendations) to analyze and understand what potential contradictions and complexity they contain these situations can hide and what kind of decisions can be taken relying on ethical standards.

Keywords: norms of ethics, standards in coaching, innovations in coaching, discipline of coaching, professional coaching, supervision, coaching competencies.

Refences

Klarin, M.V. (2014). Novaja razvivajushhaja praktika — kouching. Novaja professija — kouch [Developing new practice — coaching. A new profession — the coach]. Obrazovatel'nye tehnologii, 1, 71—80.

Novoselova, T. (2013). Kouching v organizacii: slozhnosti prostyh reshenij. Istorija odnogo ke-jsa [Coaching in organizations: the complexity of simple solutions. The story about one case]. Kouching v organizacii.

O’Nil, M.B. (2005). Kouching rukovoditelej — tverdost'i otkrytost'. Sistemnyjpodhod vprivlechenii rukovoditelej k resheniju ih problem [Executive coaching — firmness and openness. Systematic approach in attracting leaders to solve their problems]. M.: Mezhdunarodnaja akademija korpo-rativnogo upravlenija i biznesa.

Jeticheskij Kodeks Mezhdunarodnoj Federacii Kouchinga (International Coach Federation) [Jel. resurs]. URL: http://www.icfrussia.ru/icf/etika-i-regulirovanie/ (dostup: 8.05.2014)

Turai-Petrauskiene L. Stay in the comfort zone. [Jel. resurs]. URL: http://coachfederation.org/blog/ index.php/1556/ (accessed: 8.05.2014)

Address: 10 Nizhnyaya Syromyatnicheskaya St., building 3, 105120 Moscow, Russia.

E-mail: tv.novoselova@gmail.com

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.