Научная статья на тему 'Анализ проблемы технической подготовки юных вратарей в футболе в аспекте развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем'

Анализ проблемы технической подготовки юных вратарей в футболе в аспекте развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВРАТАРИ / ФУТБОЛ / ЗРИТЕЛЬНАЯ И ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдов М.А., Акинфеев И.В., Правдов Д.М., Хромцов Н.Е., Тихомиров Ю.В.

В статье представлены результаты анкетирования футбольных тренеров и вратарей. Техническая подготовленность вратарей 15-16 лет зависит от степени развития анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорной систем. Для повышения уровня технической подготовленности вратарей в футболе необходимо использовать комплекс специальных упражнений для развития функций зрения и равновесия. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, периметрия. Материалы. Результаты анкетирования футбольных тренеров и вратарей, а так же данные периметрии позволили определить основные направления технической подготовки с учетом особенностей функций зрительной и вестибулярной сенсорных систем организма голкиперов 15-16 лет. Результаты. Вратарей в футболе можно разделить на четыре категории. Первая результативен при отбивании и ловле мячей, летящих в створ ворот низом (ниже пояса); вторая вратарь наиболее результативен при отбивании и ловле мячей, летящих в створ ворот верхом (выше уровня плеч); третья вратарь хорошо отбивает и ловит мячи, летящие в створ ворот на уровне груди и пояса; четвертая универсальный тип, вратарь хорошо отбивает и ловит мячи вне зависимости от уровня их полета по отношению к его телу. Уровень технической подготовленности 15-16 летних вратарей в футболе зависит от степени развития функций зрительной и вестибулярной системы. Заключение. Содержание и методика технической подготовки юных вратарей на подготовительном этапе тренировки должна строиться на основе использования специальных упражнений и тренировочных устройств, моделирующих неожиданность ударов по воротам и развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдов М.А., Акинфеев И.В., Правдов Д.М., Хромцов Н.Е., Тихомиров Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы технической подготовки юных вратарей в футболе в аспекте развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем»

УДК: 7967012.68, 612.067

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ АНАЛИЗАТОРОВ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ВЕСТИБУЛЯРНОЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

М.А. Правдов - доктор педагогических наук, профессор,

И.В. Акинфеев - аспирант, Д.М. Правдов - кандидат педагогических наук, доцент, Н.Е. Хромцов - кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет Шуйский филиал ИвГУ, Шуя Ю.В. Тихомиров - кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный социальный университет

Москва

THE PROBLEM OF YOUNG GOALKEEPERS' TECHNICAL TRAINING ANALYSIS IN FOOTBALL IN TERMS OF THE SENSORY RECEPTORS FUNCTIONS DEVELOPMENT OF VISUAL AND VESTIBULAR SENSORY

SYSTEMS

M.A. Pravdov - PhD, professor I.V. Akinfeev - postgraduate student D.M. Pravdov - candidate of pedagogics, associate professor N.E. Khromtsov - candidate of pedagogics, associate professor Shuya branch of the Federal State budgetary Educational Institution of Higher

Professional Education "Ivanovo State University", Shuya Y.V.Tikhomirov - candidate of pedagogics, associate professor -Russian State

Social University Moscow

e-mail: dmitry1@rambler. ru

Ключевые слова: техническая подготовка, вратари, футбол, зрительная и вестибулярная сенсорная системы, специальные упражнения.

Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования футбольных тренеров и вратарей. Техническая подготовленность вратарей 15-16 лет зависит от степени развития анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорной систем. Для повышения уровня технической подготовленности вратарей в футболе необходимо использовать комплекс специальных упражнений для развития функций зрения и равновесия.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, периметрия.

Материалы. Результаты анкетирования футбольных тренеров и вратарей, а так же данные периметрии позволили определить основные направления технической подготовки с учетом особенностей функций зрительной и вестибулярной сенсорных систем организма голкиперов 15-16 лет.

Результаты. Вратарей в футболе можно разделить на четыре категории. Первая -результативен при отбивании и ловле мячей, летящих в створ ворот низом (ниже пояса);

вторая - вратарь наиболее результативен при отбивании и ловле мячей, летящих в створ ворот верхом (выше уровня плеч); третья - вратарь хорошо отбивает и ловит мячи, летящие в створ ворот на уровне груди и пояса; четвертая - универсальный тип, вратарь хорошо отбивает и ловит мячи вне зависимости от уровня их полета по отношению к его телу. Уровень технической подготовленности 15-16 летних вратарей в футболе зависит от степени развития функций зрительной и вестибулярной системы.

Заключение. Содержание и методика технической подготовки юных вратарей на подготовительном этапе тренировки должна строиться на основе использования специальных упражнений и тренировочных устройств, моделирующих неожиданность ударов по воротам и развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем.

Keywords: technical training, goalkeepers, football, visual and vestibular sensory systems, special exercises.

Annotation. The article presents the survey results among football coaches and goalkeepers. Technical readiness of 15-16 year-old goalkeepers depends on the degree of development of the visual and vestibular sensory systems' receptors. To increase the level of technical readiness of goalkeepers in football a set of special exercises for the development of vision and balance functions should be used.

Research methods: scientific literature analysis, questionnaires, perimetry.

Research materials. The results of survey among coaches and goalkeepers and the data of perimetry allowed to define the main directions of 15-16 year - old goalkeepers' technical training, taking into account the peculiarities of the functions of visual and vestibular sensory systems.

Results. Goalkeepers in football can be divided into four categories. The 1st - the goalkeeper is the most successful when turning aside and catching the balls which fly along the bottom (below waist level); the 2nd - the goalkeeper is the most successful when turning aside and catching the balls which fly on high ground (higher than shoulder level); the 3rd - the goalkeeper is the most successful when turning aside and catching the balls which fly on breast and waist level; the 4th - universal type, the goalkeeper is the most successful when turning aside and catching the balls flying on any level against the body of a goalkeeper. The level of technical preparedness of 15-16 year - old goalkeepers in football depends on the degree of functions of visual and vestibular systems development.

Conclusion. The content and methodology of young goalkeepers' technical training on preparatory phase should be based on use of special exercises and training equipment, modeling unexpected goal attacks and the functions of visual and vestibular sensory systems development.

Эффективность тактико-технических действий вратаря напрямую зависит от деятельности различных функциональных систем организма, в том числе сенсорных [1 - 3]. Одним из ключевых направлений в технической подготовке футбольных вратарей является учет особенностей восприятия зрительным анализатором полета мяча при различных действиях вратаря, связанных с произвольным выведением тела из равновесия. При этом особенности функционирования двигательной, зрительной и вестибулярной сенсорных систем при реагировании вратарей на сигнал изучены недостаточно, отсутствуют специально разработанные методики учебно-тренировочных занятий по технической подготовке юных голкиперов. Анализ тренировочного процесса вратарей показывает, что технико-тактическая и физическая подготовка юных вратарей зачастую осуществляется без создания необходимых условий комплексного развития функций двигательной и сенсорных систем [1, 3, 4, 5].

С целью совершенствования тренировочного процесса вратарей в футболе, определения основных направлений научного поиска по проблеме технической подготовки, разработки новых средств и методики технической подготовки было проведено анкетирование тренеров и вратарей. В анкетировании приняли участие 138 тренеров по футболу, работающих с юными вратарями в возрасте от 10 до 17 лет, и 34 вратаря (15 - 16 лет).

Анализ результатов анкетирования позволяет констатировать, что на подготовительном периоде тренировки техническая и физическая подготовка выделяются респондентами как наиболее важные компоненты всего тренировочного процесса. По мнению большинства опрошенных тренеров (84,8%), тренировочный процесс по физической подготовке вратарей 15-16 лет должен быть направлен на развитие ловкости и скоростно-силовых качеств. Для этого тренеры в работе с вратарями используют различные упражнения, в том числе разнообразные виды прыжков. При этом, по мнению вратарей и тренеров, для развития координации их объем должен составлять до 65%, а для развития скоростно-силовых качеств до 35%. Наряду с этим большинство голкиперов (85%) указывают на необходимость развития вестибулярного аппарата и способности совершать двигательные действия по выводу тела из равновесия и совершения падения.

На необходимость развития сенсорных систем организма юных футболистов указывают и 89% тренеров. Тренеры указали, что прежде всего необходимо развивать функции кинестетического и двигательного (49%), зрительного (43%) и тактильного (8%) анализаторов. Все тренеры считают, что вратарь должен обладать особым видением поля, которое необходимо развивать с помощью специальной методики тактико-технической подготовки, опирающейся на использовании средств, направленных на совершенствование периферического зрения и равновесия. Расширение границ поля зрения, по их мнению, позволит вратарю лучше ориентироваться в игровых ситуациях, особенно при атаке на ворота.

С точки зрения вратарей, на каждом тренировочном занятии необходимо выделять специальное время для развития функций анализаторов сенсорных систем: вестибулярной -до 40%, зрительной - до 30%, тактильной - до 20% и слуховой - до 10%. По их мнению, развитие способности «видеть поле» является необходимым условием роста их спортивного мастерства, а включение в тренировочный процесс специальных упражнений для развития периферического зрения, может способствовать лучшей ориентировке в пространстве,особенно при ситуациях угрозы воротам.

Значительная часть тренеров (86%) считают возможным использование специальных упражнений и тренировочных устройств в качестве необходимого условия тренировки у вратарей функций зрительной и вестибулярной сенсорных систем, моделирующих реальные условия их игровой деятельности. В то же время анализ протоколов наблюдений за тренировочным процессом показывает, что, несмотря на уверенность в необходимости применения специальных средств, направленных на улучшение функций зрительного анализатора, тренеры не уделяют должного внимания данному вопросу в процессе подготовки юных вратарей. К сожалению, было констатировано, что с вратарями не проводится офтальмографическая диагностика. Тренировочные занятия с вратарями строятся в основном с учетом особенностей двигательной асимметрии и иногда -доминирования правой и левой руки и ног, но без учета доминантности глаз и данных периметрии.

Значительная часть вратарей (87%) также считает, что использование специальных тренировочных устройств для развития функций зрительного и вестибулярного анализаторов при моделировании реальных условий игровой деятельности может повысить уровень их технической подготовленности. При этом 89% вратарей не знают, какой из глаз у них является доминирующим (ведущим). Очевидно, что отсутствие данной информации как у самих игроков, так и у тренеров ведет к тому, что в процессе тренировочных занятий не используются упражнения с учетом данной особенности функционирования зрительной сенсорной системы. В тренировочном процессе специальных упражнений, базирующихся на учете особенностей взаимовлияния зрительной и двигательной сенсорных систем, используется крайне мало. В связи с этим вполне обоснованным выглядит предположение о необходимости разработки комплекса тренировочных средств, направленных на развитие зрительной и вестибулярной сенсорных систем у юных вратарей. В частности можно предположить, что времени на принятие верного решения будет больше у того вратаря,

который имеет большие границы и глубину поля зрения и более высокую степень развития двигательной координации.

Согласно ответам тренеров, наиболее сложными для вратарей 15-16 лет являются удары по мячу в створ ворот, которые летят низом, сбоку от вратаря (56%). Третья часть опрошенных тренеров (34%) полагают, что мячи, которые летят верхом и сбоку от вратаря, являются наиболее «трудными» для отражения и 7% считают неудобными для отражения мячи, которые летят в ворота сбоку от вратаря, на уровне груди. Анализ ответов вратарей по вопросу классификации голкиперов в зависимости от успешности отбивания мячей, летящих в створ ворот на различных уровнях, позволяет констатировать следующее: для 43% удары низом (справа и слева от вратаря) являются наиболее сложными; для 34% трудности вызывают мячи, посланные в ворота верхом, для 23% - мячи, которые летят на уровне груди, как слева, так и справа от них.

На основе анализа видеозаписей 48 матчей с участием как вратарей, которые отвечали на вопросы анкеты, так и вратарей, не охваченных анкетированием, было установлено, что большинство пропущенных мячей приходятся в зоны ниже пояса (до 40%) и выше плеч голкиперов 15-16 лет (до 32%). На основании этого можно заключить о возможности выделения групп вратарей по степени удачности отражения ими мячей, летящих в различные зоны пространства ворот. Соответственно сегментарным особенностям строения тела человека они могут быть разделены на три группы: хорошо отражающие мячи, летящие ниже уровня пояса; от пояса до плеч; удачно отражающие мячи, траектория полета которых направлена в плоскость, ограниченную уровнем плеч вратаря и выше. В соответствии с этими данными представляется возможным применение антропометрических параметров для определения тренировочных зон особой важности в процессе их подготовки, в которых они наименее удачно выполняют двигательные действия по отражению мячей. По мнению 72% тренеров, вратарей по признаку отражения мячей, летящих в створ ворот на различном уровне по отношению к телу вратаря условно можно разделить на четыре категории: первая - вратарь наиболее результативен при отбивании и ловле мячей, летящих в створ ворот низом (ниже пояса); вторая - вратарь наиболее результативен при отбивании и ловле мячей, летящих в створ ворот верхом (выше уровня плеч); третья - вратарь хорошо отбивает и ловит мячи, летящие в створ ворот на уровне груди и пояса; четвертая - универсальный тип, вратарь хорошо отбивает и ловит мячи вне зависимости от уровня их полета по отношению к его телу.

Естественно, что такая классификация вратарей может быть признана лишь условно и не отражает всей комбинаторики технических действий, выполняемых вратарями в игровой практике. Очевидно, что при оценке трудности ловли и отражения мяча вратарями с учетом лишь пространственной характеристики сложно дать утвердительный ответ. При оценке степени трудности отражения мяча, летящего в створ ворот, необходимо учитывать ряд других условий, таких как скорость полета мяча, траектория, вращение, а также степень готовности сенсорных систем организма вратарей в момент удара по воротам. Стандартизировать данные условия даже при моделировании игровой ситуации представляется довольно сложной задачей.

Наряду с этими фактами, интересным в плане объяснения проблемы труднодоступных зон ворот для вратарей являются данные периметрии. Наименьшие значения границы поля зрения у юных вратарей отмечаются по меридианам «книзу -кнутри» - 48,9+4,30и «кверху» -54,7+4,40, что достоверно различается с большими показателями по другим меридианам. Меньший обзор пространства вратарем вследствие малого угла контроля со стороны зрительного анализатора за мячом, летящим в нижнюю зону ворот, ведет к большим затратам времени перестройки двигательного аппарата (время, требуемое на поворот глаз и головы в сторону полета мяча и дальнейшие действия к подготовке прыжка и т.д.). Все это снижает эффективность действий вратарей по отражению мячей, направленных игроком нападения в нижнюю часть ворот и в сторону от вратаря.

Установлено, что практически все тренеры (97%) используют в тренировке вратарей

упражнения по отбиванию мячей руками или ногами в условиях неожиданности удара по воротам. Однако эти упражнения носят эпизодический характер и не систематизированы, отсутствуют методики их применения. В тренировке они занимают от 2 до 3% от общего объема времени. Больше половины вратарей (69%) считают, что использование упражнений по ловле и отбиванию мяча, выполняемых в условиях неожиданности нанесения ударов по воротам полевыми игроками, может способствовать повышению качества их игры. Часть отпрошенных вратарей (12%) дали отрицательный ответ и 19% не смогли определиться с ответом. При этом в тренировочном процессе лишь 25% вратарей используют упражнения по отбиванию мячей руками или ногами в условиях неожиданности удара по воротам. Объем их от общего времени тренировки составляет от 8 до 12%. Проводятся такие занятия не систематически, примерно на одной - двух тренировках в месяц (при шестиразовых тренировках в неделю).

Таким образом, анализ научно-методической литературы, данных наблюдений, результатов анкетирования тренеров и вратарей позволил определить, что одним из основных направлений технической подготовки на подготовительном этапе тренировки юных вратарей является разработка содержания и методики использования комплексов специальных упражнений и тренировочных устройств, обеспечивающих условия моделирования неожиданности ударов по воротам и развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем.

Литература

1. Акинфеев, И.В. Использования прыжковых упражнений в подготовке вратарей в футболе [Текст] / И.В. Акинфеев, Ю.В. Тихомиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 3-5.

2. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы тренировки ловли и отражения мячей вратарями : монография / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 143 с.

3. Макаров, Ю.М. Роль диагностики центрального звена зрительного анализатора в прогнозировании игрового амплуа футболистов / Ю.М. Макаров, А.И. Осипенко // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2005. - N 9. - С. 28-29.

4. Правдов, М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет / М.А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5. С. 83-87.

5. Тихомиров, Ю.В. Биомеханический контроль технической и физической подготовленности футболистов / Ю.В.Тихомиров, И.В. Акинфеев, М.А. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 79. - № 9. - С. 150-155.

Bibliography

1. Akinfeev, I.V. Jumping exercises in training of goalkeepers in football [Text] / I.V. Akinfeev, Y.V. Tikhomirov / / P.F. Lesgaft University proceedings. 2010. № 12 (70). P. 3-5.

2. Golomazov, S.V. Football. Theoretical basis of training to catch and reflection of balls by goalkeepers: monograph / S.V. Golomazov, B.G. Chirva. - Moscow: TVT Division, 2006. - 143 p.

3. Makarov, Y.M. The role of the central link of the visual analyzer diagnosis in the prediction of football players' game role / Y.M. Makarov, A.I .Osipenko / / Theory and Practice of Physical Culture: Coach: Journal in journal. - 2005. № 9. P. 28-29.

4. Pravdov, M.A., Ermakova, Y.N., Pravdov, D.M. The influence of the lessons on the basis of football elements on the development of coordination abilities of 5-7 year old children / M.A. Pravdov, Y.N. Ermakova, D.M. Pravdov / / P.F. Lesgaft University proceedings. 2010. № 5. P. 83-87.

5. Tikhomirov, Y.V., Akinfeev, I.V., Pravdov, M.A. Biomechanical control of the football players' technical and physical training Y.V. Tikhomirov, I.V. Akinfeev, M.A. Pravdov / / P.F. Lesgaft University proceedings, 2011. Volume 79. № 9. P. 150-155.

Статья поступила в редакцию: 23.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.