Научная статья на тему 'Внедрение средств рекреационной гимнастики ушу в программу по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет'

Внедрение средств рекреационной гимнастики ушу в программу по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
456
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ 5-6 ЛЕТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА УШУ / PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN'S HEALTH / PHYSICAL CULTURE / PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT / CHILDREN AGED 5-6 / WUSHU RECREATIONAL GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мусин Рустам Тагирович

В данной статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование возможности внедрения оздоровительной гимнастики ушу в содержание вариативной части программы по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет. Результаты исследования представлены в трех таблицах и шести рисунках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мусин Рустам Тагирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of wusu facilities to recreational gymnastics program for preschool physical education of age 5-6 children

Theoretical and experimental proof of the possibility of introducing recreational wushu gymnastics into the contents of the variable part of the program for preschool physical education for children aged 5-6 is presented. The study results are presented in three tables and six figures.

Текст научной работы на тему «Внедрение средств рекреационной гимнастики ушу в программу по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет»

4. Manuilov Yu.S. Environmental approach in education. Pedagogika, 2000. № 7. P. 36-41. [in Russian].

5. Poles R.Y. Methods of preventing deviant behavior. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogical Universiteta im. V.G. Belinskogo, 2012. № 28. P. 950-956. [in Russian].

6. The address of Vladimir Putin to the Federal Assembly. Key statements. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/politics/20161201/1482577721.html [in Russian].

Сведения об авторах: Михайлов Роман Викторович,

аспирант кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: vip.robik9@mail.ru

Information about the authors: Mikhaylov Roman Viktorovich,

Post-graduate student,

Department of Pedagogy and Psychology,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: vip.robik9@mail.ru

□l

УДК 372.4:796.85 ББК 74.100.54:75.715

Р.Т. Мусин

ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РЕКРЕАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ УШУ В ПРОГРАММУ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В данной статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование возможности внедрения оздоровительной гимнастики ушу в содержание вариативной части программы по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет. Результаты исследования представлены в трех таблицах и шести рисунках.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье детей, физическая культура, психофизическое развитие, дети 5-6 лет, оздоровительная гимнастика ушу.

R.T. Musin

THE INTRODUCTION OF WUSU FACILITIES TO RECREATIONAL GYMNASTICS PROGRAM FOR PRESCHOOL PHYSICAL EDUCATION OF AGE 5-6 CHILDREN

Theoretical and experimental proof of the possibility of introducing recreational wushu gymnastics into the contents of the variable part of the program for preschool physical education for children aged 5-6 is presented. The study results are presented in three tables and six figures.

Key words: physical education, children's health, physical culture, psychophysical development, children aged 5-6, wushu recreational gymnastics.

Роль физического воспитания для важным в жизненной деятельности дошкольного возраста является зна- двигательным умениям, навыкам и для чительным аспектом при обучении освоения основ их выполнения в двига-

тельной деятельности при различных ситуациях [1].

В современном детском саду прослеживается насыщенность воспитательных образовательных технологий, которые по максимуму в ускоренном времени осуществляют воспитание, обучение и развитие личности. Увеличение насыщенности образовательной деятельности, информационные, эмоциональные нагрузки, все эти факторы могут привести к появлению заболеваний соматического и нервно-психического характера, среди которых особым вниманием исследователей привлекается переутомление детей старшего дошкольного возраста [7].

При условиях избыточной образовательной нагрузки и явного утомления интенсивность использования приемов физического воспитания, по большей части, не осуществляет изрядного эффекта оздоровления [5].

Одним из решений исправления затруднительного положения является создание новых путей к физкультурному образованию в целом и применения комплексов рекреационных процедур, что позволяет благополучно реализовать во введении в занятия по физической культуре специализированных упражнений. Данное направление предоставит возможность результативно и наиболее структурировано осуществлять деятельность оздоровления в работе с детьми 5-6 лет [5].

Планирование физического воспитания на основе нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания предоставляет нам реализацию такой возможности.

Создание новоизобретенных методических рекомендаций по введению в воспитательно-образовательный процесс воспитанников старших и подготовительных групп инновационных методов оздоровления сможет проявить значительную помощь при активизации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [4].

В основе вариативной части программы возможно использование оздоровительных занятий ушу, что позволит наиболее полноценно и гармонично

внести положительные улучшения в воспитательно-образовательный процесс детей 5-6 лет [6].

В 2013 году на основании договора о совместной научно-исследовательской работе было запланировано проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Здоровьесберегающее пространство в дошкольном образовательном учреждении в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Исследование осуществлялось на базе Негосударственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 152 ОАО «РЖД» в период с сентября 2013 года по апрель 2014 года.

Для исследования уровня физического развития были использованы такие общепризнанные критерии, как:

• рост, масса тела, окружность грудной клетки в покое (ОГК), сила кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) [3].

Для оценки уровня общей физической подготовленности были использованы общепризнанные тест ОФП:

• бег на 10 м, бег на 30 м, прыжок в длину с места, подъем курпуса, сгибание/разгибание рук в упоре лежа.

Анализ заболеваемости проводился на основе данных медицинских карт.

В исследовании принимали участие 87 детей 5-6 лет.

Как свидетельствуют данные рисунка 1, количество здоровых детей старшего дошкольного возраста составляет меньше четверти от всей исследуемой выборки:

• 12,79 % обследованных детей были здоровы и отнесены к первой группе;

• 3,49 % детей имели третью группу;

• 83,72 % обследованных детей отнесены ко второй группе здоровья, т.е. характеризуются некоторыми функциональными и морфологическими нарушениями и отсутствием хронических заболеваний, но достаточно уязвимы для действия различных патологических факторов (особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней тяжести, с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы).

го ^

О I-О.Л) с с;

ш со ^

* <й

5 о

¡1 2 го

° 8 I 2

О >с р

го ¡£ ф о 0.0)

* т ф ^

О. со

Б?

Ф 2 0.0

О I £ £

ф ^

I о т с

Таким образом, большинство детей (83,72 %) старших дошкольников нуждаются в изменении подхода к воспитанию и обучению в ДОУ, для чего необходимо создать технологии здоровьесберегаю-щего пространства в режиме дошкольного учреждения.

Как свидетельствуют данные статистики (рис. 2), наибольший процент патологий у детей приходится на опорно-двигательный аппарат (до 70 %).

Среди патологий ОДА наибольшее представительство (до 90 %) приходится на нарушения осанки и свода стопы. Как свидетельствуют данные таблицы 1, наибольшее число нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата пришлось на стопу (уплощение стопы, плоско-вальгусная стопа, плоскостопие).

80 70 60 50 % 40 30 20 10 0

ОДА ЧДБ Сочетанная

патология

Рис. 2. Гистограмма распределения наиболее часто встречающихся заболеваний детей старшего дошкольного возраста

Табл. 1. Патологии опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Диаграмма распределения детей старшего дошкольного возраста по группам здоровья

ш

Нарушения стопы Нарушения осанки Другие патологии

88,8% 9,8% 3,2%

На основании параметров физического развития, таких как рост, вес, окружность грудной клетки, все дети были распределены по типам физического развития (рис. 3).

Среди обследованных детей 67 % были отнесены к мезосоматическому гармоническому типу физического развития; 5 % - макросоматическому, гармоничному типу.

Микросоматическое гармоничное развитие определено у 13 % среди обследованных детей. Дисгармоничное развитие выявлено у 15 % детей. Дисгармоничное развитие с превышением массы тела выявлено у 4 детей, что составило 4,65 % обследованных.

Дисгармоничное развитие с дефицитом массы тела выявлено у 5 детей, что составило 5,8 % обследованных.

Дисгармоничное развитие с превы- Дисгармоничное развитие с дефи-

шением роста тела выявлено у 4 детей, цитом роста отмечено у 1 ребенка, что что составило 4,65 % обследованных. составило 1,16 % обследованных детей.

%

<Г ^

^ ^ ч^' ^

/

сК ^ >>

^ ^ # ^ л^

X» 9°

а» е?

У ^

Г

Рис. 3. Распределение детей старшего дошкольного возраста по типам физического развития

Дети с микросоматическим типом физического развития, также как и с дисгармоничным (около 28 % от общей выборки) традиционно составляют так называемую «группу риска» по некоторым параметрам психического, умственного или физического развития. Такие дети чаще болеют в связи с замедлением формирования иммунной защиты организма.

Анализ результатов тестирования уровня физической подготовленности позволил выявить, что 52,3 % детей (примерно половина от всех выборки) имеют средний уровень, по 23,3 % детей (примерно четверти от всей выборки) - высокий и низкий уровень соответственно (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Наиболее низкие результаты зафиксированы в метании мешочков, выявляющих уровень развития координационных способностей рук детей.

го

.

О I-с с; ш со

с

На основании полученных данных в результате констатирующего исследования была разработана программа коррекции психофункционального состоя-

ч

5 о

¡1

2 го °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I 2

О >с р

го ^ ф о аи * т Ф 2

О. М ^

Ф 2 ао

о I £ *

ф ч I о т с

ния средствами гимнастики ушу, которая входила в вариативную часть программы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В гимнастике ушу комплексы физкультурной и гимнастической направленности, дыхательная гимнастика и системы массажа плотно взаимодействуют между собой и положительно влияют на организм. При занятиях ушу осуществляется значительный профилактический оздо-

ровительный эффект. Занятия осуществляют позитивное психофизическое влияние и могут быть доступными для детей с разным уровнем физической подготовленности. Оздоровительное ушу является неотъемлемой частью общих разделов ушу. В этот раздел входят психофизические комплексы упражнений, выполняемые для гармоничной циркуляции внутренней энергии и оздоровления организма. Методика представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема содержания методики ушу

Оь

Для осуществления эксперимента нами были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Как свидетельствуют данные следующих рисунков и таблиц дети контрольной и экс-

периментальнои группы не отличались по состоянию здоровья. На рисунке 5 представлена гистограмма показателей здоровья контрольной и экспериментальной групп.

Рис. 6. Гистограмма показателей здоровья контрольной и экспериментальной групп

Табл. 2. Параметры физического развития детей 5-6 лет в начале опытно-экспериментальной работы

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Z Р

Рост, см 119,36±0,81 112,93±?? 0,000 1,000

Масса тела, кг 24,21±1,б7 28,5±4,32 0,218 0,827

Окр. гр. клетки, см 58,57±0,55 56,91±0,88 0,218 0,827

Сила пр. кисти, кг 5,96±0,27 5,02±0,24 0,181 0,856

Сила лев. кисти, кг 5,61±0,23 4,29±0,17 0,481 0,630

ЖЕЛ, мл 0,83±0,03 0,69±0,03 0,000 1,000

Табл. 3. Параметры показателей физической подготовленности детей 5-6 лет в начале опытно-экспериментальной работы

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Z Р

Бег 10 м, с 2,21±0,06 2,43±0,09 0,000 1,000

Бег10м (уров) 2,14±0,12 1,96±0,14 0,707 0,479

Бег 30 м, с 8,44±0,12 8,74±0,30 0,000 1,000

Бег 30м(уров) 2,07±0,12 2,08±0,15 0,925 0,354

Прыжок в длину, м 104,05±2,85 87,67±4,24 0,144 0,885

Прыжок в длину(уров) 1,72±0,15 1,59±0,16 0,700 0,483

Бросок набив.мяча, м 267,36±11,22 249,37±14,68 0,000 1,000

Бросок набив.мяча(уров) 2,84±0,08 2,22±0,12 0,000 1,000

Метание пр. рукой, м 6,2±0,33 5,5±0,98 0,000 1,000

Метание пр. рукой, м 1,77±0,13 1,56±0,15 1,188 0,234

Метание лев. рукой, м 4,73±0,22 3,71±0,24 0,00 1,000

Метание лев. рукой, м 1,91±0,16 1,96±0,16 0,764 0,444

Бег 300 м, с 254,63±17,55 107,98±17,47 0,000 1,000

Бег 300 м, уров 2,09±0,12 2,23±0,13 0,509 0,610

Средн. уров. 2,07±0,10 1,94±0,10 0,000 1,000

го ^

О I-0.1) с с;

ш со

^

Г! И

о о

ПУ -1-

Дети экспериментальной группы занимались по программе физического воспитания, в вариативной части которого предусмотрено использование средств ушу оздоровительной направленности. Занятия ушу проводились один раз в неделю с сентября 2013 года.

Для каждой из групп разрабатывались разноплановые комплексы упражнений с учётом индивидуализации свойств и характерности психофизического развития.

Внедрение в работу с детьми старшего дошкольного возраста упражнений китайской гимнастики ушу с игровой направленностью содействует предупре-

ждению умственного утомления и в целом увеличивает интерес к занятиям физической культурой [2].

В контрольной группе проводились физкультурные занятия с применением традиционных приемов физической культуры.

В заключение отметим, что:

1. Наибольшее количество детей 5-6 лет, а именно 82%, относятся ко второй группе здоровья, что должно отрицательно отразиться на их умственной и физической работоспособности.

2. Среди патологий детей 5-6 лет наибольшее количество приходится на нарушения стопы.

X

го

н ^

с I £

X ш

о ^

го ¡£ ф о о.д; * т <и ^

О. со

Ф 2 НО

О X <

ф ^

I о т с

3. Дети микросоматического и дисгармоничного типов физического развития составляют примерно 28% от всей исследуемой выборки и составляют так называемую «группу риска» по состоянию здоровья и адаптации к различным психогенным

и физическим факторам внешней среды.

4. Внедрение средств оздоровительной гимнастики ушу в вариативную часть программы физического воспитания должно оказать комплексное оздоровительное воздействие на детей 5-6 лет.

Библиографический список

1. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 1991. -143 с.

2. Музруков, Г.Н. Основы ушу: учебник для спортивных школ [Текст] / Г.Н. Музруков. - М.: Издательский Дом Городец, 2006. - 576 с.

3. Омин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Омин. - М.: Академия, 1983. - 275 с.

4. Панасюк, Т.В. Антропологический мониторинг дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Па-насюк, С.И. Изаак, Е.Н. Комиссарова; под ред. С.И. Изаак. - М.: Физическая культура, 2005. - 109 с.

5. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры [Текст] / В.Н. Селуя-нов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с.

6. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рек. для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.: Сфера, 2006. - 167 с.

7. Тарасова, Т.А. Организация физического воспитания старших дошкольников в детском саду [Текст]: метод. рек. / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. М.: Сфера, 2008. - 51 с.

References

1. Glazyrina L. D. Physical education for preschoolers: the program and its requirements: a Handbook for teachers of preschool educational institutions. M.: VLADOS, 1991. P. 143. [in Russian].

2. Muzrukov G. N. Fundamentals of Wushu: a textbook for sports schools. M.: Izdatelskii Dom Gorodets, 2006. P. 576. [in Russian].

3. Omin N.A. Age peculiarities of physical education. M.: Akademia, 1983. P. 275. [in Russian].

4. Panasyuk T.V., Izaak S.I., Komissarova E.N. Preschool children's anthropological monitoring. Ed. S.I. Izaak. M.: Fizicheskaia kultura, 2005. P. 109. [in Russian].

5. Seluyanov V.N. Recreational physical culture technology. M. : SportakAdemPress, 2001. P. 172. [in Russian].

6. Tarasova T.A. Control of physical condition of preschool age children.. M.: Sfera, 2006. P. 167. [in Russian].

7. Tarasova T.A., Vlasova L.S. Physical education of senior preschool children organization in kindergartens. M.: Sfera 2008. P. 51. [in Russian].

Сведения об авторе: Мусин Рустам Тагирович,

аспирант кафедры теории и методики физического воспитания, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: rustam.nov74@mail.ru

Information about the author: Musin Rustam Tagirovich,

Post-graduate student,

Department of Theory

and Methodology of Physical Education.

Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: rustam.nov74@mail.ru

□l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.