Научная статья на тему 'Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических факультетов вузов.'

Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических факультетов вузов. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОК (ВРЕМЕННОЙ ОТРЕЗОК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА) / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLOCK / DIFFERENTIATION / FOREIGN LANGUAGE / LANGUAGE TRAINING / MODULE / MODULAR INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е. Г.

В статье обоснована актуальность совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических специальностей вузов. Автором раскрывается сущность модульного обучения, блочной организации учебного процесса и возможности их интеграции для внедрения в педагогический процесс вуза в качестве фактора совершенствования иноязычной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Block and modular instruction as a factor of improving language training of future economists

Relevance of improvement of future economists' language training in higher educational institutions is revealed in the article. The author substantiates integration of modular instruction and block organisation as well as its introduction in the pedagogical process as a factor of language training improvement.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических факультетов вузов.»

Е. Г. Никитина

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

Работа представлена кафедрой иностранных языков Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Хрисанова

В статье обоснована актуальность совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических специальностей вузов. Автором раскрывается сущность модульного обучения, блочной организации учебного процесса и возможности их интеграции для внедрения в педагогический процесс вуза в качестве фактора совершенствования иноязычной подготовки специалистов.

Ключевые слова: блок (временной отрезок учебного процесса), дифференциация, иностранный язык, языковая подготовка, модуль, модульное обучение.

Relevance of improvement of future economists’ language training in higher educational institutions is revealed in the article. The author substantiates integration of modular instruction and block organisation as well as its introduction in the pedagogical process as a factor of language training improvement.

Key words: block, differentiation, foreign language, language training, module, modular instruction.

Процессы глобализации науки, экономики, образования, культуры, возрастание роли международного сотрудничества оказывают влияние на все стороны жизни общества и обуславливают изменение требований и подготовленности специалистов во всех отраслях производства, в том числе и в сфере экономики. Тенденции к прозрачности границ между государствами обусловили рост международных контактов, увеличение объема деловой корреспонденции и профессионального взаимодействия с иностранными специалистами и партнерами. Такие условия предполагают командировки специалистов по стране и за рубеж, непосредственное общение на иностранном языке на бытовом, деловом и профессиональном уровнях, что требует навыков аудирования, чтения и понимания технических инструкций, деловой документации, рекламных материалов и т. д.

Изучение практической профессиональной деятельности выпускников экономических факультетов вузов позволяет сделать вывод о несоответствии имеющегося уров-

ня иноязычной подготовки специалистов требованиям работодателя. Анализ практики преподавания иностранных языков в неязыковом вузе позволяет выявить ряд недостатков иноязычной подготовки, как то: отсутствие дифференциации обучения по уровню владения студентами иноязычными компетенциями; недостаточный срок иноязычной подготовки в вузе; большой временной разрыв между изучением иностранного языка в вузе и его использованием на практике; фрагментарность учебного материала по предмету «иностранный язык»; недостаточный уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка; дефицит профессиональной направленности преподавания иностранного языка в вузе; постоянное устаревание учебной информации.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования языковой подготовки студентов экономических специальностей. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает технология модульного обучения. В педагогиче-

ской литературе теоретические и практические вопросы модульного обучения рассматривались П. А. Юцявичене, А. В. Бойковым, В. И. Дмитриевым, В. И. Дроздовым, Л. В. Карачевцевой, Е. А. Маловой и др. Проблемы внедрения модульного обучения в педагогический процесс средней школы обсуждались в периодической литературе такими авторами, как Г. О. Аствацатуров, В. Гузеев, О. Л. Егорова и др. Е. Бойцова, В. Ищенко, Н. Ловцова, 3. Сазонова рассматривали особенности модульной системы обучения в условиях высшей школы. В. Н. Афонасова, А. Н. Голуб, Г. Н. Егорова, О. К. Клопова, М. В. Кошкарова, Т. Д. Леонова, И. В. Наливайко, М. Ю. Ро-манюк, С. Д. Сыротюк, О. А. Храмочкина посвятили свои диссертационные работы различным аспектам модульного или модульно-рейтингового обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что учебный материал структурируется в автономные организационно-методические блоки-модули, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, специализации обучающихся и их выбора индивидуальной учебной траектории.

В педагогике нет единой точки зрения о том, что касается содержания понятия «модуль». Общим для определений данного понятия является его рассмотрение как важной части, необходимой для функционирования дидактической системы. В нашем исследовании модуль выступает как логически завершенная часть внутри одной учебной дисциплины, в которой программируется четкая последовательность изучения учебного материала, уровень его усвоения, количественная мера оценки качества усвоения учебного материала, предусмотрена поэтапная система контроля. В контексте исследования педагогических условий совершенствования иноязычной подготовки будущих экономистов учебный модуль выступает как автономная структура, включающая цели, выраженные в терминах результата, формируемые иноязычные зна-

ния, умения, навыки, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

Структура модуля состоит из учебных элементов, количество которых может варьироваться. По мнению П. Юцявичене1, обязательными являются нулевой учебный элемент, содержащий цели модуля, предпоследний учебный элемент, в котором дано резюме-обобщение материала, а также последний учебный элемент с заданиями для выходного контроля. Предусмотрен входной, текущий, промежуточный и выходной контроль. Изучение нового модуля начинается с входного контроля знаний и умений студентов. При неудовлетворительных результатах студенты отсылаются на изучение определенных модулей или учебных элементов с целью восполнения пробелов . Промежуточный контроль осуществляется после изучения каждого учебного элемента. Качество усвоения содержания всего модуля осуществляется с помощью выходного контроля.

Выделяется восемь основополагающих принципов модульного обучения: модульности, структуризации обучения на обособленные элементы, динамичности, метода деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности2. Отметим, что характерный для модульного обучения дифференцированный подход, обеспечивается четко построенной системой и принципами обучения. Так, принцип гибкости обеспечивает приспособление содержания обучения исходя из потребностей и базовой подготовленности студентов. Управление учебными действиями самим обучающимся, переходящее в самоуправление, достигается благодаря осуществлению принципа разносторонности методического консультирования. Взаимодействие преподавателя и студента на базе принципа паритетности, предполагающего их сотрудничество, способствует развитию творческой индивидуальности личности.

Элементом модульного обучения может выступать рейтинговая система оценки знаний. Накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и выходного контроля за определенный промежуток времени (блок) по оговоренным заранее правилам. Оценивается качество выполнения заданий, своевременность, дополнительная работа, посещаемость, поощряются инициативность и оригинальность. Предусмотрен также и вычет баллов за пропуски занятий, несвоевременное или некачественное выполнение заданий. Тот, кто набирает максимальное количество баллов за блок, может быть освобожден от зачета или экзамена. Оговаривается также и нижняя граница рейтинга. Показатели ниже этого минимума считаются недостаточными для сдачи модуля3.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что введение в педагогический процесс вуза модульного обучения ориентирует студентов на самостоятельную организацию поиска информации и ее усвоения, проявление личностного и творческого потенциала и в целом повышает качество подготовки специалистов. Создание банка модулей и модульных программ по дисциплине и оперирование ими может помочь решению проблемы обеспечения учеб -ной литературой на местах. В отличие от учебников модульная программа и ее состав -ляющие - модули и учебные элементы - адресованы более узкому кругу обучающихся и создаются с учетом специфики учебного процесса, студенческого контингента и преподавательского состава данного вуза.

Педагогическая практика высшей школы показывает возможность соединения модульного обучения с блочной организа-цией учебного процесса. Блочная система обучения успешно функционирует в Чебоксарском институте экономики и менеджмента (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с 1992 г. В ее основе лежит разделение учебного года, семестра на несколько временных промежутков - блоков. Учеб-

ный блок предполагает предъявление обучающимся конкретных целей, усвоение определенной дозы учебного материала и контроль его овладением. Академический год в вузе делится на 4 блока, каждый из которых, включая зачетную и экзаменационную недели, длится 10 недель. Предпоследняя неделя является зачетной, в течение которой студенты сдают зачеты, чтобы получить допуск к сдаче экзаменационной сессии.

Отметим, что организация учебного процесса в форме блочной системы обуславливает более высокую (по сравнению с семестровой формой) концентрацию внимания со стороны студентов на учебно-познавательной деятельности, позволяя поддерживать необходимый рабочий ритм в течение блока, не вызывая резкого увели -чения учебной нагрузки в период экзаменационной сессии; повышает мотивационную заинтересованность студентов в учебной деятельности, так как сжатые сроки стимулируют систематическую работу обучающихся, выполнение и сдачу заданий в срок; предусматривает в конце блока сдачу дополнительных промежуточных зачетов по курсам, итоговой формой контроля которых является экзамен или зачет в конце семестра или учебного года, что способствует более глубокому усвоению учебного материала за счет дополнительной систематизации и обобщения знаний по дисциплине; заключает в себе потенциал для внедрения в педагогическую систему института инновационных форм обучения, в частности модульной и модульно-рейтинговой технологий.

Блочно-модульная технология является сочетанием модульного обучения и блочной системы. Внедрение технологии в учебный процесс вуза делает его дискретным. Академический год делится на «разноформатные дидактические единицы, более не кратные привычным величинам: учебному году, семестру»4. Такое деление позволяет оптимальным образом рассредоточить контрольные мероприятия в течение 8 недель одного блока, стимулируя студентов к регулярной работе на всем его протяжении.

В Чебоксарском институте экономики и менеджмента на кафедре иностранных языков ведется работа по внедрению модульного обучения в условиях блочной системы. Мы считаем сочетание блочного деления учебного года и модульного обучения взаимодополняющим при обучении иностранному языку в условиях высшей школы. Проектирование преподавателями модульных программ осуществляется исходя из временных промежутков блочного деления. Каждый модуль, являясь органичной частью модульной программы, относительно самодостаточен. Он заключает в себе определенную ценность, преследуя формирование четко обозначенных иноязычных знаний, умений и навыков. Несмотря на относительную самостоятельность модулей, они взаимосвязаны. Новый уровень за точку отправления берет предыдущий. Таким образом, обучающийся постепенно аккумули-

рует иноязычную компетентность в конкретной области применения языка.

Итак, в контексте данного исследования блочно-модульное обучение иностранному языку заключается в изучении языкового материала в рамках учебного блока (временного отрезка учебного процесса) на основании специально разработанных модульных программ и модулей, предполагающих выбор наиболее адекватных организационных форм и методов; включение в содержание обучения материалов для формирования мотивационного компонента у обучающихся; уровневую дифференциацию учебного процесса; актуализацию знаний и умений обучающегося, необходимых для работы над данным модулем; диагностику достижения интегрирующих и частных целей модуля с помощью заданий промежуточного и выходного контроля; фиксацию индивидуальной лингвообразовательной траектории обучающегося.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. С. 62.

2 Там же. С. 38-48.

3 Афонасова В. Н. Методика построения профессионально-ориентированных модульно-рейтинговых программ обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Дис. на соис. учен. степени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/03/0636/030636001.pdf.

4 Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.msu.ru/innovation/nmo/oop.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.